Отечественные вертолеты серии Ка получили название в честь конструктора Николая Ильича Камова, с 1946 года занимавшегося проектированием и производством винтокрылых машин. Основное отличие камовских аппаратов – соосное расположение несущих винтов. С тех пор вертолеты конструкторского бюро Камова стали известны всему миру, среди них немало легендарных машин, бороздящих небо в нашей стране и за рубежом.
Ка-8
Забавный прародитель всех камовских машин, созданных по соосной схеме. Первое детище Камова поднялось в воздух в 1946 году. Конструкцию сварили из труб, установили на 2 надувных баллона, пилот сидел в кресле на открытом воздухе.
Вращающий момент компенсировало противоположное вращение 2-х винтов на одной оси. Свет увидели только 3 машины такой конструкции, на которых отрабатывали будущие идеи.
Ка-10
Внешне новая модель 1949 года повторяла предыдущую версию Ка-8, но были внесены конструктивные изменения. Лопасти удлинили, установили двигатель конструкции Ивченко, вертолет оснастили радиостанцией. Конструктору пришлось долго работать над авторотацией, пока не добились стабильности полета. Было произведено 15 машин, которые распределили по войсковым частям.
Ка-15
Следующая модель серии получила обозначение Ка-15, машина приобрела привычный вид – кабину, шасси. Предназначалась для нужд ВМФ. Крейсерская скорость – 155 километров час, грузоподъемность – 364 килограмма. Ка-15 начали эксплуатировать в 1955 году, всего было произведено 354 машины. В соревновании с вертолетами Миля Ка-15 доказал преимущества соосной схемы в эксплуатации с палубы на море.
Ка-18
Выпущен в серию в 1957 году. Многоцелевая машина создана под руководством Камова. Развитие модели Ка-15, конструкторы увеличили размер фюзеляжа, за счет чего машина могла брать на борт 3 человек. Вертолет использовали для патрулирования, в качестве пассажирского и санитарного транспорта. В 1958 году машина получила золотую медаль на Экспо в Брюсселе.
Ка-22
Легендарный образец камовского бюро с полетной массой 37 тонн. Вертолет сконструирован в 1960 году. Отличие – поперечная схема, 2 несущих винта, 2 турбовинтовых двигателя. Автор проекта – Соловьев. Предназначался для транспортировки баллистических ракет с пусковыми установками. Проект закрыт в 1964 году, было выпущено 4 машины.
Ка-25
Противолодочный вертолет ОКБ Камова, сконструированный специально для нужд армии и открывший эпоху боевого вертолетостроения в нашей стране. Поставлен на вооружение в 1971 году. Было создано несколько модификаций машины для решения разных боевых задач. Может нести вооружения массой 1.1 тонны. Выпущено 460 единиц, не производится с 1973 года.
Ка-26
По заказу правительства камовцы сконструировали вертолет Ка-26 с широкой областью применения. Машину можно эксплуатировать в разных областях:
- в сельском хозяйстве;
- в санитарной и пассажирской авиации;
- в качестве крана;
- для патрулирования.
Было выпущено более 8 сотен машин, 257 экспортировали в 14 стран. Невысокая крейсерская скорость (135 километров в час) не стала минусом вертолета, машина получилась удобной и надежной, получила сертификат летной годности международного образца.
Ка-27
Модель Ка-27 стала усовершенствованной версией противолодочного вертолета, укрепила обороноспособность страны. Разработку машины начал Камов, после смерти главного конструктора его дело продолжил Михеев. Вертолет представлен в двух версиях – противолодочный винтокрыл с системой обнаружения и уничтожения субмарин и поисково-спасательный, модель Ка-27 ПС. С 1980 года произведено 260 машин обеих модификаций.
Ка-29
Следующая машина Ка-29 была создана в рамках программы перевооружения подразделений морской пехоты в качестве транспортно-боевого вертолета. Разработка велась в 80-х годах. Задачи – доставка и десантирование с кораблей мобильных групп, огневая поддержка, перевозка грузов и раненых.
С 1984 по 1991 год было произведено 59 машин, некоторые эксплуатируются до сих пор.
Ка-31
Для нужд ВМФ разработали модель Ка-31. Вертолет предназначался для ведения радиолокационной разведки, обнаружения и ведения воздушных и надводных целей (до 20 объектов). С помощью комплекса приборов обнаруживали корабли на значительном удалении, низколетящие ракеты, самолеты, вертолеты противника. При изготовлении вертолета применили композитные материалы, разработали специальные поднимающиеся опоры для вращения РЛС-антенн.
Ка-32
Изначально планировалось сделать на основе модели Ка-27ПС новый винтокрыл для эксплуатации на Крайнем Севере. В результате получилась машина всепогодного использования, которую оснастили мощным навигационным оборудованием, РЛС, защитой от обледенения. Ка-32 начали выпускать в 1986 году, использовали для грузовых и пассажирских перевозок, на буровых станциях и платформах, в качестве крана и патрульной машины. Выпускается до сих пор.
Ка-37
Беспилотник, разработка камовцев и фирмы DHI (Южная Корея). Модульная сборка позволяет использовать вертолет для решения разных задач – вести съемку, доставлять грузы, транслировать и ретранслировать радио- и телесигналы. Первый полет совершил в 1993 году.
Ка-50
Ударный вертолет, предназначенный для борьбы с сухопутными войсками и бронированной техникой. По задумке создателей должен был работать в паре, нанося удары и быстро уходя с поля боя. Наводку на цель пилот получал от вертолета-разведчика, поэтому экипаж состоял из одного человека. От подобной тактики воздушного боя вскоре отказались, выпустив всего 16 машин Ка-50.
Ка-52 «Аллигатор»
Доработанная модель Ка-50 с экипажем из двух человек. Разведывательно-ударная машина последнего поколения. Вертолет оснастили системой РЛС РН01 «Арбалет», способной вести до 20 целей, информировать экипаж об опасностях – метеоусловия, препятствия на пути. Ка-52 может уничтожать бронированную технику, воздушные цели.
Живучесть машины и экипажа обеспечивают средства радиоэлектронной борьбы и системы противодействия. «Аллигатор» используют в качестве командирской машины, бортовые системы позволяют передавать кодированную информацию наземным пунктам и другим летательным аппаратам.
Ка-52К – модифицированная модель корабельного базирования. Начало эксплуатации – 2011 год, выпущено более 170 единиц.
Ка-56 «Оса»
Суперлегкий вертолет ОКБ Камова, не пошедший в серию, разработка 1971 года. По замыслу разработчиков винтокрыл должен был вести разведку, легко складываться и занимать минимум места. Его транспортировали надводные и подводные суда до места действия. Затем пилот готовил вертолет к полету и проводил воздушную разведку. Полезная загрузка – 110 килограммов, взлетная масса – 220 килограммов, практическая дальность 150 километров при скорости полета 110 километров в час.
Ка-60
К проектированию «Касатки» камовцы приступили в 1984 году, но выпустить опытные образцы смогли только в 1998. Новый боевой вертолет предназначался для патрулирования, ведения разведки, перевозки грузов и десанта. Первая машина ОКБ классической схемы – один несущий винт и фенестрон для руления.
Многоцелевой вертолет среднего класса в серию не пошел, но на его базе ОКБ Камова выпустило в свет гражданскую машину.
Ка-62
Гражданской авиации повезло – доработав Ка-60, холдинг «Вертолеты России» начал выпуск камовской модели Ка-62. Первый полет новая машина совершила в 2016 году. Удобные кресла, вместительный салон, возможность комплектовать аппарат разными системами и приспособлениями сделали вертолет универсальной машиной, способной к грузовым, пассажирским перевозкам, использованию в санитарных целях и для патрулирования.
Ка-90
Концептуальная версия сверхскоростной винтокрылой машины ОКБ Камова, впервые представленная еще в 2008 году. Конструкторы заявили, что вертолет сможет разгоняться до скорости 700-800 километров в час. Подъем и посадка будет осуществляться обычным методом – за счет коротких винтов, затем включается турбореактивный двигатель, а винты в сложенном виде убираются в специальный отсек.
Ка-92
Амбициозный проект ОКБ Камова – пассажирское многоместное судно (на 30 пассажиров), способное развивать скорость 500 километров в час. Верные себе, камовцы предлагают использовать соосную схему, в которой горизонтальный и вертикальный полет будут обеспечивать разные винты. Взлетная масса вертолета – 16 тонн, дальность 1400 километров.
Справка: в 2020 году правительство РФ приняло решение создать Национальный центр вертолетостроения имени Миля и Камова, объединив оба конструкторских бюро, и поставив перед новой структурой следующие задачи – скоростные винтокрылые аппараты, беспилотные машины, «электрический вертолет».
Ка-102
Перспективная модель пассажирского вертолета, берущего на борт 7-8 десятков пассажиров и способного преодолеть расстояние в 1100 километров. Конструкторы ОКБ пока не сообщают подробностей проекта, известно, что воздушных винтов установят 4, по 2 на вертикальную и горизонтальную тягу. Многоцелевой вертолет после снятия кресел можно использовать для перевозки грузов.
Ка-115
Для нужд гражданской авиации камовцы спроектировали модель Ка-115. Это легкий вертолет, оснащенный шасси лыжного типа. Фюзеляж – скругленной формы с большой площадью остекления. Машина берет на борт 3 пассажиров, если убрать кресла, можно перевозить груз массой 700 килограммов. Винтокрыл сконструировали в 90-х годах, но к выпуску пока не приступили.
Ка-118
Перспективная модель легкого вертолета без рулевого винта. Для компенсации крутящего момента камовцы разработали особую конструкцию хвостового оперения со струйной системой подачи воздуха. За счет этого модель демонстрирует более высокую скорость полета и отсутствие вибрации.
Ка-126
Первый полет Ка-126 совершил в 1987 году. Это многоцелевой вертолет, сконструированный на базе Ка-26. Основные отличия от базовой модели – газотурбинный двигатель, измененная кабина, улучшенная маневренность машины. Выпущено 17 экземпляров винтокрыла, затем производство остановили, отдав предпочтение усовершенствованной версии Ка-226.
Ка-137
Беспилотный аппарат ОКБ Камова соосной схемы. Масса пустого – 50 килограммов, с загрузкой – 80 килограммов. Шарообразный корпус диаметром 1.3 метра на земле держат 4 опоры. Цифровой автопилот точно выводит аппарат к месту назначения, скорость движения – 145 километров в час. Используется для разведки МЧС и МО.
Ка-226
Эксплуатируется с 2002 года. Ка-226 стал развитием популярной модели Ка-26. Отличается легким пилотированием, из-за отсутствия рулевого винта позволяет совершать полеты при сильном ветре и вблизи опасных преград.
Может перевозить 4-7 пассажиров. Заказчиков у ОКБ Камова много, создано несколько модификаций машины под разные нужды. Пожарный, аварийно-спасательный, для нужд «Газпрома», санитарный, патрульный – не полный перечень сфер применения Ка-226. Недостаток модели – крейсерская скорость 195 километров в час, что недостаточно по современным меркам.
ОКБ Камова двигало отечественное вертолетостроение вперед, в соревновании с милевцами появилось много классных машин для нужд гражданской авиации и ВВС. Конек камовского бюро – соосная схема винтов доказала свою надежность, идеи первого генерального конструктора продолжают талантливые последователи.
Первоначально КА-37 разрабатывался, как привязной (кабель-трос) беспилотный вертолёт с поршневым оппозитным двухтактным мотором. Предназначался для разведки (корректировщик арт., разведчик при движении колонны на марше). Фюзеляж был бочкообразным (как пепелац) с шасси в виде посадочного кольца. В конструкции применялись элементы «стелс», включая кожух колонки винтов и спец. материалов обшивки.
Разработчики — уральский филиал (Верхняя Салда). Представители филиала участвовали в разработке габаритно-весового макета вертолёта, изображённого на фото.