Образ оберштурмбанфюрера СС Отто Скорцени с годами приобрел столько лоска, стал настолько разрекламирован, что впору ставить его в один ряд с киношным суперкомандос Рэмбо. Но так ли велик был этот человек, так ли значительны его успехи в службе во славу Рейха?
Известно, что Скорцени лично участвовал в операции по освобождению Муссолини. То есть, как минимум, храбрости ему было не занимать. А еще он занимался похищением Хорти-младшего, охотился на Иосифа Тито. И вообще был в гитлеровской Германии «номер один» в своем классе.
После себя Скорцени оставил мемуары. И в них есть несколько крайне любопытных замечаний по поводу успехов и неудач немцев во время войны с СССР. Обо всем этом Отто знал не понаслышке: в 1941 году он вместе с дивизией СС «Райх» вторгся на территорию Советского Союза.
На постсоветском пространстве труды прославленного террориста и диверсанта издавались по странному принципу. В основном, те фрагменты, где он описывал свои спецоперации. А ведь были и другие. Например, как вплотную подошли к Москве. Но почему-то вышколенные немцы, со всей своей техникой, выучкой, не смогли пройти победным маршем по Красной площади.
Скорцени в своих умозаключениях приходит к тому, что заговор против фюрера зрел задолго до его разоблачения. И винит в неудаче в российской кампании генералов. Дескать, старые служаки, которым пребывание под руководством «ефрейтора» Гитлера претило, изо всех сил этому противились. И саботировали решения фюрера. Он упоминает Бека и Гальдера. Они представляли старую школу. Не могли (или не хотели) принять реформы в армии, нововведения. Сам факт того, что вместо кадровых военных к власти пришли штурмовики.
То есть на протяжении всей войны, вплоть до попытки физического устранения Гитлера, в руководстве армией заваривалась смута. Второй причиной супердиверсант считает заблуждение, неточную подачу информации. Разведка сообщала о множественных чистках в РККА.
Почему-то многие, включая Гейдриха и Шелленберга, и даже самого Адольфа, были уверены, что Сталин уничтожил цвет офицерства, высшего руководства страной. Тем самым облегчив задачу Германии. То, что они заблуждались, стало понятно позже.
Оказалось, что Сталин выковал новую армию. Более мощную, молодую и верную ему. У него не осталось политических противников (в отличие от Гитлера). Неслучайно в критический момент, когда немцы в бинокль рассматривали купола московских храмов, в Кремле не вспыхнул мятеж генералов.
Скорцени прямо говорит, что сам глава разведки, адмирал Канарис, предал фюрера. Вступил в контакт с британцами. Тут Отто вспоминает личные контакты с Канарисом. И утверждает, что тот не производил впечатления умного, тактичного собеседника (вопреки другим представлениям). Все время хитрил, юлил, плел интриги. Более того. Абвер никогда не давал самую важную информацию.
Но и это не все. Главный аргумент любимчика фюрера звучит так: «мы не знали». Имеется в виду, что немцы и представить себе не могли, что Красная армия на временном отрезке войны с Финляндией и РККА 1941 года – далеко не одно и то же. Что можно было не использовать все резервы, новейшие вооружения. В частности, Скорцени был по-настоящему восхищен Т-34. В общем, такая вот противоречивая информация.