Подлодка «Лира» и ее наследие. Что известно о «проекте 705»

00036781- Новости

Этот подводный атомоход опередил свое время. На тот момент аналогов подлодке не было. «Лира» (НАТОвская классификация – Alfa) чем-то напоминала подводные корабли из фантастических рассказов о покорении океана. Она как будто бы сошла со страниц произведений Жюля Верна, Григория Адамова.

Развивала скорость до 14 узлов в надводном положении и до 41 – в подводном. Кстати, в ходе испытаний корабль превзошел и данный показатель, достигнув 42 узлов! Максимальная глубина погружения составляла рекордные 450 метров. В автономном плавании лодка могла находиться почти 2 месяца. Экипаж «Лиры» состоял из 32 человек.

Самое главное для лодки – это корпус. Он должен выдерживать колоссальные перепады давления, быть прочным. Лодки типа «Лира» изготавливались из жаростойкого, устойчивого к коррозии титана. Форма – классическая сигара, суженая на корме, скругленная на носу. Сверху выступала надстройка.

5cb736e9183561b21a8b45fe

Первая лодка была спущена на воду в 1969 году. Всего их было сделано 7. Кроме современных материалов, в «Лирах» применялся новый тип энергетической установки, реактор с теплоносителем на жидком металле. Аналогов ему в мире не было. Еще на корабле впервые была успешно опробована принципиально иная система боевой автоматики, БИУС «Аккорд».

Во многом подлодка просто опередила свое время. Могла с легкостью уйти от любой торпеды. Когда говорят о причинах вывода из эксплуатации, прекращения работы над проектом, то они разные. Кто-то утверждает, что произошла авария (затвердевание теплоносителя) реактора на одной из лодок. По другой версии, с началом перестройки банально прекратилось финансирование.

Примечательно, что за время боевого дежурства ни на одной из «Лир» не было глобальных инцидентов, никто не погиб. Последняя подлодка была списана, утилизирована в 1996 году.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Аватар
    Игорь П.

    И сколько же у нас “засланных козачков”???

    Ответить
    1. Moderator
      Moderator

      Это вообще к какой части статьи относится? Там разве про махновцев или Запорожскую сечь?

      Ответить
  2. Аватар
    Юрий

    Огромный кусок дорогущего титана… В дикие 90-е! И почему же они были была списаны и утилизированы? Загадка! Кроксворд!

    Ответить
    1. Moderator
      Moderator

      Для начала – “кроссворд”. Затем – тогда многие вещи происходили без всякой логики. А те, кто был причастен, ничего не расскажет.

      Ответить
  3. Аватар
    Григорий

    И логика была и расскажу. У меня в отделе работал мужик ( ныне покойный) который сначала проектировал реактор для этих лодок, а потом обслуживал. Правильно было сказано- теплоноситель жидкий металл. В походе все было нормально, не считая того, что лодки были очень шумные и их обнаруживали
    натовцы на раз- два. Но им было это пофигу, потому что никто из авианосного ордена их догнать не мог. И торпеда догнать не могла и глубинными бомбами их достать на такой глубине не взять. Только ядерным взрывом. А как ты это сделаешь, если она нагло идёт в середине ордена под авианосцем? Рассказывали ( может байка) что она издеваясь ходила кругами вокруг авианесущий группы, которая шла полным ходом. Основная проблема, что сохранить циркуляцию теплоносителя когда она приходила домой было практически невозможно. Немного упало давление пара на охлаждение и все- теплоноситель застыл. А там был даже не натрий, а кое что другое. Поэтому после каждого похода отсек с реактором вырезался и ставился новый. Для СССР это было нормально, потому что одна лодка уничтожала одну авианесущую группу противника при конфликте, а для России это было слишком дорого. Поэтому как резервные отсеки закончились, лодки и списали.

    Ответить
    1. Moderator
      Moderator

      + 100
      Думаю, многим это будет действительно интересно.

      Ответить
  4. Аватар
    Владимир

    Врите, да не завирайтесь:
    1. Вторая фотка – пла проекта 671ртм.
    2. На одном из корпусов была течь теплоносителя, в результате чего экипаж получил приличные дозы облучения.
    ЧИТАЙ УЧЕБНИКИ, АФФТОР!

    Ответить
    1. Moderator
      Moderator

      Владимир. Какие у Вас конкретно есть доказательства своей правоты? Вся информация – из открытого доступа. Получается, врут все? Читайте учебники. Учитесь себя вести. Иначе бан.

      Ответить
  5. Аватар
    Владимир

    Да, забыл добавить, на головном корпусе умудрились заморозить теплоноситель. Нос лодки находится в Питере (на СМП) , а корма с реакторным отсеком – в Северодвинске (на “Звездочке”), в результате чего она получила название “самая длинная подводная лодка”.
    Так что, юрист, изучай материал!

    Ответить
    1. Moderator
      Moderator

      Опять грубите, милейший. Забыл добавить. Последнее предупреждение было только что. Следующего не будет.
      А вообще старайтесь свои идеи доводить в одном сообщении. Не нужно дробить на несколько. Так до сути сложно добраться.

      Ответить
    2. Аватар
      AV

      Владимир, Вы слышали звон, да не знаете где он!
      Где Питер, а где СМП?
      Какое расстояние от “Звездочки” до СМП?

      Ответить
  6. Аватар
    Владимир

    Очередной раз извиняюсь!
    Головная пла проходила испытания на Белом море. А 705 проект (впервые!) был оборудован камерами, направленными вверх, и прожекторами подсветки (такие применяются для всплытия из-подо льда, куда, слава богу, 705 проект не ходил).
    И во время ходовых испытаний, кто-то, случайно, включил прожектора подсветки.
    Когда амерские разведспутники зафиксировали световое пятно, хреначившее с дикой скоростью по Белому морю, был снят начальник ЦРУ.
    И еще одно. На этом проекте не готовили еду – использовались РОССИЙСКИЕ сублиматы. Я сам держал в руках невесомую коробку с надписью “Борщ”, с местом изготовления, как сейчас помню, какой-то ресторан на Кубани. Это вам на доширак, да еще в те годы.
    Вот как то так.

    Ответить
  7. Аватар
    Владимир

    Специально для Григория
    Я проходил службу на 1 Флотилии атомных пл СФ.
    Специально для подводных лодок 705 проекта была построена офигенная котельная, которая давла пар для подогрева теплоносителя (натрия). Из-за того, что теплоноситель был в подогретом состоянии, время ввода ГЭУ для этих подводных лодок составляло 30 минут.
    Вам это что-то говорит?
    Наш управленец, после выхода на пенсию, устраивался на работу на АЭС. И вот, куча академиков емк задает вопрос: “А приходилось ли вам участвовать в изменении режима работы ядерного реактора?”. Мужик чуть со стула не упал, а когда проинформировал академиков, что он более 200 раз (сосчитать тяжело) вводил, управлял (менял режимы работы) и выводил реактор, со стульев упали академики

    Ответить