Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Политические партии: инструмент народовластия или хитрая манипуляция?

Сайту MilitaryArms.ru требуются авторы. Примеры работ присылайте на: aleksandr.belozerov@gmail.com

В нашей стране бытует мнение, что обычный человек ничего не может изменить в политике. И это, без сомнения, так – один в этом поле действительно не воин. Субъектами политической жизни государства всегда являются только объединения граждан: общественные организации, различные движения и партии с определенной идеологией, целями и четким пониманием способов их достижения. С научной точки зрения, именно партии имеют наибольшее значение в устройстве современного государства. Расшифруем само понятие политической партии.

Политическая партия – это некая группа людей, объединенная общим комплексом идей и ставящая перед собой задачу их воплощения путем прихода к власти в стране или делегирования своих представителей в органы самоуправления или государственный аппарат. Этим партии отличаются от профсоюзов, которые хоть и занимаются политической деятельностью, но ставят во главу угла социальную защиту трудящихся. Как правило, в государственной системе страны представлено множество партий и между ними существует конкуренция. Программа политической партии – это квинтэссенция ее идеологии, целей и задач, а также способов их достижения. Партии стремятся к постоянному увеличению своей электоральной базы, они относятся к некоммерческим организациям.

Для отстаивания своих интересов обычно объединяются граждане, которые разделяют одни и те же политико-экономические, социально-классовые, национально-культурные, религиозные взгляды и идеалы.

Российское партийное многоголосье
Российское партийное многоголосье

Политические партии не пользуются доверием значительной части россиян. Последние опросы общественного мнения ясно показывают, что граждане нашей страны не видят в них представителей своих интересов. Россияне вполне допускают однопартийную систему или полагают, что без этого института вообще можно обойтись. Подобные представления не являются чем-то из ряда вон выходящим – они характерны для стран, где демократическая система только начала развиваться. Для лучшего понимания этого вопроса следует рассмотреть цели и функции политических партий.

Для чего нужны политические партии?

Роль политических партий в жизни государства огромна: через этот институт к власти попадают люди с новыми идеями, которые находят поддержку в обществе. Однако партийные функции этим не ограничиваются. Они делятся на внешние и внутренние. К последним относят:

  • поиск и обеспечение достаточного финансирования;
  • набор новых членов;
  • налаживание эффективного взаимодействия между различными подразделениями политической силы, например, центральным аппаратом и региональными отделениями.
Выборы
Выборы — самое важное время для любой политической силы

Но для государственной системы куда важнее внешние функции:

  • выражение и защита интересов определенных социальных групп и слоев населения;
  • объединение граждан на основе общих целей и их мобилизация для решения социальных или других задач;
  • создание идеологии, формирование нужного общественного мнения;
  • подготовка кадрового резерва для государственных институтов, воспитание политической элиты страны;
  • организация избирательных кампаний и участие в них;
  • борьба за обладание государственной властью.

Естественно, что последняя цель в списке считается основной, все другие – в той или иной степени являются инструментами для ее достижения.

Основные признаки политических партий

Что же принято называть политической партией? Чем она отличается от других гражданских объединений? Какие сходные черты имеют различные виды политических партий?

Политическая партия должна иметь следующие признаки:

  • Функционирование на долговременной основе, четкая внутренняя структура, ясно сформулированные правила и формальные нормы, которые обычно отображаются в ее уставе;
  • Наличие сети первичных ячеек – региональных отделений – на постоянной основе поддерживающих связь с центральным руководством;
  • Нацеленность на завоевание и удержание политической власти в стране;
  • Широкая общественная поддержка и добровольность членства;
  • Существование идеологии, стратегий и целей, которые выражаются в политической программе.

История демократии или как развивались политические партии

В настоящее время партии существуют практически во всех государствах мира. Это слово вошло в широкое употребление в Англии XIV века.

Термин «партия» был известен еще в период Античности, он произошел от латинского слова pars, что означает «часть». Однако партии в современном понимании появились только в конце XVIII – начале XIX столетия, в период становления парламентаризма.

Образование политических партий началось еще в Древней Греции. Аристотель писал о противоборстве в Афинах партий народа и знати. Это были неоформленные группировки, немногочисленные и неотличающиеся большой продолжительностью существования. Они выражали интересы определенных социальных групп и не имели идеологии. Не было у этих «протопартий» и четкой организационной структуры. Схожая ситуация наблюдалась в Римской империи. Например, здесь существовала партия популяриев, заигрывавшая с беднейшими слоями населения, и оптиматов, которая представляла класс патрициев.

Прямыми предшественниками существующих политических сил можно назвать английских тори и вигов – придворные группировки, представлявшие верхушку общества: крупную буржуазию и аристократию. Они формировались вокруг ситуативных лидеров и вели борьбу за влияние при королевском дворе.

В политологии есть множество теорий, объясняющих феномен политических партий. Часть ученых считает, что они возникли из-за вечного человеческого желания состязаться в борьбе за власть, другие исследователи полагают, что партии необходимы для объединения ресурсов в целях представительства общих групповых интересов, третьи видят причину в социально-классовой структуре социума, которая детерминирует борьбу за власть в обществе.

Возникновение современной партийной системы связано с появлением в странах Запада гражданского общества, усилением третьего сословия, демократизацией. Ее главными предпосылками является дифференциация социума, усложнение его структуры и формирование новых активных субъектов, желающих принимать участие в политической жизни государства. Партия возникла в результате разрушения традиционных форм власти, после того, как европеец перестал верить в ее сакральность и уникальность властвующего. В Старом Свете первые партии носили явный буржуазный характер, во многом их деятельность была направлена против пережитков феодального строя.

Собрание французских жирондистов
Собрание французских жирондистов

История политических партий современного типа началась в конце XVIII столетия. Великая Французская революция, провозглашение независимости США, формирование национальных государств в Европе до неузнаваемости изменили западный мир и привели к созданию первых идеологических партий. Они отличались четкими организационными структурами и причисляли себя к тому или иному политическому направлению.

Активное партийное строительство в США и Европе вызвано в первую очередь бурным развитием парламентаризма и введением всеобщего избирательного права.

Знаменитый немецкий историк, философ и социолог Вебер выделял три основных этапа формирование партий:

  • аристократические группировки;
  • политические клубы;
  • современные массовые партии.

Очевидно, что первые две стадии относятся к предыстории данных организаций.

Уже в тридцатые годы XIX столетия возникают основные политические партии Великобритании (консерваторы, лейбористы) и США (республиканцы и демократы).

Политические силы XIX века имели существенные отличия от их современных аналогов – они еще во многом оставались малочисленными аристократическими клубами предыдущих столетий. Действовали они в основном в парламенте, а вне его стен ограничивались проведением избирательных кампаний и практически не имели региональных отделений. Как такового не существовало принципа членства.

Мощным стимулом дальнейшей эволюции партийной системы стало возникновение и бурный рост рабочего движения, наблюдаемый во второй половине XIX века. Именно пролетариат превратил партии из замкнутых элитарных объединений в многотысячные массовые движения с мощной сетью региональных отделений, с регулярными съездами, четкой программой, членскими взносами, уставом и ясной идеологией.

Конец XIX столетия – это период разделения партий по классовому признаку. Часть из них встала на защиту крупных собственников и буржуазии, а другая – принялась рьяно отстаивать социальную справедливость.

Женская манифестация
Борьба рабочих за свои права дала мощный толчок развитию партийной системы

Примерно в середине XX века стал зарождаться новый тип партий – «общенародные». Они работали не с какой-то одной социальной стратой, а пытались заручиться поддержкой всего общества. Западные политологи называют такие объединения «партиями для всех». Довольно быстро эту модель взяли на вооружение практически все политические силы, в том числе и те, что ранее отстаивали лишь узкогрупповые интересы.

Но не следует понимать этот термин слишком буквально: все равно у каждой партии есть своя электоральная ниша, и она не может отстаивать интересы всех граждан в органах государственной власти. Просто «общенародные» партии строят свою программу и реальную деятельность, исходя из учета интересов различных групп, рассчитывая получить максимальную поддержку общества.

Зарождение партийного движения в России

В нашей стране первые партии появились в конце XIX века. Они образовали три основных направления: монархические (правые), революционные (левые) и либеральные, относящиеся к центральной части политического спектра. Формирование российской партийной системы происходило в весьма специфических условиях: на окраинах огромной империи началось создание местных политических партий левого толка, которые отстаивали не только принципы социальной справедливости, но и боролись против национального угнетения. Монархические политические силы появились несколько позже, их филиалы в основном были сосредоточены в центральных областях России.

Из революционных политических сил наибольшую активность проявляли РСДРП (основана в 1898 году) и партия эсеров (1902 год), деятельность их была нелегальной. Они отличались непримиримой позицией к существующему строю, призывали общество к вооруженной борьбе с властью, проводили террористические акты и совершали политические убийства. И эсеры, и члены РСДРП принимали самое активное участие в революционных событиях 1905 года.

Революционные партии
Революционные партии сыграли трагическую роль в истории нашей страны

Наиболее влиятельными и массовыми легальными политическими силами царской России являлись кадеты (Конституционно-демократическая партия) и октябристы (Союз 17 октября).

Кадеты были типичными либеральными центристами, они ратовали за постепенный и ненасильственный путь преобразования страны, а ее будущее видели в переходе к конституционной монархии и укреплении местного самоуправления. Членами этой политической силы был цвет российской интеллигенции: видные экономисты, ученые с мировым именем, известные публицисты, представители аристократии. Возглавлял кадетов Павел Милюков.

Октябристы являлись носителями несколько других идей, их можно отнести к правоцентристам. Они также были приверженцами конституционной монархии, но при этом делали упор на сохранение сильной императорской власти, поддерживали помещичье землевладение, хотели уравнять права и обязанности крестьян с другими сословиями. Лидером октябристов был Александр Гучков.

Отдельной группой в политической системе царской России стояли черносотенные организации, первая из которых («Русское собрание») появилась в 1900 году. Черносотенцы ратовали за поддержку славянской культуры, укрепление монархии, усиление роли православной церкви в жизни общества, продвижение русского языка на окраинах империи. В состав подобных движений входили представители чиновничества, аристократии, офицерства, творческой интеллигенции. Черносотенные организации отличались высоким уровнем антисемитизма, их не без основания считают главными вдохновителями и организаторами еврейских погромов.

Существующие классификации политических сил

Различия политических партий значительны, и чтобы лучше разобраться в этом многообразии создано несколько типов их классификаций:

  • По расположению в идеологическом спектре. В соответствии с этим признаком выделяют коммунистические, консервативные, либеральные и другие партии;
  • По территориальному признаку. Политические силы могут быть региональные, федеральные, представлять какую-нибудь область и т. д.;
  • По социальной базе. Существуют партии, защищающие интересы крестьян, рабочих, мелкого бизнеса и др.;
  • По отношению к власти: оппозиционные и провластные, а также легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

Самая известная классификация политических партий основана на различиях в организационной структуре, согласно ей выделяют партии массовые и кадровые.

Кадровые партии в основном состоят из профессиональных политиков, депутатов парламента. Они объединены вокруг главы или небольшой группы лидеров. Политические силы подобного типа, как правило, элитарны и немногочисленны, их финансируют частные источники. Основная деятельность происходит в период выборов.

Массовые партии имеют значительное количество членов и финансируются из взносов. Это централизованные организации, которые проводят широкую пропагандистскую работу на местах и стремятся к стабильному увеличению своих сторонников. Имея такую структуру партии, они способны к постоянной активной деятельности.

Партии могут создаваться «сверху», то есть по воле одного лидера (или группы политиков) или государственного деятеля под определенные цели или проекты. Примером могут служить практически все российские партии. Инициатором создания политической силы способно быть и массовое общественное движение. Кроме того, новые партии могут появляться путем раскола или слияния.

Системы различных государств мира

Сегодня в мире существует несколько типов политических систем относительно количества партий.

Самой редкой и экзотической является беспартийная система, в основном она существует в странах с абсолютной монархией. Партии могут быть или вообще запрещены законом, или просто для их создания отсутствуют предпосылки. При такой системе каждый кандидат в органы власти участвует в выборах самостоятельно.

При однопартийной системе в стране разрешена только одна политическая сила, как правило, такое положение закрепляется на законодательном уровне. Типичным примером является СССР и гитлеровская Германия.

Существует система с единственной правящей партией, при которой остальные политические силы не запрещаются. Оппозиции в таком случае нет, но партия-гегемон постоянно участвует в полноценных выборах, благодаря чему обновляет свой кадровый состав, меняет программу, предлагает обществу новые идеи. Классическим примером такой системы является современная Япония с ее правящей Либерально-демократической партией.

Символы основных партий США
«Демократический» осел и «республиканский» слон — символы главных политических противников в США

Самым известным государством с двухпартийной политической системой являются Соединенные Штаты Америки. В этой модели существуют две доминирующие партии, хотя и остальные политические силы никто не запрещает. Чаще всего, главная пара состоит из левой и правой партии, которые сменяют друг друга на выборах. В США демократы тесно сотрудничают с профсоюзами, выражают интересы рабочих, среднего класса, национальных и религиозных меньшинств. Основными избирателями республиканцев являются фермеры, предприниматели, военные, интеллектуалы. При двухпартийной системе победитель получает всю полноту государственной власти.

Наиболее распространена в современном мире многопартийная система, когда за власть состязаются несколько различных партий, имеющих реальных шанс на победу. В избирательной системе западных стран заградительный барьер довольно низок, что позволяет попадать в парламент даже небольшим партиям. Затем несколько политических сил, каждая из которых не обладает большинством, создают правящую коалицию, принимающую на себя ответственность за управление страной. Издержки такой системы – нестабильность всей политической конструкции, приводящая к периодическим парламентским кризисам, которые обычно ведут к перевыборам.

В разных государствах существуют свои особенности политической системы, обусловленные историческими обстоятельствами или традициями. Так, например, в Финляндии на протяжении многих лет существует три сильные партии, которые периодически сменяют друг друга на властном Олимпе. В Британии и Канаде есть две доминирующие партии и одна сильная. Последняя может получить значительное число мест в парламенте, но обычно она не возглавляет правительство.

Традиционные цвета политических сил

Исторически сложилось, что партии разной части политического спектра ассоциируют себя с тем или иным цветом. Коммунисты и социалисты носят красный, консерваторы – черный или синий, желтый – это традиционный цвет либеральных партий. Черный обычно связывают с анархистами, а коричневый используют в своей символике представители националистических движений.

Красный цвет коммунистов
Красный — традиционный цвет коммунистов и других левых партий

В этих правилах есть и исключения. Например, партийный цвет американских консерваторов-республиканцев красный, а левых демократов – синий.

Партийные цвета особенно важны во время избирательной кампании, они активно используются в агитационных материалах и символике.

Как финансируются политические силы?

Партии – это внушительные организации, в состав которых иногда входят миллионы членов. Их деятельность требует значительных материальных затрат: на содержание региональных штабов и центрального аппарата, создание агитационных материалов, проведение съездов и др.

Любая партия финансируется своими членами. Это могут быть как значительные вклады зажиточных партийцев, так и небольшие взносы рядовых членов организации, обычно не превышающие нескольких процентов от регулярного дохода. Финансирование – очень щепетильный вопрос, напрямую связанный с таким явлением, как политическая коррупция. Крупный бизнес нередко выделяет немаленькие суммы на партийные нужды, но взамен требует после прихода политической силы к власти решения тех или иных вопросов.

В США лоббирование узаконено, причем как на региональном, так и на федеральном уровне. Приняты законы, регулирующие эту деятельность в Конгрессе.

Частично партии могут финансироваться и государством – такая практика существует во многих странах мира, включая Россию. У нас партия может получить деньги из бюджета, добившись определенного результата на выборах.

В большинстве государств установлен запрет на финансирование политических партий из-за рубежа.

Партийная система современной России

«Демократически избираемая и сменяемая авторитарная власть – в такую форму на сегодняшний день отлилось развитие посткоммунистического политического режима».

Герман Дилигенский о политическом режиме в современной России

В нашей стране партийная система начала складываться только в 90-х годах, после крушения Советского Союза и обретения независимости. Сейчас она находится на ранней стадии своего развития: более семидесяти лет существовала одна партия, которая руководила страной, а те, кто протестовал против подобной практики, обычно плохо заканчивали. Конституцией РФ признается политическое разнообразие и запрещается использование какой-то одной идеологии в качестве государственной. В нашей стране функционирует многопартийная система, политические партии современной России представляют все части спектра.

Основным юридическим документом, регулирующим партийную деятельность, является Федеральный закон (ФЗ) «О политических партиях». Согласно нему, партией признается «объединение, созданное с целью участия граждан РФ в ее политической жизни…».

В настоящий момент (начало 2018 года) в РФ существует 67 официально зарегистрированных политических сил. При этом политическая партия «Единая Россия» уже многие годы занимает  доминирующее положение. Еще сто субъектов находятся в процессе получения регистрации, их полный список, включая адреса и телефоны, можно найти на сайте Минюста.

Статья 3 федерального закона определяет, что партии необходимо иметь региональные отделения минимум в половине субъектов РФ, в ее состав обязаны входить не менее 500 членов, а руководящие и иные структурные подразделения должны находиться исключительно на территории нашей страны. Существующее законодательство запрещает партийные блоки.

У партий есть право выдвигать кандидатов на любые выборные должности и составлять списки при проведении выборов в Госдуму. Однако прежде чем участвовать в избирательном процессе политическая сила обязана пройти федеральную регистрацию в Министерстве юстиции, а затем отдельно сделать то же самое в каждом из регионов РФ. Как показывает практика, выполнить это не всегда просто: «Партия прогресса» – политический проект Алексея Навального – была недопущена к кампании именно на этапе местных регистраций.

"Единая Россия"
«Единая Россия» — доминирующая партия нашей страны

К выборам в Государственную думу как по спискам, так и по одномандатным округам допускаются только те силы, которые получили не менее 3% на предыдущих парламентских выборах или имеющие хотя бы одного местного депутата. Всем остальным приходится собирать подписи.

Следует отметить, что избирательное и «партийное» законодательство в России часто меняется. В 2012 году условия регистрации политических сил были  демократизированы, результатом чего стало увеличение их количества в более чем семь раз. Власти пошли на такое послабление после решения Европейского суда по делу РПР и массовых акций протеста, которые всколыхнули Россию в 2011—2012 годах. В настоящее время в Федеральном парламенте представлены шесть партий, четыре из них имеют собственные фракции. Доминирующее положение занимает политическая партия «Единая Россия» – у нее 343 депутата.

Особенностью российской партийной системы является практически полное отсутствие у большинства сил идейно-ценностной базы, определяющей их место в политическом спектре. Подобный феномен – это результат молодости российской  системы и дезориентированного состояния самого общества, которое желает соединить несовместимые вещи: высокий уровень социального обеспечения с низкими налогами и «рыночными» свободами для бизнеса.

«Партийный век» в нашей стране, как правило, недолог. Десятки политических сил, которые были настоящими «звездами» 90-х годов, уже давно не принимают серьезного участия в политической деятельности или превратились в откровенных маргиналов. Партии в России создаются в основном под определенного политика, поэтому они сильно зависят от его успеха и личной харизмы. Ни профсоюзы, ни предприниматели так и не смогли создать мощной и устойчивой политической силы.

Большинство существующих партий могут только мечтать о преодолении 5% барьера и попадании в парламент. Партии, которые находятся у власти, также практически лишены возможности реально влиять на принятие государственных решений и, скорее, являются обслугой и защитниками крупного капитала и собственных корпоративных интересов.

После обретения независимости Россия получила государственные и политические институты, характерные для большинства демократических стран мира, в том числе и партийную систему. Но выборы, превратившись в форму борьбы за власть, так и не стали для общества эффективным инструментом обновления правящей элиты, а тем более средством контроля над ней. Избирательный процесс из соревнования идеологий и концепций развития страны превратился в ярмарку популизма, а его исход определяют финансовые и правовые ресурсы финансово-промышленных групп, стоящих за кандидатами, или же степенью поддержки их государством.

Западные политологи называют такой режим «демократурой», подразумевая под этим термином ситуацию, когда демократические институты уже есть, а народ на политические процессы в государстве практически не влияет. Основные политические партии нашей страны формировались в условиях отсутствия главных институтов гражданского общества, что и привело к имеющимся результатам.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них