Airbus A330 – широкофюзеляжный самолет, предназначенный в основном для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Самолет использует два турбовентиляторных двигателя.
История разработки пассажирского самолёта Airbus A330
Разработка борта А330 началась еще в далеком 1972 году. Европейскому консорциуму необходимо было бороться с доминированием Боинга на дальних международных линиях, в том числе на линиях Европа-Америка.
В 1980 году было принято обозначение twin aisle (c двумя проходами), а в 1986 году новому самолету было присвоено наименование А330. Изначально к запуску планировались две модели — А330-300 и А330-200, которые были практически идентичными, за исключением количества пассажиров. Это позволило снизить затраты на проектирование и испытание самолетов.
Также для ускорения проектирования за основу кабины был взят кокпит передового на тот момент Airbus A320. Фюзеляж новой модели был взят у А300, только его немного удлинили.
«Выкатка», то есть презентация нового самолета прошла 14 октября 1992 года, а первый полет борта состоялся 2 ноября 1992 года.
Третий борт новой модели был уже выкрашен в ливрею первого заказчика «Air Inter» и служил для проведения полноценных летных и статических испытаний.
В августе следующего года самолет сдал зачет по нормам ETOPS (англ. Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards / Extended Twin OPerationS — Правила выполнения полетов увеличенной дальности воздушными судами с двумя газотурбинными двигателями). Согласно этим правилам, самолет должен пролететь до аэродрома при возникновении аварии в воздухе сначала 60, а потом, при пересмотре норм, 90, 120 или 180 минут. Нельзя не отметить, что эта норма во многом способствовала проблемам при запуске в серию ИЛ-96 разработки СССР/России. Как говорили наши конструкторы, что только мы сделали 4-х двигательный самолет, отвечающий нормам ИКАО, как эти нормы были пересмотрены с уменьшением количества моторов. А сделать двухдвигательный самолет дальнего радиуса действия страна уже не успела.
После проведения летных испытаний программа А330-200 была пересмотрена в части уменьшения количества пассажиров, и увеличения дальности полета за счет облегчения самолета и установки дополнительных топливных баков.
Позже Airbus пытался создать новый тип воздушного судна А350 на базе 330-го, но из-за критики потребителей вынужден делать его с нуля.
В 2014 году Европейский консорциум запустил разработку обновленных самолетов, получивших индекс A330neo.
Также нельзя не упомянуть тип ВС А340, который фактически является четырехдвигательной модификацией А330.
Особенности данной модели
По компоновке воздушное судно представляет собой низкоплан с одним килем (рулем направления).
В самолете использована кабина, аналогичная типу ВС А320, который на тот момент был передовым самолетом. Борт был оснащен так называемой стеклянной кабиной, то есть приборы выводились на экраны перед летчиками, а не представляли собой циферблаты со стрелками.
Тактико-технические характеристики
В таблице приведены характеристики самолетов типа А330:
A330-200 | A330-200F | A330-300 | ||
Экипаж | Два человека | |||
Пассажировместимость, типовая |
253 (3-класса)
293 (2-класса) 375: (по выбору) 406 |
295 (3-класса)
335 (2-класса) 375: (по выбору) 440 |
||
Длина | 58,82 м | 63,69 м | ||
Размах крыла | 60,3 м | |||
Площадь крыла | 361,6 м² | |||
Удлинение крыла | 10.06 | |||
Угол стреловидности | 30° | |||
Высота киля | 17,39 м | 16,90 м | 16,83 м | |
Ширина салона | 5,28 м | |||
Ширина кресел | 18 ″ (457 мм) при 8 рядном стандартном экономеили 16,5 ″ (419 мм) при 9 рядном экономе высокой плотности | |||
Ширина фюзеляжа | 5,64 м | |||
Грузовой объём | 136 м³ | 475 м³
70 т / до 12 сопровождающих |
162,8 м³ | |
Максимальная взлётная масса (МВМ) |
242 000 кг (530 000 фунтов) | 233 000 кг (510 000 фунтов) | 242 000 кг (530 000 фунтов) | |
Максимальная посадочная масса | 182 000 кг (400 000 фунтов) | 187 000 кг (410 000 фунтов) | ||
Функциональная собственная масса (typical) |
119 600 кг (264 000 фунтов) | 109 000 кг (240 000 фунтов) | 124 500 кг (274 000 фунтов) | |
Крейсерская скорость | 0.82 М (871 км/ч на 11 000 метров (36 000 футов) высоты полёта) | |||
Максимальная крейсерская скорость | 0.86 М (913 км/ч на 11 000 метров (36 000 футов) высоты полёта) | |||
Максимальная дальность при полной загрузке | 13 400 километров (8300 миль) | 7400 километров (4600 миль) 65т
5950 километров (3700 миль) 70т |
11 300 километров (7000 миль) | |
Разбег при МВМ (уровень моря, МСА, Rolls Royce Trent 772B engines) |
2770 м (9090 футов) | 2580 м (8460 футов) | 2770 м (9090 футов) | |
Максимальная топливная заправка | 139 090 л | 139 090 л | 139 090 л | |
Высота полёта | 12 527 м (41 100 ф) | |||
Максимальная высота | 13 000 м (42 651 ф) | |||
Двигатели (×2) | General Electric CF6-80E1
Pratt & Whitney PW4000 Rolls-Royce Trent 700 |
Pratt & Whitney PW4000
Rolls-Royce Trent 700 |
General Electric CF6-80E1
Pratt & Whitney PW4000 Rolls-Royce Trent 700 |
|
Тяга (×2) | PW: 70,000 lbf (311 kN)
RR: 71,100 lbf (316 kN) GE: 72,000 lbf (320 kN) |
PW: 70,000 lbf (311 kN)
RR: 71,100 lbf (316 kN) |
PW: 70,000 lbf (311 kN)
RR: 71,100 lbf (316 kN) GE: 72,000 lbf (320 kN) |
Схема салона и расположение мест
A330 поддерживает как одноклассную, так и двухклассную компоновку. При одноклассной компоновке, в самолете может разместиться более 400 человек.
При двуклассной компоновке, в самолете находятся как бизнес-класс, так и эконом.
Ну и в бизнес-классе зачастую предлагаются улучшенные условия, самолетное питание, да и кресла просто удобнее. Это немаловажно при длинных перелетах, а такие борта рассчитаны именно на дальние рейсы.
Плюсы и минусы самолёта
Несомненным плюсом самолета можно назвать его надежность, подтвержденную многолетним использованием на самых протяженных, трансатлантических рейсах. Минусом же можно назвать, по мнению автора, несколько тесноватые, неудобные сиденья (правда, это в эконом-классе), в которых довольно тяжело высидеть многочасовой перелет.
Безопасность самолёта
Самолет А330 показал себя надежным транспортным средством, с которым произошло мало аварий. Больше машин было уничтожено и повреждено в результате военных действий и ошибок на земле. За время эксплуатации было всего две авиационные катастрофы с гибелью экипажа и пассажиров.
Модификации Airbus A330
А330 имеет несколько модификаций — гражданских и военных.
Airbus A330-100
А330-100 планировался как конкурент Boeing 767-300ER и Boeing 767-400ER и для замены устаревающих А300 и А310. Но конструктор из деталей нового 330 и старого 300 оказался неудачным и в серию не пошел.
Airbus A330-200
Сертификат типа ВС выдан на данную модификацию в 1998 году. Самолет построен на базе А330-300, с уменьшенным на 6 метров фюзеляжем и увеличенным килем для предотвращения рыскания по курсу из-за измененной аэродинамики самолета.
Airbus A330-200F
Спрос на грузовые самолеты бывает больше или меньше, но никогда не прекращается. Для того чтобы заполнить эту нишу, Airbus запустил версию А330-200F (Frightener — грузовой). Серийное производство началось в 2009 году. Данная модификация позволяет перевозить 65 тонн груза на расстояние 7400 км, чего хватит для перевозок Европа-Америка.
Airbus A330-300
Вариант 300 перевозит 295 пассажиров в трёхклассной компоновке, 335 в двух классах и до 440, если самолёт оснащен только салоном эконом-класса. Расстояние полета — до 10 800 км.
Самолет соответствует стандарту ETOPS-180, а это значит, что при возникновении аварийной ситуации он может еще лететь в течение 3-х часов до ближайшего аэродрома.
Airbus A330 P2F
В 2012 году была проведена презентация программы конверсии старых пассажирских самолетов в грузовые. Модификация получила обозначение P2F — passenger-to-freighter — «пассажирский в грузовой». A330-300P2F при загрузке 60 тонн имеет дальность 4 000 км. Модификация A330-200P2F сможет перевозить до 59 тонн груза на расстояние до 7 400 км.
Авиакомпании, использующие Airbus A330
Аэробусы А330 эксплуатируются практически всеми авиакомпаниями, совершающими дальние перелеты. Это и российский Аэрофлот, и европейские, и азиатские перевозчики. Можно упомянуть Air France/KLM, Iberia, Air China, Emirates, Etihad, Korean Air, Malaysia Airlines, Qantas, Swiss International Air Lines, TAP Portugal, Vietnam Airlines и многие другие.