По результатам военной операции в Сирии было принято решение о модернизации штурмового вертолета Ка-52. Эксплуатация винтокрыла в боевых условиях выявила узкие места в авионике и вооружениях. Осмыслив замечания военных, конструкторы в 2018 году приступили к доработке машины. После модернизации Ка-52 стал именоваться Ка-52М, в конце 2022 года планируется завершить испытания и приступить к серийному производству усовершенствованного винтокрыла.
История разработки
Эксплуатация разведывательно-штурмового вертолета Ка-52 началась в 2011 году. Эта машина стала развитием знаменитой «Черной акулы» Ка-50, по требованию военных в новом камовском винтокрыле экипаж увеличили до двух человек. Это облегчило ведение боевых действий, ведь летчику в одиночку приходилось не только пилотировать аппарат, но и управлять вооружениями.
С началом сирийской операции винтокрылы Ка-52 получили боевой крещение. Итоги эксплуатации «Аллигатора» достоянием публики не стали. Но конструкторам военные свои замечания высказали. Известно, что боевой винтокрыл был признан вполне удачным, а недоработки признаны некритичными.
Главный конструктор машины Сергей Михеев заранее заложил в Ка-52 мощный модернизационный потенциал, возможность дорабатывать системы и агрегаты под новые задачи, вооружения, тактические приемы ведения боевых действий. Работы по совершенствованию винтокрыла велись с 2018 года.
Задачи на модернизацию, поставленные перед конструкторами:
- увеличение дистанции обнаружение и распознавание целей для запуска ракет с повышенной дальностью;
- усиление бронирования кабины, агрегатов и узлов для защиты от крупнокалиберных снарядов;
- увеличение маневренности, вертикальной скорости, мощности и ресурса двигателей;
- унификация машины с Ми-28НМ для совместного решения боевых задач.
Все требования ТЗ были выполнены, испытания опытных образцов должны закончиться к концу 2022 года.
Чем Ка-52 отличается от Ка-52М
Доработка боевых вертолетов по результатам эксплуатации – обычная практика всех вертолетостроительных компаний. Анализируются узкие места конструкции, авионики и вооружений, принимается решение о необходимых изменениях.
Оценив боевое применение Ка-52, было решено провести глубокую модернизацию – за годы эксплуатации винтокрыла далеко шагнула военная наука, появились новые вооружения, увеличились требования по безопасности экипажей. К тому же следовало устранить выявленные технические недочеты. В результате появилась модификация Ка-52М, существенно превосходящая своего предшественника.
Главные отличия винтокрыла Ка-52М:
- обновленные система управления огнем и комплекс связи;
- усиленное бронирование и комплекс обороны машины и экипажа;
- РЛС с активной фазированной антенной решеткой;
- эргономичная кабина.
Разработчики решили еще одну задачу – унифицировали вооружения Ка-52М и милевской новинки винтокрыла Ми-28НМ, которые теперь могут работать в связке. На камовский вертолет предусмотрели установку ракеты «Изделие 305» класса «воздух-поверхность» и ее новейшей модификации «305Э» с оптической тепловизионной головкой самонаведения.
Справка: ВВС России уже сделали заказ на 114 вертолетов модификации Ка-52М.
Технические характеристики
Представим летные и технические характеристики боевого вертолета:
Наименование | Показатель |
БРЛС с АФАР (типа «РЕЗЕЦ») | |
Дальность обнаружения целей типа:
Танк Вертолет Мост |
45 километров 20 километров 100 километров |
Полная взлетная масса | 12200 килограммов |
Боевая загрузка | 2500 килограммов |
Силовая установка | ВК-2500, 2х2400 лошадиных сил |
Экипаж | 2 человека |
Крейсерская скорость/ максимальная | 260/300 километров в час |
Скорость набора высоты | 12-16 метров в секунду |
Дальность | 460 километров |
Потолок практический | 5500 метров |
Для размещения вооружений предусмотрено 6 точек подвески.
Особенности
Ка-52М обладает высокой маневренностью, свойственной всем вертолетам Камова соосной схемы. Доработана винтовая группа. Короткая хвостовая балка без рулевого винта дает преимущества в безопасности при взлете-посадке и совершении маневров. Вертолет демонстрирует выдающиеся летные качества, чтобы сменить направление полета, Ка-52М даже не нужно разворачиваться.
Усилена несущая способность шасси, повышена износостойкость. Вертолет подготовили к эксплуатации при низких температурах – установили усиленный нагревательный элемент, подающий воздух на лопасти несущего винта. Ка-52М может нести службу в Арктике.
Для полетов в темное время суток доработаны очки ночного видения, на которые жаловались пилоты, летающие на Ка-52 и Ми-28НМ.
Вооружение
Расширение возможностей боевого применения стало одной из главных задач модернизации вертолета. В духе современной военной доктрины Ка-52М адаптировали для совместной работы с беспилотниками, что поможет собирать более полные разведданные и лучше контролировать ситуацию на поле боя.
Ка-52М оснащают следующими видами вооружений:
- 30-миллиметровая пушка 2А42;
- авиабомбы (свободнопадающие или управляемые);
- неуправляемые ракеты НУР С-8;
- противотанковые ракеты «Атака» или «Вихрь», «Вихрь-М»;
- зенитные ракеты «Игла-С», входящая в комплекс «Стрелец»;
- ракета «Изделие 305» с пусковым устройством АПУ-305;
- точки подвески – 6.
Военное командование уже заявило об успешных запусках ракеты «Изделие 305» с вертолета Ка-52М на полигоне. Выбор вооружений для боевых вылетов осуществляется в соответствии с поставленными задачами.
Первые 15 вертолетов Ка-52М должны поступить на вооружение в 2022 году. Новый радар, усиленное бронирование, увеличенные топливные баки повысят эксплуатационные качества разведывательно-ударной машины. Мощные вооружения сделают боевой винтокрыл еще более опасным на поле боя, чем его предшественник «Аллигатор».