fbpx

Проект «Сахалин-1»: прошлое, настоящее, будущее

Буровая платформа «Беркут»
Одна из самых больших в мире буровых платформ «Беркут». Ей не страшны морозы, землетрясения и плавучие льды

Несмотря на набившие оскомину призывы о диверсификации экономики, наполнение российского бюджета во многом зависит от продажи энергоносителей. Значительная часть действующих месторождений нефти и газа была открыта еще в советский период, поэтому лучшие их времена далеко в прошлом. Чтобы объем экспорта не уменьшался, необходимо находить и разрабатывать новые площадки, а это требует много времени и еще больше денег.

В сознании обывателя добывать нефть или газ очень просто – сделал дырку в земле, и только успевай считать барыши. На самом деле, это очень далеко от реальности: добыча углеводородов – сложная и весьма высокотехнологическая отрасль, требующая огромных затрат и инвестиций. Поэтому вдвойне приятно слышать об успешной реализации в нашей стране масштабных проектов в нефтегазовой сфере. Один из самых известных из них — «Сахалин-1». Месторождения углеводородов на шельфе этого острова были открыты в 70-е годы прошлого века, однако, активная их разработка началась только после распада Советского Союза.

Общее описание

«Сахалин-1» — это проект по добыче углеводородов на шельфе Сахалина. Он предусматривает разработку сразу нескольких месторождений: Аркутун-Даги, Одопту и Чайво. Там находятся значительные богатства. Согласно современным данным, совокупный объем запасов, доступных к извлечению на этих площадках, составляет:

  • 485 млрд м3 природного газа.
  • 2,3 млрд баррелей нефти;

На Одопту подъем «черного золота» осуществляется с помощью скважин большой длины, на Аркутун-Даги она производится с платформы «Беркут», на Чайво для добычи сырья используется платформа «Орлан» и береговая площадка. Сырье, полученное на всех трех месторождениях, транспортируется на комплекс подготовки, где доводится до необходимых кондиций. Нефть после обработки перекачивается по трубопроводу на терминал Де-Кастри. Уже оттуда осуществляются ее экспортные поставки.

Добыча нефти на Сахалине
Благодаря шельфовым проектам, добыча нефти на Сахалине в первом квартале 2019 года выросла на 10%

Буровая установка «Ястреб» представляет собой огромную конструкцию, сравнимую по размерам с 22-х этажным зданием. Она максимально автоматизирована и полностью закрыта снаружи. «Ястреб» способен работать при температуре -40° C, ему нестрашны сильные землетрясения. Оборудование платформы изготавливалось в пяти различных странах, а окончательная сборка происходила в американской Луизиане.

На Чайво извлечение нефти и газа осуществляется с использованием морской платформы «Орлан». Она разрабатывалась специально для использования в арктических широтах, поэтому прекрасно чувствует себя в жестких условиях Сахалина. В создании «Орлана» участвовало ЦКБ «Рубин», а оборудование устанавливали в Южной Корее.

Еще большее впечатление производит платформа «Беркут», которая начала работать на Аркутун-Даги в начале 2015 года. Ее плановая мощность достигает 4,5 млн тонн нефти в год. «Беркут» может бурить до 45 скважин, ему нестрашны низкие температуры, натиск двухметрового льда и девятибалльные землетрясения. 90% всех материалов для нижней части конструкции закупались у российских производителей, а верхняя часть с промысловыми и буровыми модулями изготавливалась в Южной Корее. Общая масса конструкции достигает 40 тыс. тонн.

Транспортировка нефти с терминала осуществляется танкерами высокого ледового класса типа Aframax. Проект обслуживается несколькими многофункциональными ледокольными судами.

На месторождениях добывается нефть сорта Sokol, содержащая 0,23 % серы, с плотностью 37,9 API. Со всех скважин добытая нефтегазовая смесь отправляется на комплекс подготовки (БКП) «Чайво». Здесь осуществляется разделение нефти, газа и воды, после чего «черное золото» отправляется в Де-Кастри. За сутки БКП может перерабатывать до 250 тыс. тонн сырья.

Проект «Сахалин-1» настолько сложен технически, что он разделен на несколько промежуточных этапов. С момента его реализации уже поставлено несколько впечатляющих рекордов. Например, в 2011 году на Одопту в эксплуатацию ввели самую протяженную в мире нефтяную скважину – 12 345 метров. Через два года этот рекорд был побит: на Чайвинском месторождении нефтяники пробурили Z-42, ее длина составила 12,7 км. Следует добавить, что на сегодняшний день девять из десяти самых длинных скважин находятся именно на «Сахалине-1».

Кто разрабатывает проект

Сегодня «Сахалин-1» – один из самых амбициозных проектов в сфере добычи нефти и газа в нашей стране. Его реализация проходит на основе Соглашения о разделе продукции. Его можно назвать лидером по притоку прямых зарубежных инвестиций в отечественную экономику. Уже к началу 2006 года их совокупный объем составил 4,5 млрд американских долларов.

Разработкой проекта занимается транснациональный консорциум, в который вошли представители четырех государств. Оператор «Сахалина-1» —Exxon Neftegas Limited — «дочка» мирового нефтегазового гиганта ExxonMobil. Ей принадлежит 30% акций. Остальными участниками являются:

  • «Роснефть», имеющая долю в 20%;
  • группа японских компаний SODECO – 30% акций;
  • корпорация ONGC с долей 20%.

Проект «Сахалин-1» можно назвать прекрасным примером использования самых передовых методов и технологий для освоения природных богатств Арктики и Дальнего Востока. Он уже принес нашей стране уникальный опыт, который в будущем российские нефтяники смогут применить на других арктических и субарктических месторождениях. Эксплуатация месторождений на сахалинском шельфе продолжится до середины нынешнего столетия.

Всю необходимую информацию о реализации проекта можно получить на сайте компании-оператора.

Буровая платформа «Орлан»
Буровая платформа «Орлан», что используется для добычи газа на месторождении Чайво

Немного об истории проекта

Десятилетия активной эксплуатации привели к истощению наземных месторождений нефти и газа на Сахалине. В 70-е годы на остров была направлена морская экспедиция, занимавшаяся разведкой новых запасов. Ей удалось обнаружить крупные залежи, находящиеся на шельфе острова. В 1977 году геологи открыли месторождение Одопту, в 1979 – Чайво, а в 1989 были разведаны значительные запасы на Аркутун-Даги. В середине 90-х годов появилось несколько проектов разработки этих площадок, которые получили общее наименование «Сахалин».

Планировалось, что добыча полезных ископаемых будет вестись в рамках нескольких соглашений о разделе продукции (СРП). Соответствующий документ относительно «Сахалина-1» утвердили в июне 1995 года, и через двенадцать месяцев он вступил в силу. С 1995 по 2000 год продолжались поисково-оценочные работы, в ходе которых пробурили несколько разведывательных скважин, а с помощью сейсмологических методов была исследована площадь более 1 тыс. кв. км.

Далеко не все шло гладко. Довольно долго стороны не могли договориться о разделе продукции, затем Комитет по экологии запретил бурение на площадках, выделенных под проект, а в 2001 году начался конфликт между властями Сахалина и участниками консорциума относительно способов транспортировки нефти. Природоохранное ведомство выступало против сейсморазведочных работ, которые, по его мнению, наносили вред популяции китов в Охотском море. Компания Exxon несколько раз угрожала выйти из проекта.

Доставка грузов для проекта «Сахалин-1»
Доставка грузов для проекта «Сахалин-1»

В 2001 году консорциум официально заявил о рентабельности добычи углеводородов. Данное событие можно назвать окончанием этапа разведки месторождений. В 2004 году российское правительство утвердило технико-экономическое обоснование проекта, что позволило приступить к началу масштабного строительства.

Следует понимать, что условия добычи нефти и газа на «Сахалине-1» уникальны для нашей страны. Месторождения находятся под дном Охотского моря, а на его поверхности бушуют ураганные ветра, метели, циклоны. Этот суровый край нередко посещают мощные тайфуны. Огромную опасность для нефтедобывающих сооружений представляют так называемые ледяные штормы – сильное волнение моря при наличии на его поверхности большого количества плавающего льда. Чтобы преодолеть все эти трудности, потребовались знания специалистов из разных стран мира и самые передовые технологии.

Проект «Сахалин-1» изначально был разделен на несколько стадий. Планировалось, что на первом этапе консорциум приступит к разработке Чайво и Одопту. Для добычи на них предполагалось использовать платформу «Орлан», установку «Ястреб», береговое оборудование, систему трубопроводов, комплекс подготовки нефти, а также терминал в поселке Де-Кастри для отгрузки продукции.

В 2005 году началась работа на Чайво. Сегодня природный газ, добываемый на данной площадке, идет на обеспечение потребностей Хабаровского края. Озвучивались планы по постройке газопровода в Японию, но они так и не были реализованы. Согласно существующим оценкам, его стоимость составляет примерно 2,6 млрд долларов. В следующем году начала работать система транспортировки нефти с Чайвинского месторождения до Де-Кастри.

В 2005 году акционеры проекта вступили в конфликт с «Газпромом» из-за природного газа, добываемого на месторождениях. Российский монополист заявил, что желает выкупать весь газ с сахалинских месторождений. Эту идею поддержало российское правительство, но она абсолютно не понравилась участникам проекта, которые хотели распоряжаться газом самостоятельно. Окончательно этот вопрос удалось урегулировать только в 2017 году.

В 2007 и 2008 году на площадке были пробурены сразу несколько нефтяных скважин сверхбольшой длины. В 2008 году проект был отмечен наградой на конференции по нефтегазовым технологиям. В этом же году он вышел на окупаемость и начал выплачивать налог на прибыль. В 2009 году терминал в Де-Кастри, получил на конгрессе почетное звание «Терминал года».

В 2010 году первая нефть пошла с месторождения Одопту. Она позволила компенсировать уменьшение выхода с Чайво. В 2011 году здесь был поставлен очередной рекорд: запущена в эксплуатацию скважина ОР-11 с общей длиной ствола 12,345 метра. В 2012 году произошла отгрузка пятисотого танкера с Де-Кастри, а поставки газа с месторождений проекта достигли 10 млрд куб. В декабре того же года был торжественно открыт Технический нефтегазовый институт СахГУ.

В 2014 году на Аркутун-Даги доставили и установили самую мощную на тот момент в мире платформу «Беркут». Уже в начале 2015 года с нее пошла первая нефть.

В 2017 году на Чайво была пробурена скважина протяженностью более 15 тыс. метров.

В ближайшие несколько лет планируется увеличение объема природного газа, добываемого на Чайво. К июлю 2018 года на всех месторождениях проекта добыли более 100 млн «черного золота». Только в 2017 году потребителям было отправлено 2,3 млрд куб. газа. На юге острова запланирован завод по сжижению газа, а его запуск состоится в 2025 году.

Реализация проекта и санкции Запада

В отличие от других совместных проектов в сфере добычи нефти и газа, «Сахалину-1» удалось счастливо избежать западных санкций. Вероятно, что главная заслуга в этом принадлежит лоббистам компании ExxonMobil, которые сумели вывести свое детище из-под удара.

В августе 2018 года представители компании официально сообщили, что санкции США, веденные против России, не окажут негативного влияния на реализацию «Сахалина-1». Это заявление последовало сразу после введения американским Государственным департаментом нового пакета санкций («дело Скрипалей»).

Экологические аспекты проекта

«Эксон Нефтегаз Лимитед» и другие члены консорциума не устают повторять, что экологическая безопасность является приоритетом при реализации проекта «Сахалин-1». Однако экологические организации и местные «зеленые» активисты к подобным заявлениям относятся довольно скептически.

Согласно информации оператора проекта, за время реализации «Сахалина-1», на защиту природы острова и его прибрежных акваторий потрачено около 2,5 млрд долларов. Exxon Neftegas Limited неоднократно заявляла, что для осуществления природоохранных мероприятий привлекаются самые передовые технологии и новейшие методы мониторинга.

Одним из примеров приводится использование технологии бурения скважин с большим отклонением от вертикали. Благодаря этому методу удалось отказаться от использования дополнительных морских платформ, отпала необходимость создания большого количества береговых площадок – теперь для бурения многих скважин достаточно одного участка. Это значительно уменьшает сеть промысловых нефтепроводов, что существенно снижает риск техногенных аварий.

Буровая установка во льдах
Даже многометровые льды не могут помешать добыче нефти и газа на Сахалине-1

Сами трубопроводы имеют сейсмостойкую конструкцию и могут выдержать сильное землетрясение. Платформы «Орлан» и «Беркут» имеют надежную дренажную систему, способную предотвратить даже серьезную утечку нефти.

Экологические организации крайне негативно относятся к реализации данного проекта. В 2008 году активисты пытались через суд отменить строительство очередного нефтепровода через Пильтунскую лагуну. Ответчиком тогда выступали Ростехнадзор и Росприроднадзор. По мнению природоохранных организаций, экологическая экспертиза по проекту «Сахалин-1» была проведена с грубыми нарушениями, что чревато серьезными рисками для окружающей среды и коренных народов, проживающих на острове.

Шельф острова Сахалин имеет одну уникальную особенность – это единственное в мире место летней кормежки серых китов. Поэтому экологи изначально были против любой добычи нефти в водах острова. Животных пугает шум большого количества танкеров, буксиров, кораблей обеспечения, которые теперь регулярно курсируют в данном районе. Еще большую опасность представляет для них сейсморазведка. Три наиболее известные международные экологические организации – Международный фонд защиты животных (IFAW), Гринпис и Всемирный фонд дикой природы (WWF) создали группу по защите серых китов и требуют открытия сезонного заказника для серых китов в водах Сахалина.

В 2008 году научный совет, в состав которого входили отечественные и зарубежные специалисты, опубликовал отчет о сокращении популяции серых китов в зоне добычи нефти и газа. С момента начала реализации проекта неоднократно случались разливы нефти, причем несколько раз компания-оператор откровенно пыталась замолчать чрезвычайную ситуацию.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них