Советский палубный вертолет, по натовской классификации получивший название Helix, разработан для выявления, преследования и ликвидации вражеских подводных лодок, проведения поисково-спасательных операций. Официальное наименование машины — Ка-27 ПС. Вертолет выполняет задачи самостоятельно, в составе вертолетной группы и при сообщении с кораблем, вылетает как с берега, так и с корабельного борта.
История разработки
Разработчик модели Ка-27 — конструкторское бюро Камова. Разработка началась под руководством самого Николая Камова, но после его кончины осенью 1973 года за завершение проекта взялся конструктор Михеев. Опытное изделие, совершившее первый вылет 8 августа 1973-го, получило наименование Ка-252, так как представляло собой усовершенствованную версию устаревшей модели Ка-25. Работа началась еще в 1968 году, тогда же Постановлением ЦК КПСС от 26.12.1968 началась работа над актуальной прицельно-поисковой вертолетной системой.
В мае 1970-го главнокомандующий ВМФ Горшков выслушал доклад от Камова о продвижении работ по созданию нового вертолета, одобрил дальнейшее развитие проекта. Постановлением ЦК КПСС №231-86 от 03.04.1972 конструкторское бюро Камова получило обязанность создать тяжелый палубный вертолет противолодочного назначения по технико-тактическим требованиям ВМФ и ВВС от 28.10.1971.
Комиссия по макетной разработке была созвана в июле 1973-го. Макет был утвержден 27 августа 1973 года. Испытания вертолета Ка-27 в 1978 и 1979 годах осуществлял летчик Ефимов из НИИ ВВС. Зимой 1977-го, до завершения испытательного процесса, модель Ка-252 была пущена в серийное производство на авиационном предприятии в Кумертау. Но испытательный процесс и доработка заняли 9 лет, поэтому приемка вертолета на вооружение произошла только в апреле 1981 года.
В ноябре 1978-го вертолеты Ка-27 прошли 9-дневную программу палубных испытаний на корабле ТАКР «Минск» в заливе близ Феодосии. В 1979 году началось обучение членов экипажей 2-ой эскадрильи Киркенесского корабельного противолодочного полка №830 работе на моделях Ка-27.
Сегодняшняя дислокация вертолетов Ка-27 ПС — авианосец «Адмирал Кузнецов». Выпускались экспортные модели, получившие наименование Ка-28. Их отправляли в Сирию, КНР, Индию.
Конструкция вертолета
Вертолеты Ка-27 ПС обладают соосной несущей системой, с разносторонним вращением винтов. У несущего винта 3 стеклопластиковые лопасти. Хвост 2-килевой, обладающий высоким значением летной устойчивости. Шайбы килей, повернутые «носом» к фюзеляжной оси, имеют предкрылки без возможности управления. При движении несущие винты вращаются с постоянной частотой.
Фюзеляж сконструирован по стрингерно-балочному типу, материал в его основе — сплав алюминия. Шасси состоит из 4-х опор, не задвигается. Находящиеся спереди колеса имеют систему самостоятельного ориентирования, с ними сообщаются части гидравлического механизма. Это позволяет немного поднять противолодочный вертолет, чтобы обеспечить лучшую загрузку грузового отсека.
Силовая система включает 2 турбовальных двигателя ТВ3-117КМ и редуктор ВР-252. Мощность каждого двигателя составляет 2200 л.с. Запускаются они посредством силовой системы АИ-9. Основные поставщики энергопитания — пара 3-фазных генераторных установок переменного тока ГТ40ПЧ8Б. Левая установка соединена с бортовой сетью. Выходящее напряжение — 200 В. Генераторов постоянного тока нет. Требуемое значение 28,5 В получается при взаимодействии генераторов переменного тока с выпрямителями ВУ-6Б.
В боксах в боковых частях фюзеляжа находятся баллонеты, которые надуваются при аварийном приводнении вертолета. Каждый агрегат вмещает 5,4 м3 газа, подаваемого с баллонов.
Для выявления маяков радиолокации и передачи их положения на панель кругового обзора применяется аппарат А-817. Он включает приемное устройство УКВ и систему С1.7 на операторской панели. Автоматический компас АРК-УД предназначен для определения направления движения вертолета в определенную точку в соответствии с указаниями радиолокационного маяка.
Прибор ДП-3Б определяет радиационный фон в кабине экипажа.
Спасательная модель вертолета Ка-27 ПС оснащена устройствами поднятия и эвакуации, осветительными приборами. С левой наружной стороны фюзеляжа предусмотрена электрическая лебедка, принимающая до 300 кг, с поворотным механизмом, возможностью вертикального смещения стрелы. Подъемная система может быть дополнена сиденьем, поясным креплением, позволяющим поднимать членов космического экипажа. Поисковое оснащение варьируется, комплектация определяется конкретными обстоятельствами, но обычно включает спасательные жилеты, плоты, запасное топливо. Ориентирные взрывчатые устройства висят в кассетах КД-2-323 с правой стороны фюзеляжа.
Для поисковых операций в темное время суток устанавливаются прожекторы ПРФ-4МП и ФПП-7 для подсвечивания подвешенных снаружи грузов, ФР-9 для подсвечивания спасенного человека. Может применяться ручной световой сигнализатор РСП-45. Сбрасываемый комплекс спасательных средств состоит из надувного пояса, плотов, авиационной лодки, а также двух маркерных радиобуев «Призыв-М», находящихся в задней хвостовой части.
Когда вертолет Ка-27 применяется для санитарно-медицинских целей, в нем размещают 4 лямочных носилок и ремни для фиксации людей. Медицинское оснащение подразумевает два 3-литровых термоса, шины, 3-литровый резервуар для воды, 2 устройства для подачи кислорода, набор для оказания скорой медицинской помощи. Санитарное оснащение включает надувные матрасы, одеяла, ведро, пакеты для рвоты.
Летно-технические характеристики вертолета Ка-27 ПС:
- длина — 11,3 м;
- высота — 5,4 м;
- диаметр основного винта — 15,9 м;
- пустой вес — 6100 кг;
- взлетный вес — 10600 кг;
- предельный взлетный вес — 11500 кг;
- вес поисково-спасательного оснащения — 525 кг;
- скоростной максимум полета — 290 км/ч;
- крейсерская скорость — 250 км/ч;
- практическая дальность — 760 км;
- длительность полета — 4,5 часа;
- максимальное эвакуационное расстояние — 110 км;
- статический предел — 3500 м;
- практический предел — 5000 м.
Экипаж вертолета Ка-27 состоит из пилота, штурмана и координатора противолодочного комплекса. Летательный аппарат может вместить 3 пассажира, либо 4000 кг внутреннего груза, либо 5000 кг груза на внешнем подвесе.
Чем вооружают
Вертолет Ка-27 обнаруживает с целью уничтожения подводные лодки, двигающиеся на глубине максимум 500 м со скоростью не выше 75 км/ч. Поиск возможен на расстоянии до 200 км от корабля, на котором базируется вертолет. От метеорологических условий и времени суток результативность поисковых работ не зависит, но волнение морской воды должно быть до 5 баллов.
Чтобы ликвидировать вражескую подводную лодку, палубный вертолет Ка-27 выпускает авиационную ракету АПР-3 либо малоразмерную торпеду УМГТ-1.
Для выявления цели и точного наведения оружия с возможностью координации групповых действий вертолетов предусмотрен полностью автоматический прицельный комплекс «Осьминог», включающий:
- станцию радиолокации, радиомаяки, обтекатель для обнаружения выплывших субмарин;
- магнитное обнаруживающее устройство;
- погружаемую гидроакустическую систему для установки координат подводной лодки;
- гидроакустический радиобуй.
Модификации
На основе модели Ка-252 получилось два варианта вертолета: Ка-27 ПЛ — противолодочный, Ка-27 ПС — поисково-спасательный. Машины различаются меж собой практически только рабочим оснащением.
Помимо указанных моделей, выпущено несколько специализированных модификаций:
- Ка-252 ТЛ — телеметрический палубный вертолет;
- Ка-27 ПСД — поисково-спасательный, с увеличенной дистанцией полета;
- Ка-27 РЭП — с радиоэлектронным глушителем;
- Ка-27 Е — с радиационным разведывательным оборудованием;
- Ка-27 М — с радиолокационным командно-тактическим оснащением;
- Ка-28 — экспортная модель с оптимизированным комплектом оборудования;
- Ка-29 — боевой транспортник (пока не производится);
- Ка-32 — экспортная гражданская модель.
Все представленные модели Ка-27, благодаря повышенной защите фюзеляжа и оснащения, могут эксплуатироваться в любых климатических регионах.