fbpx

Пассажирский самолет Ан-148

Если у вас есть статья, заметка или обзор, которыми вы хотите поделиться с аудиторией нашего сайта, присылайте информацию на: aleksandr.belozerov@gmail.com. За статьи платим деньги!

Современный пассажирский самолет — это не только безопасность и комфорт, но и высокие требования к техническому оснащению. Проектирование лайнеров осуществляется с четко поставленными задачами по их характеристикам и возможному применению.

Ан-148 по реестру принадлежит к ближнемагистральным узкофюзеляжным самолетам. Разработан в авиационном научно-техническом комплексе (АНТК) имени О. К. Антонова. Несмотря на принадлежность к ближнемагистральным самолетам, разрабатывался с ориентиром на увеличение дальности перелета.

С учетом узкого профиля использования данного самолета, на базе An 148 были разработаны дополнительные модификации. Каждая отвечает поставленным задачам, а основной акцент сделан на дальности перелета, грузоподъемности и вместимости пассажиров.

История разработки пассажирского самолёта Ан-148

Ан-148
Фото Ан-148 в воздухе

Разработка Ан-148 началась в первой половине 1990-х годов. Необходимость нового самолета была обусловлена исследованием рынка. Акцент делался на перевозках небольшого количества пассажиров на дальние дистанции.

В качестве основы было взято применение Ту-134. Аналитики посчитали достаточной его вместимость, однако, предложили увеличить дальность перелета. В дополнение было предложено сделать новый лайнер легче, что положительно сказалось бы на себестоимости.

Базовой моделью для Ан-148 по характеристикам стал Ан-140. Было решено сделать новому лайнеру реактивные двигатели, что существенно повлияло на скорость полета. Также был снижен шум и вибрация, что сделало перелет комфортнее.

Дополнительные изменения коснулись удлинения фюзеляжа и поправок в конструкцию крыльев. Уже в процессе проектирования было принято решение о создании целой линейки модификаций. Их применение ориентировано на узкопрофильные задачи и специальное назначение. При этом разработка модификаций ориентировалась на пожелания авиакомпаний постсоветского региона.

При разработке нового лайнера были задействованы поставщики из 15 стран, включая США, Россию, Францию. Первый пробный полет Ан-148 состоялся в декабре 2004 года. В 2007 году самолет прошел сертификацию. В том же году был проведен пробный полет с посадкой на грунтовую дорогу.

По оценкам на 2012 год, самолет Antonov 148 и его модификации останутся востребованными до 2026 года. За этот период ожидается производство около 500 лайнеров. Однако с учетом сложной экономической ситуацией в Украине подобные перспективы пока не подтверждаются.

Описание и конструктивные характеристики

Кабина пилотов Ан-148
Кабина пилотов Ан-148

Ан-148 — двухмоторный турбореактивный лайнер. Спроектирован по схеме свободнонесущего высокоплана. Крылья — умеренно стреловидные, имеют однокилевое Т-образное оперение. Фюзеляж цельнометаллический, тип — полумонокок с круглым сечением. Шасси трехопорное с носовой стойкой, по необходимости убирается.

На самолете использована электродистанционная система управления со встроенным механическим резервом. Делится на две подсистемы по два канала каждая. Кроме них, в лайнере задействовано современное навигационное, пилотажное и радиолокационное оборудование. Это позволяет управлять и даже сажать самолет в сложных погодных условиях.

В качестве двигателя используются две турбореактивные силовые установки Д-436-148 украинского производства. Вспомогательный вариант — АИ-450-МС — от французского изготовителя. Рассматриваются варианты установки иных двигателей — General Electric CF34, Rolls-Royce BR700 и SaM146.

Тактико-технические и летные характеристики

В Ан 148 технические характеристики представлены следующими показателями:

  • экипаж — 2 пилота, в модификациях могут присутствовать 2-3 бортпроводника;
  • количество пассажиров — 80 человек;
  • длина — 29,13 м;
  • высота — 8,19 м;
  • размах крыльев — 28,91 м;
  • площадь крыла — 87,32 кв. м;
  • диаметр фюзеляжа — 3,5 м;
  • ширина салона — 3,13 м;
  • высота салона — 2 м;
  • допустимая взлетная масса — до 43,7 т;
  • грузоподъемность — до 10,1 т;
  • крейсерская скорость — до 870 км/ч;
  • дальность перелета — от 2100 до 4400 км;
  • допустимая высота — до 12200 м;
  • необходимая длина взлетно-посадочной полосы — от 1560 до 1885 м;
  • допустимые температуры — от -55 до +45 °C.

ТТХ Ан-148 по рекомендациям к летной эксплуатации (РЛЭ) предусматривают срок службы до 30 лет. Среднее количество полетов — около 40 тыс. или в пределах 80 тыс. летных часов. Все характеристики могут варьироваться в зависимости от модификации самолета.

Схема салона и расположение мест

Схема салона Ан-148
Схема салона Ан-148

Первоначальная конструкция Ан-148-100 рассчитана на перевозку 80 пассажиров. В зависимости от модификации, данный показатель может меняться. Максимальная грузоподъемность у Ан-148-200 — до 100 человек.

Схема салона базовой линейки самолетов предусматривает разделение на бизнес- и эконом-классы. В первом отделении места попарные, в два-три ряда на 8-12 мест. Наиболее комфортными считаются передние места, где больше пространства для ног.

В эконом-классе места располагаются асимметрично, по три и два кресла с каждой стороны. С учетом размеров салона, это делает центральный проход суженным, хотя его ширина соответствует международным стандартам комфорта.

По аналогии с бизнес-классом, наиболее привлекательные эконом-места — передние. Отсутствие кресел впереди дает больше простора ногам и исключает опускание спинок. Также обращают внимание на хорошие места у иллюминаторов — в Ан-148 они светлые и комфортные.

Менее привлекательными считаются боковые места у прохода. Постоянно снующие люди могут доставить дискомфорт. Особенно это относится к последним местам — у туалета и служебных помещений, где могут собираться очереди.

Безопасность самолёта

Разработка Ан-148 производилась с учетом современных требований к безопасности и надежности. Соблюдены все международные стандарты, что сделало самолет одной из самых успешных украинских разработок с момента распада СССР.

Особое внимание уделено системам автоматизированного управления и навигации. Они позволяют управлять самолетом в сложных метеорологических условиях и на загруженных маршрутах, своевременно обнаруживать угрозы безопасности и сажать самолет в условиях плохой видимости.

Несмотря на высокий уровень безопасности, известны и инциденты, связанные с бортовой электроникой. В 2010 году отказ одного из каналов управления привел к пикированию. В ручном режиме пилотам удалось выровнять самолет и приземлиться.

В 2012 году авария произошла из-за отделения колеса шасси при взлете. В 2017 два инцидента случились из-за проблем с двигателем. Самой крупной аварией стало крушение 11 февраля 2018 года, в ходе которого погиб 71 человек. 20 марта того же года Ространснадзор предписал Саратовским авиалиниям прекратить эксплуатацию Ан-148.

Преимущества и недостатки самолёта

Салон Ан-148
Фото салона эконом-класса

Основное преимущество Ан-148 — система навигации самоуправления. Самолет может двигаться по заданному маршруту в режиме автопилота. Также имеется функция автоматического захода на посадку.

В отношении удобства подчеркивается комфорт внутри салона. Высокая шумоизоляция, удобные кресла и салон делают перелет комфортабельным, в отличие от турбовентиляторных самолетов Ил 96 или Як 42.

Недостатками данного типа самолета принято считать первоначальные недоработки в системе управления. Позже почти все они были исправлены, и на текущий момент не представляют угрозы для безопасности и комфорта.

Основные модификации Ан-148

Самолет Ан 148 изначально проектировался как целое семейство самолетов. Каждая модификация рассчитана на определенные задачи: увеличение числа пассажиров, расширение грузового отсека, повышение дальности перелета.

В процессе проектирования модификаций проводились консультации с авиакомпаниями постсоветского пространства. Это позволило разработать сразу несколько моделей самолетов. Все проектирование производилось с помощью компьютерных технологий.

Ан-148-100А

Модель Ан-148-100 считается базовой. На ее основе по запросу Аэрофлота была разработана модификация Ан-148-100А. Основные отличия — перевозка 75-80 пассажиров, дальность — до 2100 км.

Ан-148-100B

Вторая модификация основной версии самолета. Обладает увеличенной дальностью перелета — до 3500 км. Вместимость пассажиров сохранена на уровне 75-80 человек.

Ан-148-100Е

Ан 148 100Е — третья модификация базовой модели, рассчитана на максимальную дальность полета в 4400 км. Принимает на борт до 80 пассажиров и обеспечивает комфортабельные условия перелета.

Ан-148-100ЕА

Модификация Ан-148-100 ЕА рассчитана на трехклассовое разделение пассажирских мест. Помимо бизнес- и эконом-класса, имеется и ВИП-салон. Остальные летные характеристики повторяют модель Ан 148 100 Е.

Ан-148-100ЕМ

Еще одна модификация с увеличенной дальностью перелета. Рассчитана на перевозку госпитализированных пассажиров. Самолет спроектирован и разработан специально по заказу МЧС России.

Ан-148-200

Модификация имеет унифицированную с Ан-158 секцию Ф-3. Самолет рассчитан на перевозку 89 пассажиров. Сохраняет общие летно-технические показатели, не имея существенных отличий от иных моделей.

Ан-148C

Ан-148С разработан с увеличенной грузоподъемностью. Помимо этого, имеется боковой грузовой люк, облегчающий загрузку. Грузоподъемность увеличена за счет снижения максимального запаса топлива.

Ан-158

Ан-158 — усовершенствованная модификация базовой модели. Имеет удлиненный фюзеляж. Вместимость рассчитана на 99 пассажиров. Дальность перелета увеличена до 2500 км.

Ан-168

Самолеты Ан-168 имеют наибольшую дальность полета — до 7000 км. Рассчитаны на деловую авиацию — комиссии, визиты делегаций, иные встречи. Предусмотрена повышенная комфортабельность.

Ан-168МП

Модификация Ан-168МП предназначена для патрульной авиации. Относится к военно-морской авиации. В основные задачи входит транспортное снабжение и перевозка пассажиров.

Ан-178

Ан-178 разработан на базе модификации Ан-158. Единственная модель данного семейства, получившая распространение за рубежом. Основные контракты у Китая и Саудовской Аравии. Главное отличие — более экономичные показатели эксплуатации.

Компании-эксплуатанты Ан-148

Самолет Ан 148 100 считается узкопрофильным лайнером и широкого мирового распространения не получил. Производится в Украине, а до начала 2019 г. производился и в России (Воронеж) по украинской лицензии. Однако со снижением заказов среди российских авиаперевозчиков себестоимость производства превысила прибыль.

Из заключенных международных контрактов несколько самолетов было продано в Северную Корею и на Кубу. Поставки в Сирию были заморожены из-за гражданской войны в стране.

Компании-эксплуатанты представлены следующим перечнем:

  • МАУ;
  • Россия;
  • Air Koryo;
  • Ангара;
  • Полёт;
  • Министерство обороны Российской Федерации;
  • ФСБ России;
  • СЛО «Россия»;
  • Министерство обороны Украины;
  • Cubana;
  • МЧС России;
  • Syrian Arab Airlines.

На 2018 год, по данным википедии, имеется три активных эксплуатанта Ан-148 — КНДР (в ангаре 2 самолета), Украина (один самолет) и Россия (27 лайнеров). С учетом последних инцидентов, количество используемых самолетов в России может в ближайшее время снизиться.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них