Набор 400 тысяч очередных контрактников в СВО на Украину стартовал с 1 апреля 2023 года, будет длиться весь год. Региональные власти получили рабочие сведения по стартовавшему мероприятию. Переход армии России на контрактный принцип службы стал особенно актуален и очевиден, когда началась спецоперация. Нанимают контрактников в нынешнюю кампанию военкоматы, причем их рабочий подход переорганизован с учетом оплошностей, допущенных при мобилизации в 2022 году.
Что известно о наборе
Как только началась весенняя призывная кампания, одновременно стартовала активная пропаганда набора контрактников. Российские военные силы планируется пополнить наемными солдатами в количестве примерно 400 тысяч человек.
Подготовительный этап к набору на контрактную службу начался в феврале. А куратором кампании назначен Дмитрий Медведев, которому постоянно доводится совещаться с главами регионов и президентскими полпредами, отвечающими за региональный призыв.
Те 300 тысяч мобилизованных солдат, что отправились воевать осенью 2022 года, уже не являются достаточным ресурсом для ведения боевых действий. Для масштабного наступления российская армия должна получить еще больше живой силы. Согласно тактическим нормативам, пропорция наступательных и обороняющихся сил должна составлять 3:1, чтобы наступление оказалось успешным.
Заместитель руководителя украинской военной разведки предположил, что Россия сможет вести спецоперацию не дольше, чем до декабря 2024 года, если не введет военное положение и не переформатирует экономику соответствующим образом. Российское руководство надеется на помощь Китая в поставках вооружения, но, судя по поведению Си Цзиньпина, вряд ли эта помощь окажется существенной.
А тут еще упорно ходят слухи о масштабном контрнаступлении со стороны ВСУ весной 2023-го. Как раз сейчас командиры ВСУ обучаются в лагерях подготовки НАТО, а тяжелая украинская техника ждет просыхания грунта после зимы. Наиболее вероятными направлениями контрнаступления будут Луганск, Херсон или Запорожская область. Туда, скорее всего, и будет направлена основная масса призываемых контрактников.
Чем набор отличается от мобилизации
Контрактная служба — это фактически работа, за которую военный получает плату, а не вменяемая государством обязанность. Заключая контракт на срок не меньше 1 года, служащий получает единовременную выплату размером 195 тысяч рублей.
Гонорары контрактника определяются его званием и служебными обязанностями. Рядовой артиллерист в месяц получает минимум 200 тысяч рублей, командующий подразделением сержант — 225 тысяч, а командующий взводом старший лейтенант — 235 тысяч.
Предусмотрены для контрактников и дополнительные выплаты:
- 50 тысяч рублей за 1 км штурмового продвижения;
- не менее 50 тысяч за ликвидированную либо захваченную вражескую технику;
- 8 тысяч за 1 день активного участия в наступлении:
- 3,5 тысяч в месяц после получения статуса ветерана.
Российское правительство планирует установить и другие выплаты, призванные усилить интерес к контрактной службе. К примеру, ходят слухи о возможном начислении 300 тысяч, как мобилизованным.
Стоит ли верить информации
О повышении профессионализма российских войск и увеличении доли контрактных служащих еще в декабре 2022-го говорил Сергей Шойгу. Рассказывая о нарастающей натовской угрозе, министр обороны отметил, что надо бы нарастить число военнослужащих с 1,1 до 1,5 миллиона человек. Причем количество контрактников в общей численности должно составлять 700 тысяч, то есть почти половину.
Что касается сведений, поступающих из разных регионов страны, то они противоречивы. Например, из Саратовской области поступила информация о запланированном наборе 800 служащих в Саратове.
А вот в Липецкой области ответственные лица отнекиваются, говорят, что ничего не слышали о призыве усиленно набирать контрактников, попросили с этим вопросом обращаться в Министерство обороны. Пресс-секретарь губернатора Белгородской области вообще высказался о плане собрать 400000 контрактников как о «сомнительном» деле, но больше никаких комментариев не дал. Так что, как обстоит дело в регионах на самом деле, остается только догадываться.
Бывший сенатор и руководитель союза афганских ветеранов Франц Адамович Клинцевич заявил, что не верит в массовый набор на контрактную службу. Но считает, что возникновение такого активного набора свидетельствует об объективной необходимости дополнительно призывать и мобилизовать народ. Он полагает, что пора задействовать мобилизационный резерв.
Где власти найдут 400 тысяч наемников
Недавно в прессе появилась информация, что главам регионов поступили нормативы, сколько человек нужно сагитировать на контрактную службу с конкретного региона. Так, московское правительство получило приказ набрать 27 тысяч человек на контрактную службу. С Челябинской области в СВО должно отправиться 10 тысяч человек, с Пермского края чуть меньше — 9 тысяч.
Количество ожидаемых контрактников определяется размерами области и количеством населения. Среднее по регионам количество составляет 10 тысяч человек, но где-то на пару тысяч больше, где-то меньше. Плюс, работа по заключению контрактов организована так, чтобы предупредить все возможные конфликты и недопонимания между губернаторами и руководством военкоматов.
Если суммировать запланированные количества контрактников со всех регионов, то получится приблизительно требуемая величина 400000 человек. А еще увеличению числа контрактников должен поспособствовать ранее подписанный президентом Путиным указ, отменяющий ранее установленный максимальный возраст годности к контрактной службе. Раньше россиянин мог служить по контракту лишь до 40 лет, теперь до предельного возраста работоспособности — 65 лет.
Что об этом думают эксперты
Франц Адамович Клинцевич уверен, что есть «люди, способные и желающие продолжить профессиональную деятельность в армии». Но с технической точки зрения набор нескольких сотен тысяч военных за год возможен лишь в случае, если государство поставит выгодные условия.
Экс-заместитель чеченского военного коменданта Александр Глущенко полагает, что контрактная служба в России на данный момент — «гарантированная отправка на украинский фронт». По его мнению, с февраля по октябрь 2022-го «ресурс контрактников исчерпался», поэтому и потребовалась мобилизация. А в правовом и финансовом отношении контрактники и мобилизованные в глазах государства фактически равны. Полковник Глущенко считает, что желающих служить по контракту было бы больше, если бы наблюдались значительные фронтовые успехи. Мотивации у народа нет, и основная масса будет заключать контракты лишь под давлением начальства, которому нужно выполнить план.
Александр Глущенко уверен, что набрать 400 тысяч профессионалов на украинский фронт до конца года нереально. По его мнению, «кто хотел служить, уже оформился».
Руководитель аналитического центра Левады, социолог Лев Дмитриевич Гудков тоже не уверен, что можно нанять 400000 контрактников за год. Тем более, все военные профессионалы, желавшие служить, давно поступили на службу, а осталась молодежь, которая имеет совсем иные моральные ценности и жизненные установки, и воевать не очень-то стремится. В особенности это будет сложно сделать потому, что Россия именно сейчас находится в нижайшей точке по показателям рождаемости, то есть для страны характерна выраженная демографическая «яма».
Сколько человек уже призвали
Ответить на этот вопрос точно невозможно, потому что цифрами заведуют военкоматы, которые совсем не стремятся делиться информацией. Но некоторые сведения удалось выяснить.
Во-первых, набор 400 тысяч контрактников будет производиться в ходе нескольких кампаний, при этом массовая мобилизация исключена. Правительство России больше не желает «наступать на те же грабли», когда в результате частичной мобилизации из страны хлынул невероятный поток молодого мужского населения. Во-вторых, в эту кампанию наиболее активно будут работать с прошлогодними служащими, у которых как раз завершается контрактная служба. Плюс, будут старательно набирать в рамках осеннего призыва. Эти мероприятия позволят набрать до 200 тысяч человек.
Весной 2021 года руководитель комитета обороны Владимир Анатольевич Шаманов заявил, что в вооруженных силах России осталось лишь 30% призывников, все остальные служащие — контрактники. Согласно информации из уст Шойгу, на конец 2020 года в армии России числилось 405 тысяч контрактных служащих. А к концу 2023-го число контрактников нужно довести с 400 до 520 тысяч человек.