string(54) "https://militaryarms.ru/wp-content/themes/MilitaryArms"
Счетная Палата Российской Федерации: Структура, Функции, История

Счетная палата Российской Федерации: структура, функции, история

Флаг и геральдическая эмблема Счетной палаты РФ.

Одна из важнейших функций российского парламента – перераспределение доходов национальной экономики через формирование бюджета страны. Это основной финансовый документ, с помощью которого обеспечиваются функции и задачи государства. Контроль за его наполнением осуществляет специальный орган – Счетная палата РФ.

Счетная палата не входит в систему исполнительной власти, она подчиняется только парламенту нашей страны. Ее предшественником можно назвать Народный контроль, который существовал во время СССР.

Общая информация

Счетная палата – это высший орган аудита российского государства. Она обладает статусом юридического лица и подотчетна верхней палате Госдумы РФ. В пределах своих полномочий данный орган имеет полную независимость.

Центральный офис Счетной палаты Российской Федерации в Москве.

Основными принципами работы палаты является гласность, законность и объективность.

Юридической основой работы данного ведомства являются положения Конституции, а также ряд законов (№ 41-ФЗ и др.). Деятельность данной структуры не может быть прекращена даже при роспуске парламента.

Нынешним главой Счетной палаты является Алексей Кудрин. Он назначен на эту должность в 2018 году. В данном ведомстве трудится чуть более тысячи человек, его годовой бюджет составляет 3,8 млн рублей.

Штаб-квартира организации находится в Москве, по адресу: ул. Зубовская, д. 2. Официальный сайт Счетной палаты – ach.gov.ru. Также ведомство открыло несколько электронных порталов и панелей для размещения данных по аудиту, реализации нацпроектов, мониторинга недостроенных объектов.

У палаты имеется свой флаг и собственный знак. Последний представляет собой двуглавого российского орла золотого цвета с синим фигурным щитом на груди. На нем перекрещены серебряный свиток и факел. Знамя представляет собой синее полотнище, в центре которого изображена эмблема ведомства.

В 2020 году Центробанк РФ выпустил юбилейную монету в честь 25-летия образования ведомства. Ее номинал – 3 рубля.

Функции и полномочия

Счетная палата – наивысший аудиторский орган страны, поэтому ее полномочия весьма велики. В целом всю деятельность ведомства можно разделить на два основных направления:

  • контрольное;
  • экспертное.

К последнему пункту относится экспертиза проектов госбюджета, международных договоров, законопроектов и других документов, анализ бюджетного процесса, подготовка заключений для государственных органов.

Нынешний руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин.

Главная функция палаты – обеспечение эффективности использования средств государства. Кроме того, данный орган занимается выполнением следующих задач:

  • надзор за наполнением бюджета страны и его расходами;
  • контроль деятельности фондов;
  • проведение проверок;
  • контроль госдолга;
  • надзор за работой банковской системой страны, включая и ЦБ РФ;
  • оценка необходимости предоставления госгарантий, налоговых и других льгот;
  • борьба с коррупцией;
  • учет средств от собственности государства.

О своей работе палата регулярно информирует Совфед РФ и его руководство. Она тесно сотрудничает с надзорными, контрольными и правоохранительными органами страны.

Также ведомство обязано через СМИ предоставлять общественности сведения о своей работе и результатах проверок. Обычно руководство органа проводит регулярные пресс-конференции один раз в квартал, в год, а также после завершения знаковых мероприятий.

Ведомству подотчетны все органы власти и самоуправления, внебюджетные фонды. Она обладает полномочиями проверять любые организации, которые получают бюджетные средства, используют госсобственность или управляют ею, пользуются теми или иными льготами.

У ведомства есть полномочия на проведение ревизий и комплексных проверок. Правда, при этом оно обязано не вмешиваться в оперативную работу проверяемых предприятий или органов, а также придавать огласке полученные результаты.

Ежегодно ведомство обнаруживает нарушения на сотни миллиардов рублей. Правда, в основном это не растраты и хищения, а обычные нарушения в ведении учета. Например, за 2018 год было обнаружено нарушений на сумму более 420 млрд рублей.

При выявлении нарушений палата дает проверяемой организации предписания, которые обязательны для выполнения. Если они регулярно не выполняются, то ведомство имеет право приостановить финансирование нарушителя. Предписания можно обжаловать в суде.

Кроме своей основной деятельности, палата курирует ряд проектов национального масштаба: развитие лесного хозяйства, экологическая безопасность, объекты строительства, дети-сироты. В начале 2020 года Владимир Путин заявил, что ожидает от сотрудников ведомства контроля за выполнением важнейших национальных проектов страны.

Структура

Счетную палату возглавляет председатель, у которого есть один заместитель. Глава ведомства назначается Госдумой, срок действия его полномочий составляет шесть лет. Один человек не имеет права занимать пост больше двух каденций подряд.

Структура Счетной палаты Российской Федерации.

Парламент предлагает президенту РФ не менее трех кандидатур на пост руководителя палаты. Глава державы утверждает одну из них и отправляет ее на рассмотрение Госдумы. Если не находит поддержки ни одна из кандидатур, то президент может предложить парламенту собственные варианты.

Возглавить данный орган может любой гражданин РФ, не имеющий гражданства другого государства или вида на жительство. Для утверждения в должности он обязан иметь высшее образование и опыт работы в области права, экономики, финансов или государственного управления не меньше пяти лет.

Госдума может прекратить полномочия главы палаты досрочно. Причин для подобного решения может быть несколько:

  • злоупотребления или нарушение главой палаты норм законодательства;
  • наличие заявления об отставке;
  • недееспособность председателя;
  • потеря доверия.

В структуру ведомства входит аппарат и коллегия. Последняя структура рассматривает общие вопросы, касающиеся планирования работы, а также изучает сообщения и отчеты. В коллегию входит председатель органа, его заместитель, руководитель аппарата и аудиторы.

Заместитель назначается парламентом сроком на шесть лет.

В составе ведомства находится 12 аудиторов. Каждый из них ведет определенное направление работы органа. Это может быть ряд доходных частей бюджета. Деятельность аудиторов определяет коллегия. По шесть из них назначает каждая палата парламента. Срок полномочий – шесть лет.

Аудиторы могут присутствовать на заседаниях обеих палат парламента, комитетов и комиссий Госдумы. Им запрещено заниматься любой другой работой. Исключением является преподавание и научные исследования.

На должность аудитора может быть назначен любой гражданин РФ, имеющий необходимое образование и соответствующий опыт работы.

Аппарат ведомства осуществляет обеспечение его деятельности. Он состоит из департаментов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Например, правовое, аналитическое, финансовое или хозяйственное сопровождение деятельности ведомства. Они функционируют на постоянной основе.

В состав аппарата органа входят инспекторы, которые непосредственно проводят проверки в рамках компетенции органа.

История

История органов финансового контроля началась на Руси еще в XI столетии. Этому вопросу много внимания было уделено в Русской правде.

Еще более его детализировал князь Владимир Мономах в своем Уставе. Он стремился к справедливому распределению средств между местными общинами и центральной властью. Управление финансами было важнейшей функцией народного вече в Новгородской республике.

При Иване III в Московском княжестве были созданы 25 Приказов – и практически каждый из них занимался контролем финансов в определенной области. Кроме того, появилась Казна – особый орган, хранивший деньги и другие ценности. В это же время в стране была проведена налоговая реформа, перепись земель и населения.

В XVII веке, в период Алексея Тишайшего, появился Счетный приказ – орган, который вел централизованный учет доходов и расходов бюджета.

При Петре I контроль за финансами государства был поручен Сенату. В 1718 году Петр учредил Камер-коллегию, которую многие называют первым прототипом Счетной палаты. Она занималась приходом и расходом денежных средств и еженедельно подавала императору отчет о текущем положении дел, а также об обнаруженных финансовых злоупотреблениях. Вдохновителем и создателем данного органа был Петр Аксенов.

Борьба с незаконной вырубкой леса — одно из приоритетных направлений работы Счетной палаты РФ.

В начале XIX века, после реформ Михаила Сперанского, в России появилось новое ведомство – Государственный контроль. Оно подчинялось Комитету министров и осуществляло надзор за расходованием бюджетных средств. Должность контролера просуществовала в империи с 1811 по 1918 год.

Госконтроль имел широкие полномочия и определенную независимость, что положительно сказывалось на его эффективности. При Николае I отделения ведомства появились во всех российских губерниях. В середине столетия под руководством талантливого финансиста Татаринова была проведена реформа финансового ведомства, которая позитивно сказалась на его эффективности.

После появления первой Думы возникли идеи передаче ей функции финансового контроля, однако они так и не были реализованы. После февральской революции полномочия Госконтроля были расширены, он получил право возбуждать уголовные дела, к проверкам стали привлекать представителей общественности.

Большевики преобразовали Госконтроль в отдельный наркомат, который позже был реорганизован сначала в инспекцию, а затем в комиссию. Ее отделения работали во всех областях, районах и городах страны. В 1946 году на месте комиссии было создано министерство. Потом был еще ряд реорганизаций.

Все структуры финансового контроля в СССР работали под непосредственным руководством коммунистической партии, однако они были нацелены исключительно на поиск нарушений, поэтому не отличались высокой эффективностью.

В 1991 году был создан Контрольно-счетный парламентский комитет. В 1993 году он был передан в управление российского правительства, а в 1994 – расформирован в связи с принятием закона о Счетной палате. Вскоре подразделения нового ведомства появились во всех субъектах РФ.

В 2000 году руководителем новосозданного органа стал Сергей Степашин. На протяжении «нулевых» годов ведомство принимало активное участие в создании единой системы аудиторских органов на территории нашей страны.

В 2013 году Госдума приняла новый закон о Счетной палате. Он учитывал все изменения в практике формирования бюджета и управления госсобственностью, которые произошли с 1995 года. В новом законе статус палаты был повышен, а ее полномочия – расширены.

Кроме того, в данном документе был закреплен неприкосновенный статус сотрудников органа. Аудиторов или инспекторов палаты нельзя задержать, арестовать или привлечь к ответственности без разрешения парламента.

Татьяна Голикова стала руководителем Счетной палаты в 2013 году.

В сентябре 2013 года ведомство возглавила Татьяна Голикова. Среди своих приоритетов на посту руководителя органа она обозначила выполнение «майских» указов президента, а также реализацию программ стратегического характера.

Принятие новой редакции закона о Счетной палате потребовал переформатирование работы всех контрольных органов страны. Для этого уже в марте 2014 года был учрежден их координационный совет.

В 2018 году по предложению президента России Голикова была освобождена от занимаемой должности и переведена на пост вице-премьера по социальной политике. В мае 2018 года российский парламент назначил руководителем ведомства Алексея Кудрина. Он занимает ее и сегодня. Его заместителем стала Галина Изотова.

Что будет дальше

В настоящее время существует стратегия развития Счетной палаты РФ до 2024 года. Основная цель этого документа – повышение эффективности российского государства за счет усовершенствования системы финансового аудита в РФ.

Сразу после вступления в должность Алексей Кудрин обозначил приоритетные направления развития органа. Их было выделено четыре. Первоочередной задачей глава палаты назвал повышение эффективности управления государственными инвестициями.

На втором месте, по мнению Кудрина, стоит проблема увязки стратегических целей в развитии страны с существующими бюджетными механизмами.

Третьим приоритетом была названа цифровизация системы государственного аудита, которая поможет обеспечить общественный и парламентский контроль над этим процессом. Еще одной задачей была обозначена борьба с коррупцией. По мнению Кудрина, государство должно создавать механизмы предотвращения этого явления.

Также Алексей Кудрин упомянул о возможном предоставлении Счетной палате права законодательной инициативы, что значительно повысит ее политический вес.

Далеко не все из запланированного удалось реализовать. За последние годы Счетная палата продвинулась по пути цифровизации своей работы, результаты по другим направлениям менее заметны.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
string(54) "https://militaryarms.ru/wp-content/themes/MilitaryArms"