По российскому бездорожью «ударят» гибридным экранопланом

Если у вас есть статья, заметка или обзор, которыми вы хотите поделиться с аудиторией нашего сайта, присылайте информацию на: aleksandr.belozerov@gmail.com. За статьи платим деньги!

Отныне по рекам Сибири, Якутии и Дальнего Востока можно будет летать. И это не поэтическая метафора. В отечественном Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) готовится к выходу в свет невиданное прежде транспортное средство, сочетающее корабль на воздушной подушке, гидросамолет и экраноплан. Идея, конечно, полезная: такое транспортное средство способно поддерживать круглый год регулярное сообщение по магистральным речным руслам, а их в отечественной глуши гораздо больше, чем авто- или железных дорог приемлемого качества.

Гибридный экраноплан

Кроме того, данный проект даст новую жизнь северным полузаброшенным аэродромам, включая грунтовые. К тому же выгода решения заключается и в том, что исторически большая часть местного населения обитает вдоль рек.

Как говорят разработчики, работа над новым проектом началась с аналитики: какой из типов амфибийных аппаратов наиболее пригоден для заданных условий круглогодичной эксплуатации. Выбор пал на экраноплан с шасси на воздушной подушке. Планируется создание целой линейки таких судов разной вместимости: на 20, 50 и 100 пассажиров, а также двухместного учебно-тренировочного прототипа. Возможно, что двухместная машина даст начало разработке индивидуального экранотранспорта, на который наверняка будет спрос. Однако разработчики вслух об этом не говорят.

«Фишка» предлагаемой конструкции – шасси, состоящее из двух, расположенных вдоль фюзеляжа надувных баллонов, носового ограждения в виде фартука и кормового отклоняемого щитка. То есть в таком виде аппарат может спокойно передвигаться в режиме СВП, управляясь воздушными рулями, причем как по воде, так и по ровной твердой поверхности. Крыло малого удлинения с поплавками на концах консолей, имеющими гидродинамические обводы, обеспечит остойчивость при взлете и посадке.

Пока планируется два цикла экспериментальных исследований — в аэродинамической трубе и опытном бассейне — для получения аэродинамических и гидродинамических характеристик модели летательного аппарата на режимах взлета-посадки и движения вблизи экрана. Испытания будут проводиться как с действующей нагнетательной установкой, так и без нее, а также с работающими и не работающими движителями.

По данным ЦАГИ, основной вариант воздушного судна рассчитывается на 20 пассажиров. Его длина составит около 20 метров, размах крыла 11 метров, вес — 10 тонн. Для комфортного размещения пассажиров или лежачих мест в санитарном варианте, оптимальной сочтена прямоугольная форма сечения фюзеляжа. Скорость экраноплана в целях безопасности не будет превышать 200 км/ч.

Проблема транспортного сообщения в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке обсуждается с тех пор, как она возникла, то есть с развала Союза. И в лучшие времена СССР сообщение было то еще, но оно все-таки было – старались и малая авиация, и речной флот, кое-где регулярно курсировали даже гусеничные вездеходы. С той поры имеем только красивые истории о том, как будет замечательно, когда создадут очередной чудо-самолет или цепеллин широкого применения. Очень хочется верить, что проект, о котором речь, не пополнит «Сборник сибирских сказок XXI века», а станет реальностью. Все предпосылки есть.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них