Пассажирский самолет Ан-26

Ан-26
Российский Ан-26 на взлете

Почти все самолеты, разработанные под руководством Олега Константиновича Антонова, делались с оглядкой на возможность их использования в армии. Не был исключением и широко известный пассажирский лайнер Ан-24 с турбовинтовыми двигателями. Его военно-транспортный вариант получил особое обозначение – Ан-26. Этот самолет и сегодня активно эксплуатируется в военных целях, причем не только в России, но и в ряде других государств. Довольно много этих «анов» со временем подверглись «обратной» переделке, превратившись в пассажирские лайнеры для полетов на региональных линиях. Примечательно, что самолет Ан 26 превзошел своего «прародителя» по количеству произведенных экземпляров – всего было сделано 1403 таких машины, то есть примерно на 200 штук больше, чем Ан-24. Далеко не каждый реактивный лайнер может похвастаться столь значительным «тиражом».

История разработки пассажирского самолета Ан-26

В состав советской военно-транспортной авиации в начале 60-х годов входило несколько различных типов машин, однако, среди них не было легких самолетов ближнего радиуса действия, способных наиболее гибко реагировать на быстро изменяющуюся обстановку в районе боевых действий. Именно эту нишу должен был заполнить Ан-24Т, совершивший первый полет в 1961 году. Эту машину выпускали серийно вплоть до 1969 года, она активно продавалась за рубеж, но ни конструкторам, ни военным с самого начала не нравился неудобный грузовой люк самолета. Несмотря на целый ряд усовершенствований, этот недостаток сохранялся.

Ан-26 с открытой рампой
Ан-26 с открытой рампой, превращенной в трап

Кардинальным решением проблемы стало внесение целого ряда изменений в конструкцию цельнометаллического фюзеляжа самолета. Была разработана рампа оригинальной конструкции. Её основное предназначение – закрывать большой грузовой люк, расположенный в хвостовой части машины. В то же время рампу можно было использовать как трап, по которому на борт въезжали автомобили, или сдвигать её под фюзеляж, полностью открывая десантный люк.

Переоборудованный таким образом самолет получил обозначение Ан-26. В 1969 году он впервые поднялся в воздух, а вскоре было развернуто и серийное производство, продолжавшееся вплоть до 1986 года. Преимущества этой машины по сравнению с Ан-24Т были вполне очевидны, но процесс официального принятия на вооружение затянулся до 1975 года из-за предвзятого отношения со стороны П.С. Кутахова, главнокомандующего ВВС.

В конце 90-х годов была создана особая пассажирская модификация самолета, получившая обозначение Ан-26-100 (а также Ан-26Б-100). Эти машины призваны были заменить на региональных линиях обычные Ан-24.

Описание конструкции самолета

Ан-26 – это двухмоторный высокоплан с одним килем. Крыло прямое в корневой части, трапециевидное ближе к оконцовкам. Под ним установлено два турбовинтовых двигателя мощностью по 2820 лошадиных сил. Внутри крыла размещаются топливные баки.

Ан-26 на стоянке
Ан-26 на стоянке. Хорошо виден блистер-обтекатель кабины штурмана

Рули высоты оборудованы триммерами, облегчающими управление самолетом. Поворачивать их могут оба пилота. Машина, как и Ан-24РВ, оснащена вспомогательным газотурбинным двигателем РУ 19А-300. С его помощью выполняется запуск основных моторов непосредственно из кабины самолета. Кроме того, он создаёт дополнительную тягу во время взлёта.

Отличительной особенностью конструкции Ан-26, наряду с рампой грузового отсека, является наличие в передней левой части фюзеляжа блистера-обтекателя, закрывающего кабину штурмана. Благодаря этой детали самолет визуально отличается от Ан-24.

Внутри грузового отсека имеется тельфер, движущийся по монорельсу, закреплённому на потолке, а также специальный транспортёр. Эти приспособления сделаны для ускорения так называемого «посадочного десантирования». Грузоподъемность Ан 26 позволяла доставлять до места назначения автомобили, например, ГАЗ-69, минометы и другую боевую технику.

Тактико-технические характеристики

Военно-транспортные варианты Ан-26 могли перевозить до 38 «обычных» пассажиров или 30 десантников в полном боевом снаряжении, или 24 раненых (размещение в лежачем положении на носилках). Вместимость машин, переделанных в пассажирские самолеты, доходила до 43 человек.

Грузовая кабина Ан-26
Грузовая кабина Ан-26, рампа закрыта. На потолке заметен тельфер, предназначенный для ускорения погрузочно-разгрузочных работ
Вес на взлёте 22 тонны (нормальный), 24 тонны(максимально допустимый)
Полезная нагрузка 5,5 тонн
Вес пустого самолета 15,85 тонны
Длина 23,87 м
Высота 8,575 м
Размах крыла 29,2 м
Крейсерская скорость 435 км/ч
Максимальная скорость 540 км/ч
Дальность 1100 км (практическая), 2660 км (при перегонке пустого самолета)
Практический потолок 7 300 м
Длина разбега на взлете 870 м
Длина пробега при посадке 650 м (при весе 20 тонн)
Запас топлива 4 850 кг

В варианте легкого бомбардировщика самолет оснащался балочными держателями БДЗ-34, что позволяло ему брать до четырех пятисоткилограммовых авиабомб. Конечно, для Ан 26 характеристики грузоподъемности важнее, но «ударное» применение машины рассматривалось вполне серьёзно. В целом же ТТХ самолета близки к показателям «базового» Ан-24.

Схема салона Ан-26

Ан-26 создавался как многоцелевой военно-транспортный самолет. По этой причине его первоначальный «салон» — это просто грузовая кабина, в которой можно перевозить людей на откидных металлических «лавочках». Были также варианты, оснащавшиеся небольшим количеством более удобных кресел, в которых размещались «сопровождающие». Туалета на борту не было, а в качестве его замены использовались пластиковые бутылки.

Схема салона Ан-26-100
Схема салона пассажирского варианта Ан-26-100. Никакого бизнес-класса, разумеется, нет

В варианте Ан-26-100 самолет был оборудован пассажирскими креслами, установленными по схеме 2х2 в девять или одиннадцать рядов. Вместимость, соответственно, составляла от 35 до 43 человек. Туалет разместили в передней части салона, справа от центральной продольной оси. Особыми удобствами этот самолет, конечно, не отличается, заметно проигрывая в этом отношении даже базовому Ан-24.

Преимущества и недостатки

Основные характеристики самолета Ан-26 вполне соответствовали требованиям военных заказчиков как советских, так и иностранных.

В число его преимуществ, в частности, вошли:

  1. Простота технического обслуживания;
  2. Возможность эксплуатации на грунтовых аэродромах. ТТХ Ан 26 позволяют ему взлетать и садиться даже в условиях «раскисшего» от дождей покрытия;
  3. Удобство загрузки и разгрузки самолета;
  4. Простота пилотирования – машиной могут управлять лётчики средней квалификации;
  5. Возможность применения для воздушного десантирования войск;
  6. Наличие многочисленных специальных модификаций;
  7. Живучесть конструкции – были случаи, когда Ан-26 удавалось совершить успешную посадку после попадания в него вражеских ракет.

Некоторые варианты этой машины и по сей день остаются незаменимыми, несмотря на появление новых моделей самолетов.

Салон Ан-26-100
Салон самолета Ан-26-100. Уровень комфорта весьма умеренный

Основным недостатком Ан-26 является его «старость». Значительная часть парка этих самолетов давно уже выработала свой ресурс. Пассажирские варианты и вовсе представляют собой, по существу, «вынужденную импровизацию», не обеспечивая необходимого уровня комфорта – в салоне даже нет багажных полок.

Уровень безопасности самолета

За все годы эксплуатации количество потерянных Ан-26 составило до 144 единиц. Это много, однако, следует учитывать, что речь идет о военном самолете. Не менее двадцати таких машин было сбито в ходе боевых действий. «Аны» уничтожали при помощи ПЗРК, в них попадали авиационные ракеты, выпущенные истребителями, они становились жертвами систем противовоздушной обороны, а иногда и обычного стрелкового оружия. Кроме того, значительное количество аварий было связано с нарушением регламента  обслуживания машины.

Наиболее страшной авиакатастрофой Ан-26 стало столкновение этого самолета с пассажирским Ту-134, случившееся 3 мая 1985 года. Тогда погибли в общей сложности 94 человека, 13 из которых находились на борту «Антонова». Причиной этой трагедии стала ошибка диспетчеров.

Самой последней по времени крупной катастрофой стало падение Ан-26 российских военно-космических сил близ взлетной полосы сирийского аэродрома Хмеймим 3 марта 2020 года. Тогда погибли 39 человек, из них 6 членов экипажа. Расследование этого инцидента пока не закончено, но предположительно причиной стала неисправность техники.

Обломки Ан-26
Жители Луганской области фотографируются на фоне обломков Ан-26 ВВС Украины, сбитого в ходе вооруженного конфликта на востоке страны

Модификации самолета на базе Ан-26

За время эксплуатации Ан-26 эта машина многократно подвергалась различным изменениям и переделкам.

Ан-26 в фильме
Украинский Ан-26, использованный для съемок фильма «Неудержимые». В составе «экипажа» — Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне

Иногда такие модифицированные самолеты появлялись в одном-двух экземплярах, но есть и другие примеры.

В частности, относительно крупными сериями строились:

  1. Ан-26Ш. 36 этих самолетов использовались в советских училищах, которые готовили штурманов для военной авиации. Учебные места размещены в грузовой кабине, допускается выполнение бомбометания в полигонных условиях;
  2. Ан-26РТ. Всего в ВВС было передано 42 таких самолета. Первоначально они предназначались для ретрансляции радиосигналов. Часть машин получила оборудование для определения рабочих частот РЛС противника и выполнения радиоперехватов. Соответствующая субмодификация обозначается как Ан-26РР (а также РТР);
  3. Ан-32. Экспортный вариант самолета, первоначально создавался для индийских ВВС и должен был действовать в высокогорных районах, базируясь на равнинных аэродромах, расположенных в жарком и влажном климате. У базового Ан 26 практический потолок был для этого недостаточен. Всего изготовлен 361 такой самолет;
  4. Ан-26АЛК. Изготовлено 20 самолетов, которые иногда обозначаются, как «Калибровщик». Бортовая аппаратура позволяет осуществлять контроль работы РТО, оборудования для аэродромов. Эти машины используются до сих пор, причем довольно активно;
  5. Ан-26Б. Начиная с 1981 года было изготовлено 116 таких самолетов. Они были предназначены для транспортировки стандартных контейнеров. Часть машин впоследствии переоборудована для выполнения пассажирских перевозок;
  6. Ан-26-100 и Ан-26Б-100. Эти модификации появились из-за того, что значительное количество самолетов Ан-24 были списаны после полного исчерпания ресурса, и их требовалось заменить. Для перевозки пассажиров адаптировался как базовый вариант Ан-26, так и Ан-26Б.
Ан-32
Ан-32 — экспортный «горный» вариант Ан-26

«Единичных» опытных модификаций тоже было немало:

  1. Ан-26П (он же «Прожектор»). На борту была установлена станция лазерной подсветки целей, которую можно было использовать для нанесения ударов высокоточным оружием;
  2. Ан-26К. Самолет предназначался для изучения возможностей лазерно-телевизионной прицельной станции «Кайра», разрабатывавшейся для истребителя-бомбардировщика МиГ-27. Доработка была выполнена слишком поздно — ЛТПС успели опробовать на самом боевом самолете;
  3. Ан-26 «Нельмо». Этот самолет нес на борту одноименный комплекс оборудования, созданный для проведения ледовой разведки;
  4. Ан-26М. Модификация 1977 года, машина переоборудована в медицинский самолет;
  5. Ан-26РЭП. Представляет собой Ан-26РТР, переделанный в самолет радиоэлектронной борьбы. Кроме того, был способен создавать инфракрасные помехи;
  6. Ан-26Д. Модификация повышенной дальности, что обеспечивается за счет установки двух дополнительных баков;
  7. Ан-26Б «Циклон». Этот вариант самолета получил аппаратуру, способную «развеивать» опасные грозовые тучи путем распыления углекислоты и йодистого серебра;
  8. Ан-26 «Вита» и Ан-26 «Рятунчик». Предназначены для перевозки раненых;
  9. Ан-26А. Создан для воздушно-десантных войск;
  10. Ан-26 «Сфера». Предназначался для украинской Академии наук. Предполагалось, что машина поможет в исследовании атмосферы Земли.
Ан-26Б «Циклон»
Ан-26Б «Циклон», самолет для управления погодой, и его полный экипаж

Существовали также пожарные самолеты Ан-26П (5 единиц), однако, со временем их вернули в исходное «военно-транспортное» состояние. Как правило, переделки никак не влияли на грузоподъемность машин, но некоторые варианты имели несколько меньший взлетный вес.

Компании, эксплуатирующие самолеты

По состоянию на 2016 год военно-транспортные Ан-26 оставались в составе ВВС двадцати семи стран. В распоряжении Российской армии имелось тогда 175 таких самолетов. Коммерческая эксплуатация пассажирских вариантов Ан-26 осуществляется следующими авиакомпаниями:

  1. «Амур»;
  2. «Ангара»;
  3. «Костромское авиапредприятие»;
  4. «Турухан»;
  5. «Хабаровские авиалинии»;
  6. «КрасАвиа»;
  7. «ИрАэро»;
  8. «Чукотавиа»;
  9. «Полярные авиалинии»;
  10. «Петропавловск-Камчатское авиапредприятие»;
  11. VASCO (Vietnam Air Services);
  12. Constanta Airline;
  13. Aerogaviota;
  14. Tajik Air;
  15. Air Urga.

Большинство этих компаний – небольшие региональные перевозчики. По мере выработки ресурса оставшихся Ан-26, будет осуществляться постепенное внедрение более новых самолетов.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Аватар
    Серый

    С каких это пор украинский самолет стал российским?

    3
    4
    Ответить
    1. Moderator
      Moderator

      Читаем педивикию. СОВЕТСКИЙ. КБ «антонов» было у украинцев, но сейчас от него остались рожки да ножки.

      Ответить