Описание и история БПЛА, лучшие модели беспилотников вертолетного типа

бпла вертолетного типа Вертолеты

Беспилотные летательные аппараты постепенно завоевывают небо. Мультикоптеры, дроны самолетного типа, гибридные модели медленно, но неуклонно вытесняют привычные машины, пилотируемые человеком. БПЛА (беспилотники) вертолетного типа внешне схожи с обычным винтокрылом. Основное отличие от привычного вертолета – кабина экипажа отсутствует, управление ведется с земли.

Описание устройства

Не мудрствуя лукаво, создатели вертолетов-беспилотников воспользовались готовыми конструкциями обычных винтокрылов, уже доказавших свою эффективность и надежность.

БПЛА вертолетного типа могут иметь несущие системы следующих видов:

  • с одним несущим и рулевым винтом, в том числе типа фенестрон;
  • с соосной схемой двух несущих винтов без рулевого;
  • двухвинтовые аппараты поперечной схемы, пропеллеры часто защищены кожухом, иногда винты перекрещиваются.

В силовых установках беспилотных вертолетов устанавливаются турбовальные, электрические или поршневые двигатели. На некоторых используют твердотопливные ракетные двигатели.

Справка: в 1996 году США запатентовали БПЛА с ядерной энергетической установкой.

Любые беспилотные аппараты типа вертолетов более надежны и имеют лучшие аэродинамические свойства, чем многороторные дроны. К несомненным достоинствам вертолетных БПЛА относят прочность и долговечность, высокую грузоподъемность, увеличенное время полета, устойчивость и точность висения.

Несвободны аппараты и от недостатков. Среди самых значимых:

  • сложность управления – персонал специально обучается;
  • высокая стоимость машин и эксплуатационные затраты.

Вращающиеся лопасти представляют серьезную опасность для людей, произошло уже несколько случаев травмирования при неосторожном соседстве с работающим беспилотником-вертолетом.

бпла вертолетного типа

История появления БПЛА

Первые беспилотные аэростаты были применены Австрией еще в 1849 году. Разработки летательных аппаратов без человека на борту велись с начала эры пилотирования и полетов. Первые боевые беспилотники, получившие название дронов, были радиоуправляемыми, пионерами в области создания стали Великобритания и США.

Изначально аппараты применяли в качестве летающей мишени при тренировках военных летчиков и для разведки. Постепенно сферы использования расширялись. В годы холодной войны (1959 год) США разработали и выпустили в серийное производство первый винтокрыл-беспилотник DASH (QH-50) – противолодочный вертолет с максимальным взлетным весом в 1046 килограммов, вооруженный торпедами и глубинными бомбами.

Настоящий бум в развитии БПЛА начался в начале 21 века с развитием систем спутниковой связи и навигации.

Беспилотные аппараты стали рассматривать как основное средство ведения современных войн – страны НАТО развернули многочисленные программы создания машин разного назначения и класса.

бпла вертолетного типа

В 2014 году на службе ВС США стояли 10 тысяч малых БПЛА, число средних и тяжелых доходило в общей сложности до тысячи.

России лидеров приходится догонять. Военные конфликты, в которых участвовала наша страна, показали, что армии остро не хватает разведывательных аппаратов-дронов, да и ударную авиацию для сохранения жизни людей можно заменять беспилотной.

Ка-137 – первый отечественный вертолет-дрон, созданный ОКБ Камова в 1999 году. Ведутся разработки БПЛА, способных вести разведку, нести вооружения разного класса и мощности.

бпла вертолетного типа

Популярные беспилотные модели

США лидируют в области создания и применения беспилотных вертолетов. Приведем самые популярные модели винтокрылов-беспилотников.

RQ-97

Фирма Sikorsky представила новую разработку – вертолет Raider-X соосной схемы с дополнительным толкающим винтом. Аппарат может развивать скорость до 380 километров в час и является представителем нового поколения винтокрылов.

Вскоре разработчики заявили, что новый беспилотник RQ-97 разведывательно-ударного назначения, созданный на основе Raider-X, готов поступить на вооружение армии США.

бпла вертолетного типа

K-MAX

Винтокрылы K-MAX – гражданские машины американского производства для транспортировки грузов, «летающие краны». Отличительная особенность аппарата – перекрещивающиеся роторы, оси которых отклонены от вертикали на 15°.

Фирма «Kaman» предложила военным новый аппарат, который мог доставлять грузы в зонах военных действий без риска для жизни людей. Беспилотник K-MAX развивает скорость 185 километров в час, берет на борт 2700 килограммов груза. Машина управляется системой GPS, координируется с помощью радиомаяков, дистанционно контролируется оператором с земли.

Вертолет прошел проверку во время операции США В Афганистане, может в автоматическом режиме самостоятельно захватывать груз.

бпла вертолетного типа

MQ-8C Fire Scout

В 2000 году компания Schweizer USA приступила к созданию аппарата вертикального взлета, не требующего пилотирования. Винтокрылы серии MQ-8 совершили первый полет в 2002 году.

Модель MQ-8C Fire Scout разработана на основе вертолета Bell 407, проработкой программного обеспечения и радаров для аппарата ВМС США занималась компания Northrop Grumman.

Беспилотник управляется оператором с судна базирования с помощью радиостанции. Полученный сигнал обрабатывается, передается на компьютер БПЛА, который управляет полетом и решением боевых задач.

Винтокрыл MQ-8C летает с крейсерской скоростью 230 километров в час, может находиться в воздухе 8 часов без дозаправки.

БПЛА вертолетного типа обладают всеми преимуществами обычных винтокрылов. Они востребованы в армии и у гражданских служб, являются отличным средством разведки, патрулирования, доставки грузов. Оснащенные мощными вооружениями беспилотные вертолеты становятся грозными боевыми единицами, которые в будущем, возможно, заменят ударные винтокрылы с экипажем на борту.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий