Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Песенка Су-57 спета или почему ПАК ФА оказался просто дорогой игрушкой

Если у вас есть статья, заметка или обзор, которыми вы хотите поделиться с аудиторией нашего сайта, присылайте информацию на: aleksandr.belozerov@gmail.com. За статьи платим деньги!

Похоже, что на проекте российского истребителя пятого поколения Су-57 можно смело ставить крест. По крайней мере, именно такой вывод напрашивается после интервью Главы комиссии Госдумы по правовому обеспечению российского ВПК Владимира Гутенева. Он заявил журналистам агентства «Интерфакс», что Су-57 не будет закупаться в интересах ВКС РФ, зато, по словам депутата, «у машины прекрасный экспортный потенциал».

При этом Гутенев заявил, что его взгляды по данному вопросу полностью совпадает с мнением вице-премьера Юрия Борисова, который в нынешнем правительстве курирует оборонный комплекс, а в прошлом работал на должности заместителя министра обороны.

Следует понимать, что заявления об «отличном экспортном потенциале» самолета – это, скорее, попытка сделать хорошую мину при явно плохой игре, ибо вряд-ли кто-то в мире будет закупать недоработанный истребитель, который не захотели даже собственные вооруженные силы. Но почему же российская армия отказывается от новейшей разработки отечественного ВПК, которая много лет подавалась россиянам, как отечественное оружие будущего и достойный ответ американским F-22 Raptor и F-35 Lightning II. И почему проект, в который уже вложены гигантские средства, так и не будет реализован в полном объеме?

Что не так с Су-57?

Юрий Борисов в целом хвалит Су-57, говорит, что самолет отлично показал себя в реальных боевых условиях Сирии. Но по мнению чиновника, у России на вооружении уже есть истребитель, который по своим летно-техническим характеристикам считается одним из лучших в мире. Это Су-35С. Данная машина относится к четвертому поколению (к «4+», как любят у нас повторять), и по своим боевым качествам как минимум не уступает американским аналогам F-15 и F-16.

Но есть у Су-35С и еще два более важных достоинства: во-первых, этот истребитель намного дешевле «навороченного» Су-57, а, во-вторых, он уже находится в серийном производстве и обкатан в войсках.

Конечно, планы относительно ПАК ФА были более чем завораживающими. Работы по этому проекту начались еще в 2001 году, и уже к 2010 году на него было потрачено около 30 млрд рублей. Эту цифру озвучивал сам президент Путин. Сколько же всего средств «съел» Су-57 за свою почти двадцатилетнюю историю можно только догадываться.

Планировалось, что в 2016 году новый истребитель уже начнет поступать в войска. Всего же до 2020 года рассчитывали закупить для ВКС 52 машины. Однако, что-то пошло не так. Более того, Су-57 до сих пор не готов: его испытания продолжаются, хоть и находятся в завершающей стадии.

Почему же так получилось?

В своем интервью Гутенев констатирует довольно очевидные факты: «…по целому ряду объективных причин затянулась, в связи с очень динамичным развитием технологий – это касается и систем радиоэлектронной борьбы, и новых композитных материалов, и новых возможностей, которые предоставляют аддитивные технологии с точки зрения конструктивного удешевления машин».

И с вышесказанным очень сложно спорить: разработка машин пятого поколения началась в СССР и США в одно и то же время – еще в 80-е годы. Американцы уже в 2005 году смогли запустить свой «Раптор» F-22 в эксплуатацию. Более того, он уже семь лет как снят с производства, теперь ему на смену готовят многофункциональный F-35.

А к Су-57 до сих пор не готов двигатель второго этапа, много вопросов к обеспечению малозаметности истребителя, а также к качеству его авионики. Новый двигатель обещают создать только к 2023-2025 году, когда, вероятно, пятое поколение истребителей в целом уже будет находиться в закате.

Именно из-за вышеуказанных обстоятельств из проекта Су-57 вышли индусы. В мае нынешнего года они заявили, что «авионика, радары и датчики российской разработки не соответствуют стандартам самолета пятого поколения». Тогда же в индийском издании Hindustan Times появился материал, в котором говорится, что командование ВВС Индии не видит перспектив Су-57. Его единственным преимуществом над американскими аналогами F-22 и F-35 была названа высокая маневренность…

Ну и напоследок. Гутенев предлагает не тратить средства и силы на дальнейшее развитие истребителя пятого поколения, а сразу переходить к шестому. Даже не знаю, что сказать по этому поводу: может лучше сразу к седьмому?

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них