Август 2008 года запомнился горячи событиями на Кавказе. Разгорелся конфликт между Южной Осетией, отстаивавшей свою независимость, и Грузией. России пришлось вмешаться, выступив на стороне осетин. Несмотря на скоротечность этой войны, прозванной «пятидневной», потери все же были. И достаточно серьезные.
В частности, РФ потеряла целую армейскую колонну. Давайте разбираться, как же это произошло. Сразу же определимся: за основу берем российскую версию. Потому что кроме нее существует еще минимум две – Запада и Грузии. Поначалу, как рассказывал командующий 58 армии генерал Анатолий Хрулев, грузины обладали явным превосходством, поскольку им противостояли только ополченцы и группа миротворцев РФ. Но уже в ближайшие двое суток началась переброска основных сил российской армии. Дальнейшие события известны со слов Хрулева.
Им было принято решение о перемещении на юг Цхинвала. Выдвинулась группа, в составе которой была рота, шедшая освобождать миротворцев, а также генерал со своим штабом. В какой-то момент рота вырвалась вперед, а штабные оказались буквально окружены грузинами. Следует отметить, что никто не впал в панику. Все слаженно и четко стали отбивать атаку противника. Прежде всего, защищали гражданских – журналистов, оказавшихся в колонне.
Сам Хрулев участвовал в перестрелке наравне со всеми. Его водитель был убит. Майор Денис Ветчинов в тот день особенно отличился: несмотря на ранение, продолжал вести огонь из пулемета, прикрывая своих. К сожалению, спасти его не удалось.
Впоследствии были различные трактовки ситуации – от случайности до преднамеренной засады. Сам генерал считал, что никакой подготовки «коммандос» Грузии к намеренному уничтожению штабной колонны не было. Просто на войне всякое бывает. Позже, по альтернативной версии, уничтожение группы преподносилось как «блестяще разработанная операция».
Даже бывший грузинский военный, Давид Макишвили, возглавлявший в то время 4 бригаду, записал на свой счет поражение штаба 58 армии. Дескать, решили приготовить засаду. И тут в нее угодил Хрулев. Хотя, в общем-то, по логике вещей, все-таки имела место цепочка случайностей. Если бы рота не вырвалась вперед, а сам генерал не остановился переговорить с ополченцами, никакая засада бы не сработала. Стоит отметить, что больше судьба не была столь благосклонна к грузинам. Все следующие операции в той скоротечной войне они проиграли.