С чем Россия приехала Малайзию удивлять?

Если у вас есть статья, заметка или обзор, которыми вы хотите поделиться с аудиторией нашего сайта, присылайте информацию на: aleksandr.belozerov@gmail.com. За статьи платим деньги!

Как известно, на малайзийском острове Лангкави в эти дни проходит международная выставка LIMA 19 (Langkawi International Maritime & Aerospace). Эта периодическая экспозиция считается одной из самых презентабельных, массовых и авторитетных азиатских выставочных площадок, которая каждый раз собирает наиболее весомых для азиатского мира участников.

LIMA 2019

Безопасность и оборона

Как показывает практика последнего времени, именно оборона становится более предпочтительным и частым запросом у покупателей из разных стран, тогда как собственно оборона отходит на второе месте. Новая реальность сделала наиболее актуальными вопросы обеспечения общей безопасности стран, организаций, предприятий, нежели задачи обороны от иностранного вторжения.

Прогресс в системах обеспечения безопасности заметен в самых различных направлениях. Здесь можно упомянуть и комплексы обеспечения безопасности аэропортов, и средства отслеживания передвижения морских судов, и секьюрити-системы визуального контроля. Особо следует отметить появление множества проектов специализированных кораблей, «заточенных» на обеспечение безопасного кораблевождения по мировому океану.

Помимо указанного, отмечается динамичный прогресс широкого ассортимента летательных аппаратов всевозможной специализации – от вертолетов и самолетов до БПЛА для полиции и погранвойск.

Новый БПЛА

Прослеживаемая на выставках последних лет тенденция к продвижению технологий обеспечения безопасности вполне соответствует склонности большинства потребителей (в том числе государств) уделять больше внимание проблеме борьбы с терроризмом и экстремизмом, чем оснащению вооруженных сил для глобального конфликта и прямого военного противостояния.

О чем говорят с РФ

Малазийские вооруженные силы являются пользователями российской авиатехники. Главным образом это истребители типа МиГ-29 и Су-30МКМ, используемые в составе национальных ВВС. В ближайшей перспективе Малайзия не против обновить свои МиГи, закупленные еще в 1990-х, на более современные модификации, и в качестве возможного выбора сейчас изучает возможность прикупить еще несколько Су-30МКМ. Кстати, эти самолеты малазийцы уже намеревались закупить ранее – однако в 2018 году у страны не хватило на это бюджетных средств. Россия согласилась подождать и переговоры о сделке продолжаются.

Кроме того, есть возможность, что речь теперь идет о продаже Малайзии не только самолетов. В числе потенциальных покупателей уже сейчас называют малазийский Королевский флот и силы береговой охраны.

Согласно сообщениям экспертов, малазийских моряков могут привлечь российские корветы типа «Гепард-3.9» (проект 11661Э) – корабли подобного типа отлично показали себя в ВМС соседнего Вьетнама. Эти многоцелевые корветы могут результативно справляться с над- и подводными кораблями и обстреливать объекты на суше крылатыми ракетами и противостоять воздушному нападению.

А еще интересны малазийской стороне российские патрульные корабли проекта 22160. Эти многоцелевые корабли оснащены кормовыми слипами (место спуска на воду), обеспечивающими старт катера на ходу, полноценной вертолетной площадкой, а также комплексами управления БПЛА, и это сочетание отлично подходит для пресечения пиратской активности в прибрежной акватории при экономии моторесурса главной энергетической установки корабля.

Кроме этого, возможности кораблей проекта 22160 позволяют использовать их в качестве транспорта групп спецназа – что также повышает рыночную привлекательность российской разработки.

Помимо упомянутых выше МиГов и Су, Российская Федерация целенаправленно продвигает на малазийском рынке новый российский учебно-боевой легкий самолет Як-130. Его презентация оказалась одним из наиболее яркий событий в ходе выставки LIMA этого года. Здесь следует подчеркнуть, что новый Як является не только учебным самолетом для тренировки курсантов – но также легким ударным штурмовиком, который может и послужить в качестве истребителя за счет широкого ассортимента применяемого им вооружения.

Кто следующий за российским оружием?

Для СССР и РФ Юго-Восточная Азия была и остается по сей день традиционным рынком сбыта продукции военного назначения. Говоря о наиболее заметных контрактах недавнего прошлого можно назвать договор на продажу истребителей Су-35 Индонезийским ВВС (реализация сделки должна быть завершена в течение 2019-2020 годов), на поставку истребителей Су-30СМЭ в Бирму (каковая должна быть обеспечена в 2022-2023 годах).

Приобрести Су-30 в обозримом будущем может также Бангладеш. Эта страна придает все большее значение обеспечению безопасности своего морского побережья, а также исключительной экономической зоны, что связано с планами развития добычи нефти и газа на океанском шельфе.

Россия будет продолжать поставки авиа- и военно-морской техники также во Вьетнам, к которому недавно присоединился Лаос, заказавший в России самолеты Як-130.

Як-130

Подытоживая, есть смысл утверждать, что сегодня практически все более-менее значительные государства Юго-Восточной Азии. Исключениями являются разве что Камбоджа (у нее финансовые трудности), Филиппины (традиционно опекаемые оружейными компаниями из США), а также Тайваня (еще одного потребителя американской продукции, отличающегося непростыми отношениями с КНР). Все прочие страны данного региона в той или оной степени вооружены техникой из России, и большинство из них не прочь развивать сотрудничество в перспективе.

О делах наших гражданских

Наряду с очевидной привлекательностью Юго-Восточной Азии для российского ВПК, она еще является благодатным простором для торговли не только военной, но и гражданской продукцией российской промышленности. Кое-что в данном направлении уже движется: к примеру, Таиланду проданы уже авиалайнеры SSJ-100 (правда, не для пассажирских перевозок – а в качестве ВИП-транспорта для командного состава национальных ВВС).

Тем не менее, почва для надежды на дальнейший прогресс имеется. Связана она в немалой степени с тем, что в России идут испытания нового гражданского самолета МС-21. Это среднемагистральный авиалайнер нового поколения с более комфортным в силу компоновки фюзеляжа салоном, чем у основных конкурентов, по мнению специалистов, может претендовать на долю на рынке, особенно после того, как будет создан его вариант МС-21-400, отличающийся большими пассажировместимостью и дальностью полета. В августе 2019 года на московском Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2019) ожидается, в частности, демонстрация макета фюзеляжа этой машины с укомплектованным салоном, который позволит оценить комфорт этого лайнера.

МС-21-300

В этой же связи уместно будет сказать о российских вертолетах гражданского назначения. Заслуживают внимания, например, модели санитарных модификаций, их уже поставляют в Китай, распределяют для служебных нужд и в самой России (в частности, для санитарной авиации), а в странах Юго-Восточной Азии подобные специализированные винтокрылые машины особенно придутся к месту в связи с климатическими и географическими особенностями региона.

Но справедливости рады стоит все же отметить: с Малайзией  переговоры пока что идут исключительно о военной технике из России, и намеков на расширение темы в обозримом будущем не заметно.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них