Люди взрослые с техникой этой марки знакомы не понаслышке. «Икарусы» из Венгрии, люксовские или «гармошки», обслуживали как внутренние, так и междугородние линии. Но многим не дает покоя вопрос: зачем их надо было покупать? Неужели только для того, чтобы выручить венгров?
Первая модель, Ikarus 30, была выпущена в далеком 1951 году. Для того времени решение оказалось весьма удачным. Автобус оснащался дизелем Csepel D-413, имел популярную тогда вагонную компоновку. Вмещал 40 посадочных мест для пассажиров. Кроме этой машины, в разработке был также Ikarus 60. Как следует из индекса, данный экземпляр мог перевозить уже 60 человек. Эта модель примечательна тем, что именно с нее начались поставки в СССР. Большей частью «венгры» обслуживали столицу и несколько крупных полисов. Всего было закуплено порядка 170 машин.
В Ikarus 55 Lux, рассчитанном на 32 пассажирских места, конструкторы применили компоновку с размещением моторного агрегата в задней части, традиционный дизель, но более высокой мощности: 145 лошадиных сил. Если сравнивать с отечественным ЛАЗ-697, то «Икарус» выигрывал по комфортабельности. Считалось, что к тому же автобус получился надежным и экономичным. Поставили «люксов» почти 4 тысячи штук.
И здесь мы переходим к «гармошке», автобусу с сочлененным салоном, который на долгие годы стал рабочей лошадкой городских линий по всему СССР. Ikarus 180 «вырос» из другой модели, «Икарус-556». В предтече был установлен дизель MAN мощностью аж в 192 лошадиных силы. А в 180 модели увеличили пассажироемкость до невероятного значения, 169 человек! Купили таких машин более 5 тысяч.
Невозможно пройти мимо 200 серии. Она стала основой для последующих модификаций автобусов венгерского производителя. Благодаря модульной конструкции вносить изменения в модели стало проще. Можно было собирать машины короче или длиннее.
А уже в дальнейшем возникает «Икарус»-250. Вместимость – 42 места. Агрегат – «Раба-МАН». Как только появился этот автобус, он надолго занял место на всех междугородних перевозках, причем по всему СССР. И завершают модельный ряд венгерского автопроизводителя «Икарус»-260 и его сочлененная модификация, получившая индекс 280.
Теперь о том, для чего Советский Союз закупал «Икарусы». Вовсе не из альтруизма. Собственные предприятия не покрывали потребность в автобусной технике. А венгры делали очень даже неплохие по тем временам машины. По поводу стоимости данные противоречивые. Считается, что один «Икарус» обходился примерно в 83 тысячи долларов.
Но, с учетом тогдашнего валютного курса, это было не так уж много. К тому же «взамен» Венгрия получала изделия отечественного автопрома – «Жигули», «Москвичи» и прочие. Так что сотрудничество было взаимовыгодным. Считается, что за неполные 25 лет поставок в СССР прибыло порядка 150 тысяч «Икарусов».
Но, как и многие другие предприятия, после развала Союза, распада сообщества СЭВ завод в Венгрии очень быстро захирел. А потом и вовсе приказал долго жить. Закрыли его окончательно в 2003 году. Говорят, что после ряда трансформаций предприятие вновь приступило к выпуску автобусов, но былой популярности уже не достичь. К тому же марке крайне сложно конкурировать с европейскими производителями.
Автор не в теме, ЛАЗ-697,при равных условиях вентиляции, был гораздо комфортные ИК-55, да и последующих Икарусов. ЛАЗ имел более удобные и комфортные кресла, мнение шумный двигатель, а, главное очень мягкую подвеску, которая проглатывал неровности, за что получила не одну международную премию. А Икарусы всех моделей трясло на неровностях, хотя на последующих моделях вопрос с шумом двигателя был решён. Быстро же мы все забываем.
Александр. Я так понимаю, Вы лично ездили на всех перечисленных автобусах. Для людей высоких с длинными конечностями неудобно было везде — в ЛАЗах, «Икарусах», последующих моделях. А все неровности проглотить просто невозможно. В принципе, везде можно обнаружить и достоинства, и недостатки.