Крылатая ракета с ядерным двигателем: что это было?

Если у вас есть статья, заметка или обзор, которыми вы хотите поделиться с аудиторией нашего сайта, присылайте информацию на: aleksandr.belozerov@gmail.com. За статьи платим деньги!

1 марта нынешнего года, выступая с очередным посланием Федеральному собранию, Владимир Путин презентовал новые образцы стратегического вооружения. Среди представленного были МБР «Сармат», гиперзвуковая ракета «Кинжал», комплекс «Авангард», автономный подводный аппарат с неограниченной дальностью и крылатая ракета с ядерной силовой установкой.

Именно она стала настоящей «изюминкой» президентского выступления. Ведь ракета с ЯЭУ – это ведь не просто грозное оружие, но и реальный технологический прорыв, способный привести к настоящей революции в транспорте, энергетике, исследованиях космического пространства. Казалось бы, наконец-то мы утерли нос Западу и получили железобетонный повод для гордости. Тысячи пользователей ринулись раскапывать, что такое ядерный двигатель, как он работает и как вообще это может выглядеть. И надо сказать, что знакомство с этой темой даже на уровне Википедии увеличивает количество вопросов многократно, и заставляет сомневаться в адекватности людей, пишущих речи для российского президента. Но лучше обо всем по порядку.

Из истории вопроса или как приручали мирный атом

Начало ядерной эры было временем небывалой эйфории. Человечество получило огромный и неисчерпаемый источник энергии, поэтому ядерные двигатели хотели цеплять просто на все подряд. Корабли и подводные лодки, самолеты, ракеты, космические аппараты, танки и даже автомобили. И если с субмаринами и ледоколами все получилось весьма удачно, то с летательными и сухопутными аппаратами вышло не очень. Запихнуть ядерный реактор в самолет оказалось неимоверно сложной задачей.

В середине 50-х годов в Советском Союзе работали над созданием стратегического бомбардировщика М-60 с ядерной энергетической установкой, но изготовить эту машину так и не удалось. Чтобы защитить экипаж от радиации, летчиков пришлось поместить в специальную свинцовую капсулу весом в 60 тонн. Отсутствие нормального обзора компенсировалось телекамерами и перископами, а также огромным количеством автоматики. Большую проблему представляло обслуживание «ядерного монстра». Заправку, установку вооружения и даже доставку самих пилотов к самолету планировали поручить роботам. Все это требовало создания абсолютно новых аэродромов, что было дорого даже для Советского Союза. Поэтому проект свернули еще на этапе чертежей.

В США в начале 60-х годов серьезно занимались созданием крылатой ракеты с прямоточным ядерным реактивным двигателем (проект «Плутон») и смогли продвинуться до стадии испытаний. Принцип работы силовой установки был довольно прост: поток воздуха проходил через активную зону 500-мегаваттного реактора, нагревался и выходил через сопло, создавая реактивную тягу. Запуск «Плутона» должен был осуществляться с земли при помощи ракетных ускорителей.

Во время реализации этого проекта американцы столкнулись сразу с двумя проблемами. Во-первых, воздух, пройдя через реактор, становился дико радиоактивным, поэтому запускать крылатую ракету над своей территорией было весьма чревато. А во-вторых, перед создателями остро встал вопрос места проведения летных испытаний. Вдруг ракета отклониться от курса и упадет на густонаселенный район или просто пролетит над крупным городом, заражая его радиацией? И где заканчивать маршрут аппарата с работающим ядерным реактором на борту, который неминуемо разобьётся при падении? В итоге проект, на который потратили сотни миллионов долларов, просто закрыли по-тихому.

Назад в прошлое или зачем России ядерная крылатая ракета?

К данной теме не возвращались почти семьдесят лет, поэтому речь Путина стала настоящим громом среди ясного неба. Весьма известное и уважаемое издание «Популярная механика», проанализировав доступную информацию, пришло к выводу, что на крылатую ракету, скорее всего, будет установлен ядерный двигатель, представляющий собой дальнейшее развитие советских силовых установок «Топаз» и «Бук», которые в свое время были разработаны для использования в космосе.

Разработчики и эксплуатанты подобного оружия неизбежно столкнуться с теми же проблемами, которые не позволили довести до ума проекты 60-х годов. Ведь с того времени ничего принципиально нового придумано не было. Изделие также будет загрязнять воздух и территории продуктами распада, и представлять серьезную опасность на земле.

Есть и еще один вопрос, который пришел мне в голову сразу после президентской речи. Крылатые ракеты не обучены садиться, они летят до определенной точки, а затем падают на головы супостата. Как испытывать оружие с ядерным реактором на борту? Что каждый запуск будет приводить к созданию небольшого Чернобыля на территории России? Недавно в западных СМИ появилась информация о четырех неудачных испытаниях «ядерной ракеты». Это как понимать? У нас появились четыре новые «зоны отчуждения»? А ведь доработка новых систем вооружения может длиться годами и включать в себя десятки пусков.

Также вызывает большие сомнения возможность «втиснуть» ядерный реактор в габариты обычной крылатой ракеты типа «Калибра».

Ну и главное: зачем вообще нужна такая «вундервафля»? Хотите создать межконтинентальную КР? Почему тогда не оснастить ее надежным, дешевым и безопасным химическим двигателем? Еще в 50-е годы в СССР разрабатывали крылатую ракету «Буря» с дальностью полета 8,5 тыс. км. Проект не был завершен из-за успехов в области создания МБР, использования которых в качестве носителя ЯО виделось куда интересней. В США примерно в те же годы на вооружении стояла межконтинентальная КР SM-62 Snark с дальностью более 10 тыс. км. И это безо всяких реакторов, радиации и опасности для собственного населения.

Теоретически крылатую ракету с ядерным двигателем создать, конечно, можно, и она действительно будет иметь неограниченный радиус действия. Вот только зачем? Вопрос доставки ЯО на межконтинентальные расстояния надежно решается с помощью баллистических ракет. Причем никакая ПРО в ближайшие годы – а, скорее всего, десятилетия – российским стратегическим силами не страшна.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них