fbpx

Правовые основы военной службы: порядок и условия согласно Федеральному закону N 53 РФ

С древнейших времен охрана государства считалась не только обязанностью, но и престижной профессией. По мере развития вооружения и форм ведения войны развивалась и организация вооруженных сил. Немаловажным фактором в данном вопросе становилась количественная и качественная подготовка солдат.

В современных армиях военная служба связана с правами и обязанностями граждан. Во многих странах она обязательна для всех мужчин, в некоторых призываются и женщины. В ряде государств воинская подготовка осуществляется на добровольной основе.

Неотъемлемой частью военной службы считается иерархия, подразумевающая присвоение званий. На ней основываются уставные отношения, обязательства, права и обязанности военнослужащих, занимаемые посты и должности.

Военная служба как особый вид государственной службы

Российские солдаты

Воинская служба — особый вид государственной службы, организующий профессиональную деятельность граждан на воинских должностях. Ключевая задача — оборона и защита государства. Основывается как на принудительном наборе граждан, так и на добровольном поступлении.

В зависимости от принципов набора различают контрактную и призывную службу. В мирное время многие государства предпочитают содержать небольшие профессиональные армии контрактников. В условиях повышенных требований в обращении с вооружениями и техникой такие подразделения оказываются более эффективными.

Обязательный призыв и воинская подготовка граждан обусловлены как историческими традициями, так и практической необходимостью. Большая протяженность границы, частые локальные конфликты с соседними государствами — все это требует наличия подготовленных резервистов, способных в короткие сроки пополнить действующую армию.

Вне зависимости от формы, началом воинской службы считается зачисление гражданина в ряды Вооруженных сил. Для срочников происходит это в торжественной обстановке в процессе принятия присяги. С этого момента военнослужащий подчиняется служебным правилам и предписаниям, а также обладает соответствующими правами и обязательствами.

Военная служба состоит из следующих аспектов:

  • профессиональная и физическая подготовка военнослужащих;
  • воспитание чувства долга, патриотизма, воинской дисциплины;
  • отработка навыков обращения с вооружением и техникой;
  • выработка умений по самоорганизации военнослужащих, а также действий в составе групп и подразделений.

Все мероприятия осуществляются в соответствии с предписанным порядком. Имеются отдельные законодательные акты и уставы, характеризующие принципы несения воинской службы. На их основе граждане получают материальное обеспечение, социальную защиту, а также поощрения и взыскания в зависимости от собственных действий.

При изучении современной военной службы нельзя не учитывать традиции, перешедшие к современному государству. В Царской России военная службы первое время была добровольной и состояла из охочих людей. Регулярная армия с рекрутскими наборами на пожизненный срок была создана Петром Первым. Позже порядок призыва, а также период воинской повинности постепенно менялся.

В советский период

Первоначально армию и флот Советской России предполагалось организовывать на добровольной основе. Однако начавшаяся Гражданская война сделала военную службу обязательной. Позднее данные обязательства были утверждены документально в законах Советской России и СССР.

Воинская обязанность граждан была закреплена в Конституции 1918 года. По ней почетным правом защищать страну обладали все трудящиеся. 1 сентября 1939 года был принят закон «О всеобщей воинской обязанности». По новым правилам призывались все здоровые мужчины.

Военная служба в СССР подразделялась на действительную и пребывание в запасе. В первом случае подразумевалось пребывание на постоянной кадровой основе в воинских частях, на кораблях, иных военных организациях и учреждениях. Такая служба имела несколько форм:

  • срочный призыв солдат, матросов, сержантов и старшин;
  • сверхсрочная служба сержантов и старшин;
  • исполнение служебных обязательств прапорщиков и мичманов;
  • офицерская служба, включая их призыв из запаса на 2-3 года;
  • работа военных строителей.

Дополнительной формой выделяют привлечение к воинским служебным обязанностям женщин. Они поступали в части добровольно в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

Служба в запасе подразумевала периодический призыв всех военнообязанных лиц. Основными формами таких обязательств выделяли краткосрочные сборы и переподготовку. В первом случае подразумевалась организационная и мобилизационная проверка органов воинского учета (ОВУ).

Во втором проводились учебные занятия, ориентированные на совершенствование военной и специальной подготовки военнообязанных. Такой подход позволял поддерживать боеспособность запасников с учетом совершенствования в военной технике и вооружениях.

В современной России

В современной России сохранились ключевые аспекты военной службы СССР:

  • призыв военнообязанных мужчин;
  • пребывание в запасе и участие в военных сборах;
  • привлечение женщин на добровольной основе.

Вместе с тем ряд аспектов был пересмотрен с учетом современных требований к личному составу. Возросла востребованность подготовленных кадров для армии, количество стало уступать качеству. Решающими факторами в эффективности стало наличие современных вооружений и профессиональных специалистов для их использования.

С учетом данных факторов, а также защиты демократических прав и свобод граждан, воинская служба в современной России получила дополнительные формы. Контрактная служба позволила гражданам строить профессиональную карьеру, одновременно обеспечивая Вооруженные силы специалистами. Альтернативная гражданская служба позволяет служить тем гражданам, которые по убеждениям совести или религии не могут поступать на военные должности.

Формы прохождения военной службы

Солдаты в строю

В современной России существуют две основные формы прохождения военной службы — срочная и контрактная. Первая — обязанность всех мужчин в возрасте от 18 до 27 лет. Вторая — профессиональная деятельность в военной сфере.

Призыв на службу военного типа

На срочную службу призываются все годные по здоровью мужчины. В допризывном возрасте (16-17 лет) они проходят первое медицинское освидетельствование и становятся на воинский учет. С 18 лет в любой период их могут призвать в военкомат для повторного прохождения медосмотра и принятия решения по годности.

Срочная служба длится год, после чего отслужившего направляют в запас. В резерве военнообязанный остается до исполнения определенного возраста в зависимости от своего звания и разряда. Периодически он призывается на военные сборы.

Поступление на военную службу по контракту

Контрактная служба доступна всем желающим, отвечающим ее требованиям. С гражданином заключается соглашение, регулирующее права и обязанности сторон. Контрактники имеют определенные преимущества по сравнению со срочниками, однако и спектр обязанностей для них шире.

Контрактная служба обеспечивает комплектацию армии профессиональными военными. Для современных условий данный вариант считается наиболее востребованным, позволяя содержать небольшие эффективные подразделения, способные решать конкретные задачи и действовать в условиях локального конфликта.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Порядок призыва граждан и аспекты, связанные с выполнением конституционных обязательств регулируются Федеральным законом 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Документ охватывает следующий перечень вопросов:

  • общие понятия и положения, регламентируемые данным законом;
  • воинский учет и его организация;
  • обязательная и добровольная воинская подготовка граждан;
  • порядок призыва граждан;
  • порядок заключения контракта;
  • прохождение военной службы;
  • увольнение и зачисление в запас;
  • формирование и организация мобилизационных и людских резервов.

Закон о воинской службе принят и одобрен Государственной Думой в марте 1998. В силу вступил на момент своего официального опубликования 28 марта того же года. Прежние законодательные акты сохранили свою силу только в тех вопросах, которые не противоречат данному документу.

Общие положения

Общие положения ФЗ о воинской службе регламентируют основные понятия документа и ключевые положения. Уделяется внимание определениям воинской обязанности. Выделяют правовые основы военной службы, а также обязанности должностных лиц по обеспечению условий для их исполнения.

Помимо базовых аспектов общие положения регулируют и мероприятия, связанные с обеспечением исполнения воинских обязательств граждан. Поступление на службу, медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, материальное обеспечение — все это входит в данный раздел закона. Также прописана и ответственность за его нарушение.

Воинский учет

Раздел ФЗ-53, регулирующий воинский учет, состоит из трех статей:

  • организация воинского учета;
  • первоначальная постановка;
  • обязанности граждан.

В вопросах организации воинского учета прописаны граждане, которые не призываются на военную службу. Прописывается порядок получения и сбор информации, вызов граждан. Отдельные предписания касаются органов местного самоуправления и их сотрудничества с военными комиссариатами. Уделяется внимание ведению документации, их оформлению, сведениям, которые должны присутствовать.

В вопросах первоначальной постановки на воинский учет закон предписывает время ее проведения и порядок приема граждан. Прописывается процедура привлечения граждан через учебные организации и работодателей, случаи вызова по повестке. Также регламентируется состав комиссии по постановке на предварительный воинский учет.

В соответствии с правилами ведения документации граждане обязаны:

  • состоять на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства;
  • являться в военкомат по повестке в указанные сроки;
  • при увольнении из действующего личного состава стать на воинский учет в военкомате по месту жительства в течение двух недель;
  • сообщать в военный комиссариат об изменении семейного положения, образования, места работы или должности в течение двух недель;
  • при изменении места жительства, включая выезд за пределы Российской Федерации, соблюдать процедуру снятия и постановки на воинский учет;
  •  бережно хранить документы воинского учета, не допускать их порчи или утраты.

Отдельные предписания касаются смены места жительства лицами призывного возраста на срок более трех месяцев в период призыва. В этом случае они также должны уведомлять военкоматы о своем отсутствии.

Этапы

Демонстрация пулемета

С учетом предписаний законодательства военная служба граждан делится на следующие этапы:

  • допризывной период и постановка на воинский учет — начинается с 16-17 лет, заканчивается повторной комиссией после достижения совершеннолетия;
  • призывной период длится с 18 до 27 лет, в это время гражданину приходит повестка с предписанием явиться на медицинскую и призывную комиссию;
  • если гражданин годен к призыву, его направляют на прохождение срочной службы, которая длится один год;
  • после увольнения в запас гражданин остается военнообязанным до достижения определенного возраста, зависящего от полученного звания.

Допризывные мероприятия подразумевают первичную постановку на воинский учет. Они осуществляются через образовательные учреждения и работодателей. Если гражданин не учится и не работает, ему приходит повестка.

Призвать в армию могут только с 18 лет. Сделать это могут как сразу после достижения совершеннолетия, так и через несколько лет. После достижения 27 гражданин уже не подлежит призыву на срочную службу. Если он не был от нее освобожден, то получает справку уклониста вместо военного билета.

Пребывание в запасе также сопряжено с определенными обязанностями. Основное внимание уделяется военным сборам, ориентированным на поддержание боеготовности не только мобилизационных и людских резервов, но и учреждений по их призыву.

Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к воинской службе подразумевает следующие мероприятия:

  • получение базовых знаний в сфере обороны государства;
  • подготовка по основам военной службы в рамках общеобразовательной системы;
  • военно-патриотическое воспитание;
  • подготовка по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин;
  • медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор.

К добровольной подготовке граждан в соответствии со статьей 17 ФЗ-53 относят:

  • занятие военно-прикладными видами спорта;
  • обучение по дополнительным общеобразовательным программам, подразумевающим углубленную подготовку к военной службе;
  • обучение в военном учебном центре или программе подготовки запасников при высших учебных заведениях (военная кафедра).

Обязательная и добровольная подготовка производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Помимо данных аспектов статьи третьего раздела ФЗ-53 регламентируют порядок и меры, предпринимаемые для соответствующей подготовки граждан.

Правовые основы прохождения военной службы

Правовая основа непосредственного прохождения военной службы формируется шестым разделом ФЗ-53. Статья 36 дает описывает общие принципы. Последующие положения регламентируют порядок прохождения воинской службы, включая приведение к присяге, присвоение и лишение воинских званий.

Отдельные вопросы прохождения воинской службы поднимаются и другими разделами закона. Четвертый регламентирует порядок призыва граждан, предоставление освобождения или отсрочки от военной службы, состав призывной комиссии, обязанности граждан.

Пятый раздел ФЗ-53 регулирует вопросы, связанные с контрактной службой. Прописаны требования для соискателей, испытания, порядок заключения контракта. Отдельные предписания касаются граждан, поступающих в военные образовательные учреждения.

Отказ от службы в армии

Законодательство Российской Федерации не допускает прямого отказа от военной службы — это конституционная обязанность всех мужчин. Однако имеются варианты, учитывающие права граждан и их обязательства:

  • отсрочка от службы предоставляется при временных проблемах со здоровьем, обучении или иных обстоятельствах, не допускающих призыва;
  • освобождение предоставляется по состоянию здоровья, при ограниченной годности гражданин не призывается в мирное время, но остается на воинском учете;
  • направление на альтернативную службу.

Именно последний пункт и считается возможностью отказаться от военной службы. Такое право имеют все граждане, которые в силу религиозных, мировоззренческих, морально-этических или иных принципов не приемлют служение с оружием. Решение о направлении на альтернативную службу принимает призывная комиссия.

При выборе такого варианта гражданин поступает на обычную гражданскую должность и осуществляет свою деятельность в рамках Трудового кодекса РФ с определенными ограничениями. К примеру, он не может по своей инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, иметь дополнительную подработку. Срок такой службы составляет от 18 до 21 месяца с правом на два отпуска.

Военная служба для девушек

Девушка на службе

В Российской Федерации нет обязательной военной службы для женщин. Девушки могут заключить контракт по собственному желанию и при соответствии его требованиям служить в Вооруженных силах на общих основаниях, но с определенными послаблениями. К примеру, они не несут караульную службу.

Отдельно выделяют наличие военно-учетной специальности. Если девушка получает медицинское образование и специальность доктора или медсестры, она обязана стать в военкомат на воинский учет, ей также оформляют военный билет. Это относится и к окончившим военные образовательные учреждения.

Увольнение с военной службы

Седьмой раздел Федерального закона 53-ФЗ регламентирует увольнение граждан с военной службы. Основанием для этого может служить:

  • достижение предельного возраста;
  • истечение срока призыва или контракта;
  • признание негодным или ограниченно годным по состоянию здоровья;
  • лишение воинского звания, а также в связи с утратой доверия;
  • вступление в силу решения приговора суда о лишении военнослужащего свободы или права занимать воинские должности;
  • отчисление из военного образовательного учреждения;
  • избрание на депутатскую должность;
  • прекращение гражданства или приобретение гражданства другого государства.

При увольнении граждане становятся на воинский учет, пребывая в запасе. Исключение составляют уволенные в отставку, женщины без военно-учетной специальности, иностранные граждане или лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации. Также в запас не зачисляются лица, в отношении которых вступил в силу приговор суда о лишении свободы.

Запас Вооруженных сил, Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности

Запас формируется для развертывания войск и комплектования соединений в период мобилизации. Таковая производится как для проверки боевой готовности, так и при реальной военной угрозе.

Запас состоит из мобилизационного резерва и людского ресурса. К первому относятся военнослужащие, заключившие соответствующий контракт. Ко второму относятся все остальные уволенные в запас:

  • отслужившие срочную службу и освобожденные от нее;
  • завершившие обучение в военных образовательных учреждениях;
  • не прошедшие военную службу и достигшие 27 лет;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женщины, получившие военно-учетную специальность.

Граждане, пребывающие в запасе делятся на три разряда в зависимости от возраста и звания. До достижения предельного возраста они могут призываться на военные сборы. Периодичность подобных мероприятий для каждого гражданина составляет три года, период одного призыва — не более двух месяцев. Общее время призыва военнообязанного на сборы не может превышать одного года за весь период пребывания в запасе.

Заключительные положения

Заключительные положения Федерального закона 53-ФЗ подытоживают правовую базу воинской обязанности и военной службы граждан. Уделяется внимание действию ранее принятых законов, а также контрактов и соглашений, заключенных до принятия данного документа.

Также заключительные положения регулируют отдельные категории граждан в вопросах исполнения воинских обязанностей. Регулируется включение сроков действительной военной службы в ее общую продолжительность. Прописывается сохранность воинских званий, не предусмотренных данным документом и присвоенных до его принятия.

В завершении регулируется действие иных законодательных актов с учетом принятия данного закона. Выделяются положения и акты, утратившие силу. Отдельно выделяется порядок вступления ФЗ-53 в силу.

Нововведения в N 53-ФЗ от 3 августа 2018 года

С момента принятия Федеральный закон 53-ФЗ постоянно дорабатывался. Изменения ориентированы на поддержание актуальной правовой базы с учетом иных законов. Отдельные поправки вносились с учетом актуальных действий и мер по обеспечению воинской обязанности граждан.

Нововведения от 3 августа 2018 направлены на внесение изменений в статью 51.1, введенную еще в 2011 году. Она регулирует порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения. Новые поправки коснулись следующих положений:

  • в пункте 2 добавлено предложение о возможности применения взыскания на основании доклада о совершенных действиях и письменного объяснения нарушителя;
  • из пункта 3.1 исключены слова, указывающие на необходимость рекомендации комиссии для вынесения выговора при незначительном правонарушении;
  • пункт 4 изложен в новой формулировке.

Закон о воинской обязанности продолжает дорабатываться. Последние актуальные поправки внесены 16 декабря 2019. Они также коснулись пункта 4 статьи 51.1 и снова изменили его формулировку, дополнив ее уточнением о сроках применения взыскания в случае нетрудоспособности или нахождения в отпуске.

Содержание и сроки прохождения военной службы

Принесение присяги

Содержание и сроки прохождения военной службы регулируются статьями 36 и 38 ФЗ-53. Первая указывает на правовые акты и основания, по которым осуществляется исполнение воинских обязанностей. Учитываются также чрезвычайные обстоятельства и военное положение.

Статья 38 определяет следующие сроки военной службы:

  • для военнослужащих, не имеющих офицерского звания и призванных до 2007 — 2 года;
  • военнослужащие без офицерского звания, призванные в течение 2007 — полтора года;
  • военнослужащие, получившие высшее образование, но не имеющие офицерского звания и призванные до 2008 — год;
  • при наличии офицерского звания и призыве до 2008 — 2 года;
  • военнослужащие, призванные с 2008 — год.

Продолжительность исполнения обязанностей контрактников зависит от условий контракта. Она может составлять 2, 3 или 5 лет для первого контракта в зависимости от военнослужащего. Для последующих соглашений сроки могут варьироваться от года до 10 лет. Срок контракта ограничивается предельным возрастом военнослужащего.

Датой начала военной службы в зависимости от категории военнослужащего считается:

  • присвоение срочнику звания рядового;
  • зачисление в военное образовательное учреждение;
  • приказ военного комиссариата о направлении к месту исполнения воинской обязанности;
  • вступление контракта в силу.

Окончанием исполнения воинских обязательств считается дата исключения военнослужащего из списка личного состава части. При этом в период военной службы не засчитывается период дисциплинарного ареста или самовольное оставление части на срок более 10 суток.

Порядок прохождения военной службы офицерским составом: комплектование ВС РФ офицерами

Офицерский состав Вооруженных сил Российской Федерации подразделяется на младший (лейтенанты, капитаны), средний (от майора до полковника) и высший (от генерал-майора). Комплектуется он следующими категориями военнослужащих:

  • выпускниками военных образовательных учреждений и гражданских высших учебных заведений с военной кафедрой;
  • офицерами запаса с привлечением их на контрактную службу;
  • прапорщиками и мичманами, получившими высшее образование и профильную подготовку;
  • женщинами, имеющими военно-учетную специальность и высшее образование.

Поступление офицеров на действительную военную службу производится только на контрактной основе. Исполнение обязанностей регламентируется Приказом Министерства обороны РФ от 30 сентября 2002 года. По нему кандидат на офицерскую должность должен соответствовать:

  • необходимому уровню образования для своего звания и должности;
  • уровню профессиональной подготовки для претендуемой должности;
  • уровню физической подготовки.

Требования по профессиональной и физической подготовке не распространяются на офицеров и прапорщиков запаса. Перед заключением контракта проводятся мероприятия по проверке соответствия установленным требованиям. После отбора командир воинской части заключает с кандидатом соглашение и издает приказ о принятии офицера на воинскую должность.

Для повторного заключения контракта на новый срок военнослужащий подает соответствующий рапорт. Делать это следует за четыре месяца до окончания срока действия текущего соглашения. Период нового контракта не может выходить за предельный возраст военнослужащего.

Для комплектования воинских должностей профессиональными кадрами, подготовки и повышения качества отбора кандидатов формируется резерв офицеров. Он составляется 1 декабря для следующего календарного года командирами частей. При назначении на высшие должности офицеры такого резерва имеют приоритет.

Получение очередного звания также подчиняется определенным предписаниям. Представление оформляется не менее чем за два месяца до истечения срока исполнения обязанностей в предыдущем звании. Не предусматривают различий между званием, полученным после военного или гражданского учебного заведения. Однако во втором случае срок присвоения следующего звания может быть увеличен.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них