Беспилотные летательные аппараты постепенно завоевывают небо. Мультикоптеры, дроны самолетного типа, гибридные модели медленно, но неуклонно вытесняют привычные машины, пилотируемые человеком. БПЛА (беспилотники) вертолетного типа внешне схожи с обычным винтокрылом. Основное отличие от привычного вертолета – кабина экипажа отсутствует, управление ведется с земли.
Описание устройства
Не мудрствуя лукаво, создатели вертолетов-беспилотников воспользовались готовыми конструкциями обычных винтокрылов, уже доказавших свою эффективность и надежность.
БПЛА вертолетного типа могут иметь несущие системы следующих видов:
- с одним несущим и рулевым винтом, в том числе типа фенестрон;
- с соосной схемой двух несущих винтов без рулевого;
- двухвинтовые аппараты поперечной схемы, пропеллеры часто защищены кожухом, иногда винты перекрещиваются.
В силовых установках беспилотных вертолетов устанавливаются турбовальные, электрические или поршневые двигатели. На некоторых используют твердотопливные ракетные двигатели.
Справка: в 1996 году США запатентовали БПЛА с ядерной энергетической установкой.
Любые беспилотные аппараты типа вертолетов более надежны и имеют лучшие аэродинамические свойства, чем многороторные дроны. К несомненным достоинствам вертолетных БПЛА относят прочность и долговечность, высокую грузоподъемность, увеличенное время полета, устойчивость и точность висения.
Несвободны аппараты и от недостатков. Среди самых значимых:
- сложность управления – персонал специально обучается;
- высокая стоимость машин и эксплуатационные затраты.
Вращающиеся лопасти представляют серьезную опасность для людей, произошло уже несколько случаев травмирования при неосторожном соседстве с работающим беспилотником-вертолетом.
История появления БПЛА
Первые беспилотные аэростаты были применены Австрией еще в 1849 году. Разработки летательных аппаратов без человека на борту велись с начала эры пилотирования и полетов. Первые боевые беспилотники, получившие название дронов, были радиоуправляемыми, пионерами в области создания стали Великобритания и США.
Изначально аппараты применяли в качестве летающей мишени при тренировках военных летчиков и для разведки. Постепенно сферы использования расширялись. В годы холодной войны (1959 год) США разработали и выпустили в серийное производство первый винтокрыл-беспилотник DASH (QH-50) – противолодочный вертолет с максимальным взлетным весом в 1046 килограммов, вооруженный торпедами и глубинными бомбами.
Настоящий бум в развитии БПЛА начался в начале 21 века с развитием систем спутниковой связи и навигации.
Беспилотные аппараты стали рассматривать как основное средство ведения современных войн – страны НАТО развернули многочисленные программы создания машин разного назначения и класса.
В 2014 году на службе ВС США стояли 10 тысяч малых БПЛА, число средних и тяжелых доходило в общей сложности до тысячи.
России лидеров приходится догонять. Военные конфликты, в которых участвовала наша страна, показали, что армии остро не хватает разведывательных аппаратов-дронов, да и ударную авиацию для сохранения жизни людей можно заменять беспилотной.
Ка-137 – первый отечественный вертолет-дрон, созданный ОКБ Камова в 1999 году. Ведутся разработки БПЛА, способных вести разведку, нести вооружения разного класса и мощности.
Популярные беспилотные модели
США лидируют в области создания и применения беспилотных вертолетов. Приведем самые популярные модели винтокрылов-беспилотников.
RQ-97
Фирма Sikorsky представила новую разработку – вертолет Raider-X соосной схемы с дополнительным толкающим винтом. Аппарат может развивать скорость до 380 километров в час и является представителем нового поколения винтокрылов.
Вскоре разработчики заявили, что новый беспилотник RQ-97 разведывательно-ударного назначения, созданный на основе Raider-X, готов поступить на вооружение армии США.
K-MAX
Винтокрылы K-MAX – гражданские машины американского производства для транспортировки грузов, «летающие краны». Отличительная особенность аппарата – перекрещивающиеся роторы, оси которых отклонены от вертикали на 15°.
Фирма «Kaman» предложила военным новый аппарат, который мог доставлять грузы в зонах военных действий без риска для жизни людей. Беспилотник K-MAX развивает скорость 185 километров в час, берет на борт 2700 килограммов груза. Машина управляется системой GPS, координируется с помощью радиомаяков, дистанционно контролируется оператором с земли.
Вертолет прошел проверку во время операции США В Афганистане, может в автоматическом режиме самостоятельно захватывать груз.
MQ-8C Fire Scout
В 2000 году компания Schweizer USA приступила к созданию аппарата вертикального взлета, не требующего пилотирования. Винтокрылы серии MQ-8 совершили первый полет в 2002 году.
Модель MQ-8C Fire Scout разработана на основе вертолета Bell 407, проработкой программного обеспечения и радаров для аппарата ВМС США занималась компания Northrop Grumman.
Беспилотник управляется оператором с судна базирования с помощью радиостанции. Полученный сигнал обрабатывается, передается на компьютер БПЛА, который управляет полетом и решением боевых задач.
Винтокрыл MQ-8C летает с крейсерской скоростью 230 километров в час, может находиться в воздухе 8 часов без дозаправки.
БПЛА вертолетного типа обладают всеми преимуществами обычных винтокрылов. Они востребованы в армии и у гражданских служб, являются отличным средством разведки, патрулирования, доставки грузов. Оснащенные мощными вооружениями беспилотные вертолеты становятся грозными боевыми единицами, которые в будущем, возможно, заменят ударные винтокрылы с экипажем на борту.