Описание вертолета Кобра и характеристики машины от компании Bell из США

Первые армейские вертолеты использовались в качестве транспорта – для доставки десантных групп и грузов. Вооружить винтокрылы и превратить их в грозные летающие танки первыми решили американцы. Вертолет ВВС США «Кобра» разработан в годы Вьетнамской войны, это первая машина, сконструированная для ведения боевых действий – хорошо бронированная, оснащенная оружием для уничтожения живой силы и бронетехники противника.

Причины появления нового вертолета

Незаменимость винтокрылых аппаратов в театре военных действий армия оценила быстро. В джунглях и горах вертолеты легко находили небольшие участки для взлета-посадки, могли быстро доставить необходимые грузы и подкрепление на поле боя. После корейской кампании, в которой винтокрылы нашли широкое применение, началась эпоха военного вертолетостроения.

Основной боевой единицей ВВС США в 60-е годы был многоцелевой вертолет UH-1 «Ирокез». Винтокрыл защищали броней, навешивали вооружения, но сами пилоты все еще рассматривали его как транспортное средство, снимали тяжелую защиту, чтобы взять больше груза.

Идея штурмового вертолета уже витала в воздухе. ВВС требовалась машина новой конструкции – узкая, маневренная, малозаметная, способная летать на большой скорости и малой высоте, оснащенная мощными вооружениями.

От «Ирокеза» к «Кобре»

В 1965 году началась война во Вьетнаме, в которой США выступили на стороне Сайгона. Самолеты и танки оказались малоэффективны – боевые действия велись в джунглях. UH-1 «Ирокез» задействовали по полной программе, машина доказала свою эффективность в густых лесах, вывозила раненых, поддерживала огнем войска.

Боевое применение выявило недостатки «Ирокеза» как ударной машины, вертолет сконструировали как транспортный, с широким фюзеляжем, малоскоростной. Пентагоновские теоретики, оценив опыт применения, выдали заказ на машину иной конструкции – массой 3270 килограммов, потолком скорости в 370 километров в час.

Война шла, войскам требовалась воздушная огневая поддержка, конструкторам дали 6 месяцев на разработку ударного винтокрыла. Компания Bell получила контракт в декабре 1964 года на разработку боевого аппарата и за полгода завершила работы.

Первый полет и выход в серийное производство

Конструкторы Bell создали новую машину на базе UH-1, сжатые сроки не позволили придумать новую конструкцию, воспользовались уже опробованными узлами и агрегатами. Но аппарат получился принципиально иной – с улучшенной аэродинамикой, узким хищным фюзеляжем, увеличенной на треть скоростью.

В небо новый винтокрыл поднялся в сентябре 1965 года, машину одобрили и запустили в серийное производство. Пентагон определил класс нового аппарата «attack» («ударный») и присвоил наименование AH-1G, «Хью Кобра». С 1967 года вертолеты стали поступать в армию.

Заточенные под применение во Вьетнаме, где танки не использовались, первые варианты «Кобры» не оснащали бронебойным оружием. На серийных машинах делали 4 узла подвески, вооружения комплектовали в 3-х вариантах – легком, среднем и тяжелом. Пилот и стрелок могли управлять своей частью оружия.

«Кобры» высоко оценили ВВС и наземные войска во Вьетнаме, за ними закрепилось название «воздушная артиллерия».

вертолет кобра

Применение

Поступившие в войска «Кобры» стали серьезной поддержкой сухопутных сил во Вьетнаме. Была разработана тактика использования ударных вертолетов, сходная со штурмовой авиацией – машины летали парой, страхуя друг друга над вражеской территорией. При повреждении одного из винтокрылов пилоты второго помогали товарищам дождаться эвакуации.

«Кобры» прикрывали группы десантных вертолетов, сопровождая их до места посадки. Для эскортирования даже разработали особую тактику, чтобы не отвлекать AH-1G от решения ударных задач. Десантные вертушки самостоятельно совершали полеты на высоте, недоступной для огня противника, а при снижении и выброске бойцов появлялись «Кобры» прикрытия и поливали врагов огнем из бортового оружия.

Первые боевые полеты выявили преимущества ударной машины перед «Хью» – значительное превосходство в скорости (на 40 километров), пикирование под углами 50-70°, недоступное для тяжелых транспортников. «Кобры» часто вылетали на разведку боем, держа в страхе противника, уничтожали скопления войск, укрепрайоны.  Высокая маневренность позволяла винтокрылам контролировать местность, вовремя замечать угрозы.

В процессе боевой эксплуатации выявлялись недочеты конструкции и вооружений новой машины.

Конструкторам Bell пришлось дорабатывать гидросистему, укрепить лопасти несущего винта. Система кондиционирования оказалась слишком слабой для вьетнамской жары.

вертолет кобра

Совершенствование вооружения

Для войны во Вьетнаме «Кобры» оснащались стрелковым оружием, эффективным против живой силы. Огонь велся обоими членами экипажа – в распоряжении стрелка были турельные пулеметы, пилот управлял оружием, крепящимся на пилонах. В критических ситуациях пилот мог взять на себя стрельбу из оружия на турели. Чтобы не затруднить управление боевой машиной, ракеты пускались попарно с обоих бортов.

Но вскоре ситуация на арене боевых действий изменилась – в войска пришла бронетехника, с которой стрелковое оружие «Кобр» уже не справлялось. Перед разработчиками AH-1G встала задача оснастить вертолеты противотанковыми управляемыми ракетами «Toy».

Вооружать «Кобры» ПТУР начали с 1972 года во время войны в Лаосе. Вертолет поражал танки с дистанции 2 километра, но и противники не дремали – «Кобры» научились сбивать из ПЗРК «Стрела». Системы охлаждения выхлопных газов защитить вертолет не могли, конструкторы в спешном порядке разработали трубу отведения газов в турбулентный поток от несущих винтов.

вертолет кобра

Дальнейшая эксплуатация

Вьетнамская война стала началом активного боевого применения AH-1G. Разработчики создали на основе первой «Кобры» множество модификаций, с успехом использовавшихся американцами и их союзниками во всех военных конфликтах.

«Кобры» принимали участие в ирано-иракской войне, использовались в Афганистане, боролись с наркотрафиком на Ближнем Востоке, были задействованы в боевых действиях в Ираке, в Персидском заливе, Турции и многих других местах.

Вертолет, созданный в 1965 году, оказался надежным и удобным в эксплуатации, продолжает службу в ВВС США.

Справка: произведено более 1100 вертолетов «Кобра» разных модификаций.

вертолет кобра

Особенности вертолета

Вертолет AH-1G построен по традиционной схеме – с несущим и рулевым винтом, одним двигателем, с неубирающимися шасси лыжного типа. Взяв за основу UH-1B «Хью», конструкторы спроектировали заново переднюю часть фюзеляжа, сделав ее вытянутой (ширина 0.9 метра).

Стрелок и летчик располагаются друг за другом в узкой кабине с обширным остеклением. Для улучшения обзора пилота пол у стрелка, сидящего впереди, заглублен.

Сохранили силовую установку, трансмиссию UH-1B, конструкцию хвостовой балки усилили. Основные узлы, места экипажа прикрыли тонкой стальной броней.

На крыльях в форме трапеции (длина 3.28 метра) располагают вооружения, топливные баки, контейнеры с оборудованием. Крылья служат также для поддержки несущего винта при полете по горизонтали.

Электроника:

  • средства связи – станции КВ и метрового диапазонов;
  • система навигации;
  • аппарат радиолокационного обнаружения;
  • радиовысотомер;
  • передатчик ИК-помех.

Модификации «Кобры» оснащаются также спецоборудованием для решения конкретных задач.

Технические характеристики

Основные летные и технические характеристики AH-1G:

Наименование Показатель
Винт несущий/хвостовой, диаметр 13.41/2.59 метра
Длина/высота фюзеляжа 13.59/4.09 метра
Масса пустого/максимальная загрузка 2993/4536 килограммов
Экипаж 2 человека
Крейсерская скорость/ максимальная 227/315 километров в час
Практическая дальность 510 километров
Потолок практический 3720 метров
Двигатель 1хT53-L-703

Созданный много лет назад вертолет не демонстрирует рекордов скорости, уступает современным винтокрылам по многим параметрам, но остается на вооружении.

вертолет кобра

Вооружение транспорта

Типовой комплект вооружений «Кобры» включает:

  • контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами Гидра (70 миллиметров) со складывающимся оперением;
  • стрелково-пушечное ­– комплект пулемет Minigun+ гранатомет M-129 или 2 гранатомета, или 2 пулемета;
  • управляемые ракеты ПТУР BGM-71 T

Оружие крепится на 4 точках подвески. Общая масса вооружения вертолета – 4567 килограммов.

вертолет кобра

Модификации

Конструкторы создали несколько модификаций «Кобры»:

Наименование Характеристики
TH-1G «Хью Кобра» Вертолет учебно-тренировочного назначения, места обоих членов экипажа оснащены системой управления.
АН-1G «Хью Кобра» Первая модель, пошедшая в серию. Разработана для эксплуатации в годы вьетнамской войны.
AH-1J Sea Cobra Модифицированная версия для морской пехоты и эксплуатации с авианосцев. По требованию заказчиков вертолет оснастили 2 двигателями, предусмотрели защиту фюзеляжа от коррозии, так как машина постоянно находилась в контакте с водой. Установили скорострельную пушку.
AH-1Q «Хью Кобра» Модифицированная версия TH-1G, заточенная на борьбу с танками. Устанавливали ПТУР TOW, коллиматорный и телескопический прицелы.
AH-1R Модификация «Кобры» с моторами T53-L-703 повышенной мощности.
AH-1S (Mod) Разработка 1974 года. Доработаны трансмиссия, хвостовой винт. На винтокрылы ставили двигатели T53-L-703.
ТН-1S Night Stalker Модифицированная модель, на которой пилоты учились летать в условиях плохой видимости, в темноте.
 АН-1S (Prod) Еще одна модель линейки «S» с усовершенствованными вооружениями и усиленной системой радиоэлектронной безопасности.
AH-1F Вертолет предназначался для сопровождения транспортных вертолетов, уничтожения бронетехники, воздушной поддержки сухопутных сил. Вооружения – пушка Гэтлинга, ПТУР TOW.  Пушка управляется нашлемным прицелом, винтокрыл оснащен усиленной ИК-защитой, доплеровской системой навигации.
АН-1E Модификация с усовершенствованной турельной установкой.
АН-1Т Усовершенствованная модель AH-1J – с удлиненным фюзеляжем, двигателем Т400 WV 402. Вооружалась противотанковыми системами.
АН-1W «Супер Кобра» Вертолет создан на базе АН-1Т с двумя двигателями Т700-GЕ-401. Предназначается для подразделений морской пехоты. Вооружения – 8 ПТУР Hellfire, 2 УР Sidewinder.
AH-1W «Веном» Специальная версия «Супер Кобры» для эксплуатации в Великобритании.

Фирма Bell выпустила также модификацию «Кобры» в экспортном варианте. Для Великобритании доработали АН-1 BW, сконструировав модель «Веном». На вертолет устанавливают 2 двигателя по 1625 лошадиных сил. Винтокрыл приспособлен к эксплуатации в условиях автономных действий и при плохой видимости. Япония приобрела лицензию и выпускает вертолет с наименованиемFuji AH-1S.

В ВВС США появились боевые винтокрылы нового поколения. Но отказываться от проверенных и заслуженных «Кобр» американцы не спешат. В вертолете идеально сочетаются боевые и эксплуатационные характеристики. Модификации позволяют «Кобре» поддерживать заданный уровень безопасности, огневой мощи, надежности поисково-навигационных систем и по-прежнему оставаться в строю.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий