Вертолетостроение уже давно стало одной из главных отраслей военной промышленности. Без маневренных и вездесущих летательных аппаратов не могут обойтись армия и гражданская авиация. Конструкторы ведущих держав упорно стремятся создать новые машины, превосходящие винтокрылы соперников по всем показателям. Представляем рейтинг самых мощных ударных вертолетов в мире.
Ми-24
Вертолет, созданный ОКБ Миля, в далеком 1969 году находится на верхних ступеньках рейтинга по числу выпущенных машин, пропустив вперед только «Апача». Это первая машина отечественного производства, сконструированная специально для ВВС.
Надежный, верткий винтокрыл рассчитан на мощные вооружения, но конструкторы оставили пассажирскую кабину. После выполнения боевых задач вертолет мог забрать десант или вывезти раненых, чем заслужил любовь всех, кто эксплуатировал машину в боевых действиях.
На Ми-24 установлен абсолютный рекорд скорости – 368.4 километра в час. Это лучшая рекомендация, какую можно дать боевой машине массового производства (выпущено 3500 единиц).
Число вооруженных конфликтов с применением Ми-24 уже перевалило за 30. Вертолет используют для уничтожения бронированной техники, поддержки огнем сухопутных войск. Стоял на вооружении более чем в 50 странах.
HAL Light Combat Helicopter
Гордость индийского вертолетостроения – машина сконструирована специально для применения в условиях высокогорья (статический потолок 6500 метров). Компания HAL работает над созданием боевой машины с 2006 года, в 2010 вертолет совершил первый полет.
Это перспективная модель, конструкторы продолжают работать над совершенствованием винтокрыла. Вертолет прошел летные испытания в условиях низких температур, успешно совершил взлет-посадку на высокогорной базе на леднике. Заявленный предел скорости – 330 километров в час.
Предназначен для воздушной разведки, ведения боевых действий. Построен по традиционной схеме – с несущим и рулевым винтами, двумя турбовальными двигателями (по 1200 лошадиных сил). Индийская армия заказала HAL около 2-х сотен винтокрылов LCH.
Harbin Z-19
Китайский ударный вертолет, принятый на вооружение в 2012 году. Боевая машина традиционной схемы – с несущим четырехлопастным винтом и рулевым, выполненным в виде фенестрона. Винтокрыл оснащен 2-мя турбовальными двигателями (2х848 лошадиных сил).
Крейсерская скорость – 245 (максимум 280) километров в час, для защиты экипажа и машины использовано бронирование основных узлов и технология Стелс.
По техническим и летным показателям Z-19 уступает лучшему китайскому вертолету CAIC WZ-10, за счет этого гораздо дешевле в производстве и эксплуатации. ВВС Китая уже приняли на вооружение 120 единиц винтокрыла.
«Боинг» AH-64D Longbow Apache
Ударный вертолет «Апач» – основная боевая единица ВВС США. Эксплуатируется с 1984 года, бортовые системы регулярно модернизировались под новые задачи. Самый распространенный вертолет в мире, стоит на вооружении многих стран.
Силовая установка – 2 двигателя мощностью 1696-2100 лошадиных сил в зависимости от модификации, выдающие скорость 293 километра в час. Вертолет оснащен выхлопными устройствами для снижения тепловых выбросов, конструкция хвостовых винтов гасит шум.
Радиолокационная система позволяет отслеживать 256 целей на удалении до 8 километров. Вертолет оснащают мощными вооружениями, способными поразить бронированную технику на расстоянии 5-11 километров.
Несмотря на появление новых вертолетов последнего поколения, «Апачи», по мнению экспертов, еще долго будут оставаться главной ударной единицей американских ВВС.
Agusta A129 Mangusta
Итальянский винтокрыл, впервые поднявшийся в небо в 1983 году, полностью сконструирован в Европе. Создатели, не мудрствуя лукаво, позаимствовали многие идеи у конструкторов «Апача».
Машина – легкая, малозаметная, предназначена для поражения бронетехники, противоракетных атак и воздушной разведки. Силовая установка – 2 газотурбинных двигателя марки Rolls-Royce. Максимальная скорость – 315 километров в час.
Создатели не перегрузили вертолет броней, предпочли продублировать основные узлы и разнести их далеко друг от друга.
Вертолет взят на вооружение итальянскими и турецкими ВВС. «Мангуста» продемонстрировала свои боевые возможности в Сомали (1992-1994 годы), налет составил 844 часа.
Denel AH-2 Rooivalk
Ударный вертолет ВВС ЮАР, созданный в 1990 году, ответ южноафриканских конструкторов на запрет ООН на ввоз современных вооружений в страну.
Фирме Rooivalk с первого захода удалось создать машину, не уступающую лучшим мировым аналогам.
Винтокрыл оснащен двумя двигателями, позволяющими развивать скорость 309 километров в час.
Кабина пилотов, основные узлы защищены керамической и акриловой броней. Обзорно-прицельная система позволяет совершать полеты в любую погоду. Denel Rooivalk уже продемонстрировал боевые возможности в вооруженных конфликтах.
На 2022 год произведено 12 единиц.
CAIC WZ-10
Основная ударная единица китайских ВВС, созданная на принципах заимствования, характерного для этой страны. Над эскизным проектом WZ-10 поработало ОКБ Камова – один из лидеров боевого вертолетостроения.
Двигатели компании «Пратт энд Уитни» китайцы ставили на штурмовой вертолет без согласования с производителем. Разгоревшийся в США скандал привел к тому, что поставки прекратились, а китайцы в короткие сроки сконструировали собственную силовую установку, которой и оснащают винтокрылы.
Вертолет WZ-10 выдает скорость до 270 километров час, практическая дальность 800 километров. Фюзеляж оснащен дополнительным пакетом сверхлегкой и прочной брони из наноматериалов.
Китайские ВВС уже получили 180 ударных вертолетов WZ-10.
Eurocopter Tiger
Детище европейских конструкторов уже принято на вооружение несколькими странами – Германией, Францией, Испанией. Ударный вертолет – оригинальная разработка компании Airbus Helicopters.
Конструкторы облегчили фюзеляж, используя композитные материалы (80 % общего объема). Защиту машины и экипажа обеспечивает технология Стелс, делая вертолет незаметным для поисковых систем любого действия. Бронирование использовали в минимальном количестве.
Отметим, что идея малозаметности особой популярности аппаратам Eurocopter не придала, хотя вертолет считают наиболее высокотехнологичным из всех машин приведенного рейтинга.
Tiger оснащают двумя двигателями мощностью по 1303 лошадиных силы, максимальная скорость – 280 километров в час.
Bell AH-1Z Viper
Вертолет ВВС США, сменивший на боевом посту «Кобру». Винтокрыл AH-1 доработали, фюзеляж облегчили композитными материалами, поменяли авионику. Новейшие навигационные системы позволяют совершать вылеты в любую погоду и время суток. Доработаны системы управления огнем под новые вооружения. Запланирована дальнейшая модернизация машин в AH-1W SuperCobra.
Эксплуатация Viper началась в 2010 году, машина предназначена для морской пехоты. Мощная силовая установка (2х1723 лошадиных силы) позволяет развивать скорость 296 километров в час.
Справка: всего в мире создано 3 десятка модификаций ударных вертолетов.
Ми-28
Милевский винтокрыл неизменно входит в рейтинг самых мощных вертолетов. Большой опыт работы над машинами для армии позволил конструкторам Миля создать маневренный, тяжелобронированный аппарат, способный с большой точностью поражать цели и уходить от средств ПВО.
Системы управления дублированы, что повышает живучесть машины. Силовая установка – 2х2700 лошадиных силы, максимальная скорость 320 километров в час.
Ми-28 несет мощные вооружения:
- управляемая ракета «Игла»;
- неуправляемое ракетное – С-8, С-13;
- «Атака-В» с радиокомандной системой наведения;
- 30-миллиметровая пушка НППУ-28;
- комплекс «Гермес».
Несмотря на мощную броню, Ми-28 способен совершать фигуры высшего пилотажа и двигаться в любом направлении, не разворачиваясь. Главные особенности милевской машины – низкий полет на высоте 5-15 метров, независимость от времени суток и метеоусловий, за что винтокрыл окрестили «Ночным охотником».
Боевая машина поступила в ВВС России в декабре 2013 года, прошла проверку в антитеррористической операции в Сирии.
AH-64E Apache Guardian
Высокотехнологичный Guardian продолжил линейку «Апачей» и сохранил за США лидерские позиции в боевом вертолетостроении. Мощный аппарат – глубоко модернизированная модель AH-64D с цифровым управлением, улучшенный трансмиссией и гидравликой. После реконструкции машина стала слишком тяжелой, снизить массу удалось после модернизации трансмиссии.
От предшественников Guardian отличает открытая структура авионики, система управления и связи с беспилотниками. Пилоты могут принять картинку от БПЛА и передать ее на другие летательные аппараты и командные пункты.
Машина развивает скорость до 365 километров в час, оснащена двигателями общей мощностью около 4 тысяч лошадиных сил.
Ка-52
Камовский винтокрыл, заменивший в ВВС РФ популярную «Черную акулу» – модифицированная версия машины Ка-50. Разведывательно-ударный вертолет несет навигационно-поисковое оборудование последнего поколения, мощные вооружения, способен выполнять боевые задачи в любых условиях.
В Ка-52 реализована соосная схема несущих винтов, характерная для всех машин ОКБ Камова. Отсутствие рулевого винта повышает живучесть винтокрылов, уменьшает габариты, но камовцы – единственные, кто сумел реализовать схему и довести до ума.
Ка-52 в противолодочной модификации «Катран» оснащен комплексом «Гермес-А», имеющим дальность поражения 15-20 километров.
Камовский вертолет в эксплуатации с 2011 года. Максимальная скорость – 350 километров в час. Машина оснащена двумя двигателями мощностью 2400 лошадиных сил каждый.
Ударные вертолеты доказали свою незаменимость на поле боя, ни один вооруженный конфликт не обходится без их участия. Поэтому гонка за лидерство в боевом вертолетостроении продолжается, ВВС требуют от своих конструкторов все более скоростные, защищенные и маневренные винтокрылы.