Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Катар — оружие индийских воинов

Древнеиндийский катар

Катар – оружие древних индийцев, относится к классу ножей-кастетов или тычковых ножей. Такая форма оружия  — не редкость и встречалась в Китае, Индонезии и даже в некоторых странах Европы. Однако только в Индии он имеет символическое и религиозное значение. Название «катар» можно перевести как язык или клинок бога смерти. Особенно катар почитали раджпу́ты (считавшие себя потомками военной касты кшатриев) и использовали его как дополнительное оружие для левой руки, по аналогии с европейской дагой.

Судя по письменным источникам, пик популярности катаров пришёлся на период с 16 по 18 века, хотя это оружие намного древнее. Первые упоминания встречаются в 14 веке, хотя эти записи сделаны путешественниками, которые точно не знали, на протяжении скольких веков до этого коренное население использовало это оружие.

Виды катаров и их основные элементы

Катары были различных форм, с разной длиной лезвия, и состоял из следующих элементов:

  • Главной частью катара был клинок длиной от 10 до 100 сантиметров. Форма клинка классического катара напоминала равнобедренный треугольник. Иногда встречались клинки с волнистым лезвием, которые наносили незаживающие раны. Впрочем ромбовидное сечение клинка в сочетании с шириной лезвия делало любую глубокую рану смертельной. Иногда встречались катары с двумя или тремя лезвиями;
  • От начала клинка отходят две железные пластины, которые защищают предплечья и запястья. При достаточном мастерстве ими можно было ставить блоки для защиты от ударов саблей или мечом. Естественно, что о жёстком парировании не может быть и речи, имеется ввиду блокировка скользящих ударов, когда защита подставляется под определённым углом;
  • На определённом расстоянии от клинка защитные пластины скрепляются между собой двумя поперечными рукоятками. Иногда поперечина могла быть и одна, но это не всегда обеспечивало нужную жёсткость конструкции.

С развитием огнестрельного оружия катары знатных людей стали комбинировать с двумя пистолетами. Данная конструкция была весьма травмоопасной для своего владельца, а точность выстрела оставляла желать лучшего.

Катар, совмещенный с двумя пистолетами

Известны случаи, когда перед боем катар крепили к руке верёвками или специальными ремнями. Привязанный к руке катар не терялся ни при каких обстоятельствах. Хотя для древних индусов привязывание оружия к руке имело несколько иной смысл и означало готовность принять смерть в бою или биться до полной победы.

Существовали специальные военные образцы катаров, которые отличались более ромбовидным сечением и толщиной клинка. Предназначались они для пробивания вражеских доспехов. Для того, чтобы укрепить острие при ударе по металлу, бронебойные катары имели утолщение клинка возле острия.

Как видно из особенности строения, катар не предназначался для нанесения режущих ударов. Желая исправить этот недостаток, мастера оружейники создавали специальные образцы катаров с изогнутым лезвием, хотя это больше гражданские варианты, предназначенные для нанесения нелетальных ран. Колющие свойства при этом практически терялись.

Нестандартные катары

Существовала очень интересная модель катара «джамадхар селикани» или катар с тремя клинками. В сложенном состоянии он представляет собой классический однолезвийный катар. При нажатии на поперечины задействуется механизм, открывающий клинок наподобие бутона цветка. Две половинки расходятся в разные стороны как ножницы, а посередине открывается третий клинок.

Трехклинковый катар

В литературе часто высказывается мнение, которое характеризует такой катар как оружие смерти, что лезвия раскрывали внутри тела противника, разрезая его внутренние органы. Сложно представить себе пружины такой силы, которые могли бы заставить катар раскрыться внутри тела человека. Да и сам удар должен быть нанесён на всю длину лезвия, а это будет точно смертельная рана.

Более правдоподобной версией выглядит теория использования раскрывающегося катара для захвата и удерживания клинка противника, чтобы нанести ему удар основным оружием в правой руке. Вряд ли можно было вырвать или сломать клинок сабли или меча использую такой катар, но задержать его на пару секунд вполне реально. В смертельном поединке пара секунд может дать возможность самому нанести смертельный удар и выйти из боя победителем. Многочисленные находки трёхлезвийных катаров свидетельствуют об их популярности (неэффективное оружие просто не могло долго существовать, так как его создатель погибал в первых же боях).

В 15 веке на юге Индии появились катары новой конструкции – имеющие специальный защитный щиток, наподобие защиты рапиры. Со свойственной индусам любовью всё украшать щитки часто были сделаны в форме головы кобры с раздутым капюшоном. Назывались они не менее красиво, чем выглядели – «приносящие смерть». Такие катары использовались в бою как оружие для основной руки. Создание защитной гарды послужило толчком к эволюции катара. В результате было изобретено ещё одно специфическое оружие «пата».

Пата - катар с защитной гардой

Меч пата, как виток эволюции катара

В процессе эволюции боевой катар с защитной гардой развился в новое оружие – меч пата. В отличие от катара, пата была оружием, предназначенным в основном для пробития доспехов. Длинный узкий клинок прекрасно справлялся с этой задачей. Защитные пластины катара эволюционировали в чашу паты, которая закрывала большую часть кисти, и достигали предплечья.

Меч-пата

 Особенности конструкции катара

Первые образцы катаров были выполнены в виде цельных конструкций клинка и рукояти. Скорее всего, такие модели были военными. На гражданских, украшенных золотом и рисунками образцах обычно встречается конструкция на заклёпках. Это понятно, ведь военным моделям не нужны различные излишества, это простые и надёжные орудия для убийства. Гражданские же модели наоборот, больше подчёркивали статус владельца, чем служили в качестве оружия.

Большая часть катаров изготавливалась из индийского булата, который продавался на вес серебра. В сочетании с длиной и толщиной клинка катара этот факт прямо указывает на то, что катар был оружием для богатых воинов и знати.

Несмотря на высочайшее качество булата, используемого для производства катаров, клинки дополнительно усиливались при ковке специальными рёбрами жёсткости. Желобки на клинках позволяли снизить вес оружия, расширить клинок за счёт экономии материала и провести различную закалку на отдельных местах лезвия. Красивые булатные узоры на клинке появлялись в результате травления и полировки поверхности клинка.

Встречались булатные клинки, на острие которых были наварены наконечники из другой стали. Скорее всего, это результат боевых поломок и последующего ремонта оружия.

Катары для простых воинов

Несмотря на высокую цену булатных катаров, некоторые простые воины тоже имели их в своём арсенале. Изготавливали простые катары из сломанных мечей и сабель, расковывая клинки у основания для придания формы треугольника. Существовала масса катаров, с клинками из европейских мечей и сабель. В основном они встречались на территориях Индии, которые вели активную торговлю с европейцами. Тогда скупали сломанные и непригодные мечи, по цене чуть выше цены железного лома. Индия в то время обладала самыми развитыми металлургическими знаниями, и местные кузнецы с лёгкостью превращали негодные мечи в новые катары.

Охотничьи катары

Существует легенда, что катары использовались для охоты на тигров. Действительно, множество картин и иллюстраций того времени показывает охотников с катарами, а на одной — катар используется в битве с тигром. Похожая легенда существует и по поводу боевого ножа кукри. Любой здравомыслящий человек поймёт, что охота на тигра с кинжалом, ножом или катаром – это чистое самоубийство. Особо бесстрашные охотники могли добить израненного хищника ножом, но не более того. Рисунки же говорят лишь о том, что охотник пытается спасти свою жизнь, использую катар как последний шанс.

Декоративная отделка катаров

Катар с декоративным украшением рукояти

В связи с кастовым строем, в Индии оружием владела лишь группа воинских каст и знати, поэтому большинство индийского оружия богато отделано драгоценными металлами, резьбой по кости и украшено камнями. Мастера в Индии умели делать насечку золотом или серебром. Знали технологию чеканки и эмалировки. Существовал обычай дарить богато отделанное оружие правителям или богатым землевладельцам.

Для украшения катаров чаще всего использовали технику «кофтгари» — насечки золотом. Её проводили следующим способом:

  1. Острой иглой наносился рисунок из глубоких царапин;
  2. В царапины укладывается золотая проволока;
  3. Проволока вколачивается молотком;
  4. Поверхность нагревается и снова вколачивается;
  5. Проводится полировка.

На старинных картинах можно увидеть, что катар является неизменным спутником богатых и знатных воинов. Даже на пирах и официальных приёмах все воины изображены с катарами.

Техника боя

Классический катар использовался как оружие для левой руки в сочетании с саблей. На дистанции катаром ставили блоки и парирования, при сближении наносили короткий смертельный удар. Сикхи использовали катар как основное оружие, в паре с небольшим щитом. Воины сикхи любили катар именно за его способность убить с одного удара. Их кодекс запрещал убивать без необходимости (тем более причиняя жертве страдания).

На юге Индии катар использовали как оружие для густых зарослей и тесных помещений. Катар носили слева на поясе, перед саблей.

Техника работы катаром сохранилась до сих пор в штате Керал. В ней используются колющие удары по различным траекториям. При уколе клинок катара поворачивается плоскостью к земле. Это помогает ему входить между рёбрами, а при ударах в шейную область поражает множество кровеносных артерий. Рубящая техника слабо развита, хотя многие мастера её используют. Удары в этом случае аналогичны технике карате «рука-меч», и выполняются с вложением корпуса в удар. Также существует техника ударов на возврате оружия, обоюдоострая заточка позволяет их проводить без разворота клинка.

Катар до сих пор в Индии считается символом воинской доблести.  В 19 веке раджпуты рисовали катар в конце своей подписи. В 19 веке изображение катара попадалось на рупиях и первых марках.

Знамя княжества Мевар также украшено катаром, что символизирует борьбу за независимость.

Катар раджи

Благодаря любви индийцев к своим традициям, найти катары можно по всей Индии, а желающий освоить технику боя катаром может научиться у местных мастеров, передающих своё искусство на протяжении многих веков.