«Москва молчит… нас бросили» или как Путин рисковал жизнью в КГБ

Эта история известна многим людям уже давно, но на фоне падения Восточного блока, а позже и СССР, осталась малозаметной и привлекла к себе внимание только после прихода Владимира Путина на должность президента РФ. Но из-за своей малой известности успела быстро обрасти различными мифами и домыслами.

И вот, осенью 2015 года в США выходит книга «Новый царь. Восхождение и правление Владимира Путина», написанная бывшим главой отделения «Нью-Йорк Таймс» в Москве – Стивеном Ли Майерсом. Сегодня американцы признают эту книгу самой сильной из всех биографий российского президента. Майерс описал Путина как расчетливого и амбициозного человека, который для достижения целей использует все доступные ему средства.

Screenshot_3

Автор также не обошел стороной эпизод в 1989 году, когда Путину, находившемуся на службе в КГБ, пришлось принять, вероятно, самое рискованное на тот момент решение по защите советского имущества и секретных документов.

В декабре 1989 года, после падения Берлинской стены и отставки главы ГДР, уже всем был виден крах Восточного блока. Но не менее сложные события происходили и в Москве, где новый руководитель КГБ – Владимир Крючков – быстро приспособился к горбачевскому виденью. Из-за чего спецслужбы погрязли во внутренних конфликтах, и никому в Белокаменной уже не нужны были тонны отчетов из дальних и зарубежных отделений. Как позже скажет Владимир Путин, то, что делали тогда разведчики, оказалось никому не нужным. Никто не понимал, зачем вербовать агентов, добывать информацию и писать отчеты, если в «центре» никто ничего не читает. Но все же люди продолжали выполнять свою работу и служить своей стране.

5 декабря окрыленная победой в Берлине дрезденская оппозиция устроила митинг под стенами местного отделения Штази. Видя деморализованость спецслужб и безнаказанность за протесты, количество участников начало быстро расти. Дрезденское отделение КГБ СССР находилось на Ангеликаштрассе – практически по соседству от немецких коллег, поэтому советские сотрудники хорошо видели, что происходило под зданием Штази. Мало того, Майерс утверждает, что Путин находился в толпе и лично наблюдал, как оголтелая толпа штурмовала штаб-квартиру немецкой контрразведки, выносила секретные архивы и даже искала туннель, где заключенных держат по колено в воде.

Screenshot_4

По возвращению на Ангеликаштрассе оказалось, что руководитель советской разведгруппы – Владимир Широков – покинул здание КГБ, и Путин оказался самым старшим из восьми находившихся офицеров. В это время дежурный у ворот сообщил, что к дому подходит группа протестующих. Их было немного, но люди находились в опьянении от шнапса и эйфории из-за победы над грозным Штази. Теперь следующим покоренным монстром должен был стать КГБ.

Путин оказался между молотом и наковальней, так как оборонять здание КГБ было некому. Вопреки слухам, у разведчиков не было автоматов, поскольку их работа заключалась в сборе и обработке информации. Да и за стрельбу по немцам ничего, кроме суда и тюрьмы, ждать не приходилось. Но если толпа захватит дом и получит доступ к архивам, то виновным сделают Путина, как старшего офицера.

Путин позвонил дежурному советской воинской части в Дрездене попросить помощи, на что услышал, что Москва молчит в ответ на запросы, и военные не помогут. Стало понятно, что советских разведчиков и военных в ГДР просто бросили, и теперь нужно самостоятельно выходить из ситуации. Оказалось, что в ту же ночь в Москве, в Доме кино, либеральная тусовка устроила пышный банкет в честь падения ГДР. И поэтому в правительстве никто не решился отдавать приказы советским служащим в Восточной германии.

7WfiAOFp0jMsG2eo4GGPEw

Позже Путин скажет, что у него именно в тот момент возникло ощущение, что страны у него больше нет. И все же Владимир Путин оставался офицером, который впридачу нес ответственность не только за имущество, но и за своих подчиненных, а также за немцев, которые доверились СССР и сотрудничали с КГБ, отчего их имена указаны в хранившихся документах.

Толпа у ворот здания КГБ собиралась. Тогда Владимир Путин надел форму и, оставив табельный пистолет в сейфе, вышел к воротам. Вопреки слухам, он не стрелял в воздух, не уговаривал и не запугивал протестующих. Выйдя к людям, Путин, помолчав с минуту, спокойным и уверенным голосом, на чистом немецком сказал лишь одну фразу о том, что это здание принадлежит СССР, и что его подчиненные имеют приказ стрелять в тех, кто зайдет на территорию. После чего, не дожидаясь ответов, так же спокойно ушел обратно.

Конечно, Путин блефовал, но протестующие этого не знали. Как потом вспоминал Зигфрид Даннат – один из участников протестов, когда к ним вышел неизвестный офицер и сказал эти слова, у всех моментально переменилось настроение. Так как немцы поняли, что КГБ сдаваться не намерено, тем более победив Штази, никто не хотел рисковать своей жизнью. И поэтому практически сразу все вернулись к зданию немецкой спецслужбы.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Аватар
    Аноним

    Что будет со страной и с фсб без путина и бортникова, страшно думать

    Ответить