Сколько уже было сказано о Чернобыльской трагедии, но по-прежнему некоторые из нас склоны считать, что это была случайность. Непредсказуемая связь событий, которые в конечном итоге и привели к аварии, гибели людей. Мол, все могло бы быть совсем по-другому.
Однако, если обратиться к мемуарам академика Легасова, то ситуация предстает в несколько ином свете. Валерий Алексеевич задолго до рокового апреля 1986 года обращал внимание на проблемы в советской атомной энергетике. Технически реакторы были ничуть не хуже (и даже лучше) западных аналогов. Но вот системы управления, диагностики оставляли желать лучшего. К тому же оценкой рисков, как это принято сейчас говорить, никто не занимался.
Не было ни научных сотрудников, ни целых коллективов, которые бы изучали данные вопросы. Исследовали их и предпринимали соответствующие меры. Также очень беспокоило обучение, квалификация персонала, занятого проектированием АЭС. На каком-то этапе количество возросло, а качество скорее понизилось. Ресурсы тратились на какие-то второстепенные объекты, вместо того, чтобы сосредоточиться на главном.
В целом, Легасов пришел к выводу, что культура самого управления, методов решения очень здорово упала. Академик печально констатировал факт, что появились не единичные инженеры, а целое поколение с характерными чертами: они разбирались в своем деле, но вот к технике, системам безопасности относились с пренебрежением.
Далее «прозвенел звонок» на Кольском полуострове. Там абсолютно случайно выявилась вопиющая халатность: сварщик позволил себе не выполнить задание так, как от него требовалось. Создал видимость, схалтурил. Так что вполне могло случиться, что Кольская АЭС прогремела бы на всю страну намного раньше Чернобыля.
Больше всего Валерия Алексеевича возмущало отношение чиновников. Его слова о том, что следующее поколение советских атомных реакторов просто обязано быть совершеннее, надежнее, безопаснее предыдущего, вызывали бурю негодования. Министр Славский так чуть ли не ногами топал, общаясь с академиком. При этом упрекал в некомпетентности, безграмотности. Говорил, что Легасов лезет, куда не надо.
К сожалению, время показало, кто был прав. И широко распространенное заблуждение директоров АЭС, что реактор – это просто большой «самовар», такой же примитивный и безопасный, принесло свои плоды. Близорукость управленцев привела к тому, что, собственно, и должно было произойти. Чудовищной аварии.