Каким будет российский истребитель шестого поколения

Если у вас есть статья, заметка или обзор, которыми вы хотите поделиться с аудиторией нашего сайта, присылайте информацию на: aleksandr.belozerov@gmail.com. За статьи платим деньги!

Несколько недель назад в СМИ появилась сенсационная информация об отказе российского оборонного ведомства от массовых закупок новейшего истребителя пятого поколения Су-57. Ее озвучил председатель парламентской комиссии по правовому обеспечению российского ВПК Владимира Гутенева. По словам чиновника, работы по данному проекту сильно затянулись, поэтому самолет успел устареть еще до своего принятия на вооружение. Гутенев посоветовал российским авиастроителям вместо доработки Су-57 направить силы и ресурсы на создание истребителя следующего, шестого поколения.

Еще в марте 2016 года Дмитрий Рогозин, тогда занимавший пост вице-премьера, заявил, что работы над созданием подобной машины уже ведутся, и инженеры заняты формированием ее облика и проработкой основных элементов конструкции. А главком ВКС РФ Бондарев сообщил журналистам, что авиастроители разрабатывают сразу две версии истребителя: пилотируемую и беспилотную. Правда, при этом Бондарев считал, что благодаря своим характеристикам и значительному модернизационному потенциалу Су-57 сможет «перескочить через ступеньку» и стать первым истребителем шестого поколения. В этом вопросе, главнокомандующий, вероятно, погорячился.

Каким же будет российский истребитель шестого поколения и чем отличаться от машин предыдущих генераций? Какие новые задачи и тактические приемы смогут выполнять эти самолеты?

Внешний облик и компоновка: «звездные войны» все ближе

В зависимости от их особенностей конструкции, которые обусловливают летно-технических характеристики, истребители принято делить на поколения. В настоящее время известно пять генераций, причем серийный выпуск самолетов пятого поколения налажен только в одной стране мира – США. Истребительный парк подавляющего большинства военно-воздушных сил состоит из машин четвертого поколения, а государства победнее продолжают использовать еще более старые самолеты.

Рождение каждой генерации истребителей обусловлено появлением новых технологий и значительным прогрессом авиационной техники. Поэтому каждое следующее поколение получало существенные тактические преимущества перед своими предшественниками. Наука сегодня развивается настолько стремительно, что мы попросту не знаем, какие именно технологии станут доступны через два-три года.

Основными критериями истребителей пятого поколения, к которому относятся американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, российский Су-57, китайские Chengdu J-20 и Shenyang J-31, являются:

  • Уменьшение заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазоне.
  • Многофункциональность, то есть возможность эффективной работы по воздушным, надводным и наземным целям.
  • Сверхзвуковой полет без использования форсажа.
  • Способность вести всеракурсный обстрел в воздушном бою.
  • Наличие РЛС с фазированной антенной решеткой.
  • Новый уровень систем управления самолетом и вооружением.
  • К российским критериям также относится и сверхманевренность. Американцы считают его второстепенным.

Все вышеперечисленные характеристики, без сомнения, будут учтены и в конструкции истребителей шестого поколения, но уровень их реализации будет еще выше.

Считается, что истребители шестого поколения станут еще незаметнее. Львиную долю информации об окружающей обстановке они будут получать с помощью пассивных методов. Говоря об облике, можно с большой долей уверенности сказать, что они совсем «потеряют хвост». Вертикальное оперение значительно увеличивает ЭПР самолета, кроме того, оно малоэффективно при маневрах на больших углах атаки – одном из главных режимов работы современных истребителей. Примером такой конструкции может служить проект F/A-XX, который в настоящее время разрабатывает компания «Боинг».

Возможно, что истребители новой генерации будут иметь весьма необычную схему компоновки. В 90-е годы прошлого века специалисты «Боинга» работали над созданием многоцелевого боевого самолета Bird of Prey («Хищная птица»). Он был построен по схеме «утка» без ПГО.

Еще более фантастический внешний вид имел американский ЛА X-36, поднявшийся в воздух в 1997 году.

Бортовые системы и вооружение

Истребитель пятого поколения – это не просто обособленная боевая единица, он часть информационной системы в рамках сетецентрической концепции войны. Пилот получает данные не только от бортовых датчиков, но и других самолетов, дронов, спутников, наземных РЛС. Степень интеграции машин следующей генерации однозначно будет еще выше.

Заместитель директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев в своем недавнем интервью заявил, что российский истребитель шестого поколения сможет управлять «стаей» дронов, способных нести самое разное вооружение. Он также сообщил, что сейчас для новой машины разрабатывается радиофотонный радар, который позволит эффективно засекать самолеты-невидимки на значительных дистанциях. Кроме того, истребитель планируют оснастить лазерным вооружением, предназначенным в первую очередь для поражения вражеских ракет.

Невозможно сделать беспилотный самолет без создания мощного искусственного интеллекта. Сегодня над этой проблемой работают в США, Китае, Европе, Японии. Владимир Гутенев, уже упомянутый выше, в одном из своих интервью рассказал журналистам, что новый российский истребитель получит комплексную систему управления на базе ИИ. Именно она позволит отказаться от пилота.

Для машины следующей генерации необходим новый двигатель. Директор Центрального института авиационного моторостроения Михаил Гордин заявил, что работа над ним начнется примерно через десять лет. По его словам, пока существует только ряд технологий, необходимых для его создания.

Заявления российских чиновников звучат весьма обнадеживающе, если бы не несколько серьёзных «но». Все вышеперечисленные технологии находятся в начальной стадии своей жизни и пока не могут обеспечить необходимый прорыв. Лазеры уже используются сухопутными войсками и на флоте, но для истребителя они все еще великоваты. Искусственный интеллект пока с переменным успехом учится управлять автомобилями на земле – большинство западных экспертов считает, что время беспилотных самолетов наступит не ранее 2030 года. Не слишком понятна ситуация и с радиофотонным радаром.

Время шестого поколения пока еще не наступило и непонятно, когда оно придет. Материалы и технологии, которые есть сегодня, не способны дать новой машине серьезный перевес над существующими истребителями. Да, они стремительно развиваются, возможно, что через два-три года нас ждет революция в области ИИ, авиационных двигателей или новых материалов. Но пока нет смысла серьезно вкладываться в проекты с непредсказуемым результатом.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них