fbpx

Совет да Севморпуть: Россию выставят из Арктики заодно с Китаем?

«Самая демократичная страна» в мире собралась написать новую «Стратегию обороны в Арктике». Ожидается, что документ обнародуют в первых числах июня текущего года. Уже известно, что «стратегия» будет направлена на «поддержание стабильности и безопасности» в приполярных широтах, ну и, само собой, за защиту национальных «хотелок» Соединенных Штатов. Так и хочется спросить: разве до того, как США изъявили свой интерес в Арктике, там не царил сплошной мир и покой?

Северный морской путь

«Держать оборону» в этих краях Вашингтон намеревается, как ни удивительно, от РФ и КНР. Примечательно в этой связи нижеследующее изречение насчет прироста активности Китая предводителя Госдепа Майка Помпео:

«Деятельность Китая реально привлекает всеобщее внимание».

С этим понятно абсолютно все. Мистер Помпео недвусмысленно намекает на глубокий интерес КНР к Северному морскому пути, поскольку этот геостратегически важный маршрут способен оказаться решающим отрезком проекта «Нового шелкового пути», соединяющего Азию с Европой. Северная морская дорога поможет транспортировать продукцию китайской промышленности в Старый Свет примерно в два раза оперативнее, нежели по морю через Суэцкий канал – и северные воды США, к их невыразимой печали, перекрыть на сегодня не смогут никак.

Ледоколы решают все

Помимо собственно морских транспортов, грузы легко можно доставлять частично по железной дороге, скажем, в Архангельск, а из его порта через Белое море – в Европу. Но поскольку у России в Архангельске пока нет подходящей инфраструктуры, Пекин будет вынужден раскошелиться на крупное строительство здесь «по полной программе». Кстати, знаковым событием в русле этих тенденций стала передача Севморпути из ведения российского Минтранспорта государственной корпорации «Росатом». Поэтому нечего будет удивляться, когда через пару лет появится международный «РосКитайСевМорПутьПром».

Исторически сложилось так, что Россия получила очевидное преимущество перед большинством зарубежных конкурентов в отношении доступа и контроля этого северного пути. Русские занимают первое место в мире по силе ледокольного флота, у них имеется незамерзающий порт Мурманск, а также самая протяженная на свете береговая линия соприкосновения с Северным ледовитым океаном. Очень кстати и то, что он вполне неглубокий, ходить по нему можно только в ограниченные летние месяцы – исключительно в сопровождении ледоколов, что опять-таки отсылает желающих к России.

Разумеется, безропотно выносить столь вопиющий произвол – выше вашингтонских сил. Не зря же Америка столь методично давила экономическими санкциями российское судостроение, пытаясь выиграть время для постройки как можно большей флотилии собственных ледоколов.

Китай не нужен

Особо примечательным выглядит то, что у Америки есть в рукаве кое-какие козыри, чтобы попросить мирным путем китайских товарищей из-за арктического ломберного стола. Поднебесная все же достаточно далека от арктического региона и потому не может рассматриваться как логичный и равноправный участник Арктического совета. Это интернациональный форум, основанный семеркой северных держав и затесавшейся в их ряды Швецией. Подобно прочим далеким от севера странам, КНР обладает не более чем статусом временного наблюдателя.

К слову, ближайшее заседание Арктического совета назначено на май текущего года – аккурат перед утверждением свежей штатовской «Стратегии» насчет северных широт. И постоянные члены совета, кроме, конечно, РФ, являются преданными приспешниками американской позиции по повестке дня майского заседания. Нетрудно припомнить, как Америка «портила кровь» проекту «Северного потока-2», используя энергетическое законодательство Старого Света. И совершенно нечему будет изумляться, когда Китай как временного наблюдателя просто лишат возможности отстаивать свою позицию в Арктическом совете. И тогда начнутся чудеса: решения и резолюции этого форума пойдут совсем в невыгодном для КНР и РФ направлении.

Единственное утешение: совет традиционно принимает решения путем всеобщего согласования позиций его участников, и если Россия упрется, то есть надежда не допустить неприятного развития событий в Арктике.

Ледоколы на Севморпути

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них