Ка-60 – многоцелевой военно-транспортный вертолет, созданный ОКБ Камова для решения комплекса задач. Машина может вести разведку, указывать цели, проводить поисково-спасательные работы, транспортировать людей и вооружения. Модель Ка-60, по задумке заказчиков, должна была заменить вертолет Ми-4 того же класса, но в 2010 году работы над винтокрылым аппаратом были приостановлены по решению МО.
История появления
Проектирование новой машины камовцы начали в 1984 году, выиграв конкурс у своих постоянных соперников из ОКБ Миля. В те годы ВВС начали испытывать потребность в вертолетах среднего класса, так как Ми-4 по решению правительства сняли с производства. Ми-8, составляющие в те годы основу летного парка, имели грузоподъемность 4 тонны, их применение во многих случаях было экономически нецелесообразным.
Заказчиками был обозначен круг задач, которые должна решать боевая машина:
- перевозка и десантирование грузов и людей;
- воздушное патрулирование;
- ведение разведки;
- эвакуация раненых;
- обучение пилотов.
Предполагалось оснащение винтокрылых аппаратов комплексом электронного и радиолокационного оборудования, который мог указывать цели ударным машинам и координировать действия групп вертолетов над полем боя. Для этого новая модель, получившая название Ка-60, должна обладать высокой скоростью, маневренностью, поэтому ее разрабатывали по одновинтовой схеме.
Развал СССР привел к остановке финансирования проекта. Камовцы приняли решение оснастить системами разведки и целеуказания свою машину Ка-52. Только в 1990 году появился эскизный проект заказанной МО машины.
Свой первый полет Ка-60 совершил только в 1998 году, за характерный внешний вид машину назвали «Касаткой».
Испытания
Машину с бортовым номером 601 собрали на опытном заводе ОКБ Камова. Особой интенсивностью летные испытания не отличались. Опытный экземпляр №2 (борт 602) начали делать на заводе самолетостроительной корпорация «МиГ» в городе Луховицы. Доработку вели на заводе ОКБ Камова.
Налет на обеих моделях был небольшим. В 2010 году полет изделия 602 закончился аварией – потерей машины и серьезными травмами экипажа.
Особенности
Задачи, поставленные перед камовцами, определили ряд особенностей конструкции новой машины. Разработчики впервые в истории бюро отошли от пары соосных винтов, оснастив вертолет только одним несущим винтом. Рулевой винт (тип фенестрон) заключили в кольцевой канал хвостовой части.
Эти конструктивные решения помогали обеспечить повышенную маневренность и легкость машины в горизонтальном полете, ведь в отличие от «Аллигатора» (Ка-52) или Ка-27 зависания над полем боя от винтокрылового аппарата Ка-60 не требовалось. Предполагалось, что висение будет занимать у вертолета около 1 % полетного времени.
Аэродинамические качества машины повышали также убирающиеся шасси и удлиненная форма фюзеляжа. Корпус окрасили в черный цвет и покрыли специальным составом, имеющим радиопоглощающие свойства. В результате вертолет оказался малозаметным для радиолокационных систем противника в значительном диапазоне частот.
Конструктивное решение
Ка-60 конструировали как патрульную, спасательную и транспортную машину. Позаботились о легкости конструкции, используя композитные материалы (более 50 % от общего объема). Особое внимание уделили безопасности машины, экипажа и пассажиров.
Все системы дублируются, шасси и кресла сконструированы так, чтобы спасти людей при значительной вертикальной скорости снижения. На заводе «Рыбинские моторы» были изготовлены специальные двигатели РД-600В, главный редуктор вертолета – разработка компании «ОКБ моторостроения» в Воронежской области.
Оба опытных образца имели четырехлопастной винт, на боевые машины планировали ставить винты с пятью лопастями.
Фюзеляж – цельнометаллический, в передней части двухместная кабина для пилотов с дублированными системами управления, навигации. Для улучшения обзора значительная часть кабины остеклена.
Средняя часть корпуса предназначена для перевозки грузов и людей, попасть в нее можно через 2 сдвижные двери. Для установки вооружений и крепления грузов предусмотрены держатели под фюзеляжем и на боках в двух сторон.
Топливная система включает 4 основных бака, скрытых под полом кабины, и 2 дополнительных, которые могут крепиться на внешней подвеске.
Справка: вертолет Ка-60 проектировался под международный рынок – это первая машина, созданная с учетом отечественных и американских норм летной годности.
Системы управления
Основу системы управления составляет БРЛС «Арбалет», позволяющий эксплуатировать вертолет в любое время суток и не зависимо от метеоусловий. Бортовые комплексы способны решать следующие задачи:
- обеспечивать атаки на цели на земле, в воздухе, на воде с использованием управляемых и неуправляемых вооружений;
- обнаруживать атакующие объекты – от самолетов до ракет и снарядов;
- проводить полет на низких высотах;
- информировать пилотов о проблемах с машиной и опасных метеоусловиях;
- предупреждать экипаж об опасных лазерных и радиолокационных излучениях, защищать от оружия с ИК-наведением.
Кабина оснащена комплексом наддува и кондиционирования. Базовым являлся десантно-транспортный вариант оснащения. В зависимости от целей модели прорабатывались разные типы радиолокационных и управляющих систем.
Технические характеристики
Предполагалось, что серийные машины Ка-60 будут иметь следующие характеристики:
Наименование | Показатель |
Винт, диаметр | 13.5 метра |
Длина/ширина фюзеляжа | 13.47/1.9 метра |
Высота по винту | 4.1 метра |
Масса пустого/максимальная загрузка | 3.5/6.5 тонны |
Экипаж | 1-2 человека |
Крейсерская скорость/ максимальная | 270/300 километров в час |
Радиус полета/практическая дальность | 300-400/770 километров |
Потолок статический/практический | 2100/5150 метров |
Загрузка | 2 тонны (14 десантников) |
Эти показатели демонстрировали опытные экземпляры Ка 60.
Применение
Легкая «Касатка» так и не сумела вырваться в небо. У МО были большие планы на создание различных модификаций вертолета, нацеленных на решение узких задач – перевозку раненых, десантирование, ведение воздушной разведки. Тщательно просчитав затраты, военные экономисты пришли к выводу, что Ка-60 идеально подходит для обучения пилотов.
Вертолет много лет дорабатывали, но из-за финансовых трудностей так и не сумели довести до ума трансмиссию и оригинальные двигатели. Проект закрыли в 2010 году, МО отдало предпочтение другим винтокрылым машинам.
Взяв за основу техническое решение «Касатки», в 1990 году камовцы приступили к разработке вертолета Ка-62, предназначенного для гражданских нужд. Период доработок, испытаний оказался долгим. Основные элементы (двигатели, редуктор, трансмиссию) заменили импортными. Машину не раз представляли на авиасалонах и планировали выпустить на международный рынок. Сертификат типа был получен в 2021 году.
В серийное производство «Касатка» не вышла. Оригинальная модель камовцев так и осталась в опытных образцах. Но идеи конструкторов не пропали даром, по некоторым данным, МО планирует использовать Ка-62 для нужд ВВС. ОКБ Камова готово совершить обратный переворот и создать боевую машину на основе выпускаемого сейчас гражданского вертолета.