Машина под индексом Ка-22 разработана в одном из 2 ведущих советских авиаконструкторских бюро, Камова. Несмотря на то, что вертолет появился в шестидесятых годах прошлого столетия, параметры винтокрыла достойны уважения. Названный по кодификатору НАТО Hoop («Хуп»), вертолет был способен поднять в воздух до 5 тонн при собственном взлетном весе порядка 40.
История вертолета
После завершения Второй мировой войны началась другая. Невидимая, названная «холодной». США и СССР втянулись в гонку вооружений, для которой требовались скоростные, современные средства доставки, самолеты и вертолеты. 2 ведущих вертолетных КБ Советского Союза, Камова и Миля, включились в разработку транспортников.
«Камовцы» пошли на беспрецедентный шаг. Решили создать не просто вертолет, а винтокрылую машину с 2 несущими винтами. За основу был взят фюзеляж самолета Ли-2. Согласно техзаданию, необходимо было перевозить грузы до 5 тонн на расстояние в 700 километров. При этом скоростные показатели также были солидными: порядка 400 километров в час.
В самолетный фюзеляж конструкторы под руководством Камова планировали смонтировать дополнительный силовой агрегат солидной мощности, около 5 тысяч лошадиных сил. Несущие винты Ка-22 должны были работать по соосной схеме. Оснащены 3 лопастями.
В 1957 году появился прототип будущего вертолета. И тут же попал на летные испытания. После ряда доработок Ка-22 спустя пару лет повторно оказывается на полигоне. Возникли проблемы с полетом, свободным висением. Однако весной 1961 года вертолет все же совершил первый вылет.
Далее выявились очередные огрехи в конструкции: флаттер лопастей несущих винтов. Несовершенство двигателей, трансмиссии, что потребовало замены силовых агрегатов. Осенью 1961 года пилоты совершили на Ка-22 управляемый полет по кругу при высоте подъема в 1 километр.
Спустя месяц испытатели под руководством пилота Ефремова установили ряд рекордов:
- по скорости – более 350 километров в час;
- по грузоподъемности – подъем 16,5 тонны на высоту в 2,6 километра.
Первые успехи окрылили «камовцев». Но вопреки ожиданиям Ка-22 не было суждено стать серийно выпускаемым вертолетом. Летом 1962 года опытный образец, перегоняемый из Узбекистана в Москву, потерпел авиакатастрофу. Все бывшие на борту (7 человек, включая эксперта) погибли. Неудачи стали преследовать Ка-22. В июле 1964 года – новая авария. Машина внезапно вошла в пике. И вновь человеческие жертвы.
Увы, выбранная схема винтокрыла оказалась крайне капризной в управлении. Правительственная комиссия приняла решение закрыть проект. Все работы по Ка-22 были остановлены. Что не означало полного свертывания перспективной темы винтокрылов.
Появление Ми-аналога
Извечные «конкуренты» КБ Камова, завод Миля, также представили правительственной комиссии собственный проект. Ми-30, являющийся винтопланом, по задумке конструкторов должен был быть стать более управляемым. Надежным. Безаварийным.
Кстати, конвертопланы до сих пор относятся к экспериментальным средствам доставки.
Даже несмотря на совершенные технологии 21 столетия, современные материалы, мощные двигатели. Что касается детища КБ Миля, то он обладал парой поворотных винтов, мог нести на борту более 30 человек (от 3 до 5 тонн груза).
В серию Ми-30, как и Ка-22, не пошел. ВВС потребовали наращивания мощности двигателей, что привело к увеличению собственной массы винтоплана до 30 тонн. Обе машины получились слишком громоздкими, тяжелыми, капризными. А стране были нужны надежные, безотказные вертолеты. Поэтому разработки винтокрылов в СССР дальше теории практически не шагнули.
Описание
Характеристики вертолета Ка-22 внушали уважение. Прежде всего, была изменена схема несущих винтов. Их разместили на гондолах, закрепленных на концах крыльев. Там же, но работая в вертикальной плоскости, были установлены толкающие винты. Многие в конструкции Ка-22 было заимствовано от самолета.
Это фюзеляж, использование закрылков. До этого никто подобные решения при создании винтокрылых машин не применял. По сути это был первый советский конвертоплан. Будто бы сошедший со страниц фантастических романов. Даже термина такого еще не придумали.
Особенности
У винтокрыла Ка-22 волей конструкторов появились выдающиеся способности. Машина сочетала полет в горизонтальной плоскости, вертикальные взлет и посадку. Применение закрылков позволило управлять тягой, создаваемой двигателями, винтами. Скорость, развиваемая Ка-22, составила порядка 370 километров в час. Для шестидесятых годов прошлого столетия это был прорыв. Кроме использования поворотных закрылков конструкторы оставили вертолетный элемент, изменение угла наклона лопастей.
В кабине пилота находились органы управления двигателями, шагом винтов, гидравлической системой. Сложность выбранной схемы управления привела к тому, что пилотам было сложно справиться с винтокрылом. Необходимо было сочетать навыки полетов, как на самолетах, так и на вертолетах. Потребовалось даже создание специального тренажера для испытателей. Но неудачи, катастрофы привели к тому, что проект Ка-22 был похоронен. Зато на основе винтокрыла позже появились такие модели «Камова», как Ка-34, Ка-35.
Технические характеристики
ТТХ, ЛТХ Ка-22 достойны внимания. К тому же в ходе испытаний были зафиксированы 2 мировых рекорда. А сами показатели можно увидеть ниже:
Наименование показателя | Единицы измерения | Величина |
Размах крыльев | Метров | 23,8 |
Диаметр несущих винтов | Метров | 22,5 |
Фюзеляж | Метров | |
Длина | 26,97 | |
Высота | 10,04 | |
Вес вертолета | Тонн | |
Собственный (без груза) | 25,84 | |
Взлетный | 37,50 | |
Максимальный | 42,50 | |
Объем топливных баков | Тонн | 6,00 |
Двигательная установка | Штук | 2 х ГТД Д-25ВК |
Тип силовой установки | — | Газотурбинная |
Мощность двигателя | Тысяч киловатт | 2 х 4,1 |
Скорость полета | Километров в час | |
Максимальная | 356 | |
Крейсерская | 270 | |
Дальность полета | Тысяч километров | 1,1 |
Высота полета | Километров | |
Практическая | 4,25 | |
Статическая | 3,5 | |
Экипаж | Человек | 5 |
К сожалению, до наших дней ни один из созданных экземпляров Ка-22 не сохранился. Ни попытки увеличить мощность двигателей, ни обучение пилотов по новой схеме не привели к ожидаемым результатам. Машина оказалась чрезвычайно сложной в управлении. А значит, не могла пойти в серию. Выполнять практические задачи.
Применение
Винтокрыл не получил практического применения. Предполагалось, что машина сможет доставлять десант, грузы на значительные расстояния. К тому же в сжатые сроки. Емкость баков, запас по дальности полета, скорости поначалу внушали определенные надежды. Но ряд отказов систем вертолета, фатальное невезение в ходе испытаний зарубили на корню идею конструкторов.
Примечательно, что у «милевцев» с воплощением концепта винтокрыла в жизнь тоже ничего не вышло. СССР не получил машины нового типа. А о создании конвертопланов, легко управляемых, послушных воле пилота аппаратов пришлось надолго забыть. Тем не менее, технические решения авиаконструкторов не пропали.
Уже в 21 столетии к ним вернулись вновь. Используя опыт неудач с Ка-22, наработки, современные материалы, мощные двигательные установки. Проект «камовцев» дал толчок новым, нестандартным решениям, развитию вертолетостроения в целом.