В России и Финляндии железнодорожная колея шире, чем в Европе

Почему так произошло? Почему европейские страны имеют один стандарт колеи, а России и Финляндия другой?

Стоит отметить, что на начальном этапе строительства железных дорог в Англии их строили разной ширины. Но когда страна покрылась сетью железных дорог, и их пришлось соединять одну с другой, то начались проблемы.  Поэтому парламент Англии принял единый стандарт ширины колеи железной дороги (1435 мм), который распространился почти на все европейские страны, кроме Испании, Португалии, Ирландии, а также на Китай, Корею, США, Канаду и ряд Латиноамериканских стран.

Данный стандарт не затронул Россию и Финляндию. Почему?

В Российской империи первая железная дорога была построена между Петербургом и Царским селом и имела ширину 1829 мм. Но затем вся остальная железная дорога строилась по стандарту 5 футов или 1524 мм. Почему выбрали такой стандарт неизвестно, хотя мифов ходит много: и с целью военной безопасности, и причине руководства строительством американскими инженерами, а также потому что 5 футов целое число.

Поскольку Финляндия и Польша находились в составе Российской империи, то их железнодорожные пути также строили по российскому стандарту. После обретения независимости Польша перестроила свою колею на европейскую ширину, а Финляндия не стала ничего менять.

Но в 70-е году прошлого столетия в СССР перешли на новый стандарт (1520 мм), так как считалось, что в этом случае подвижной состав меньше изнашивается.

Во всех странах бывшего СССР ширина колеи 1520 мм, за исключением некоторых участков в Прибалтике, которые перестроены на европейский манер.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них