Самый крупный в мире транспортник серийно выпускает предприятие «Роствертол», принадлежащее группе компаний «Вертолеты России». Другое название вертолета Ми-26 по натовской классификации — Halo. Модель выполняет задачи как военного, так и гражданского назначения. Выпуск вертолета начался еще в советское время, но и сегодня машина востребована и у государственных, и у коммерческих заказчиков.
История создания
Вертолет Ми-26 — усовершенствованная модель на основе предыдущего Ми-6. Ее создание стало необходимостью из-за усиления требований к транспортным летательным аппаратам. Перед инженерами была поставлена задача разработать машину, способную перемещать 20-тонные грузы на дистанцию 500 км. При выполнении гражданских и военных задач новый вертолет должен взмывать вверх на расстояние не менее 1 км.
Проектирование вертолетов Ми-26 началось еще в 1970-е. В 1971 году проект одобрили, строительство первого экземпляра началось в 1972-ом. Первый вылет длительностью 3 минуты состоялся в 1977 году. А первое рабочее испытание в полевых условиях случилось в 1988-ом, когда Ми-26 на наружной подвеске транспортировал сбитый в ходе афганской военной операции вертолет Ми-8.
На основе Ми-26 позже был создан вертолет В-12, но он не получил распространения, в отличие от предшественника.
Первые экземпляры Ми-26 были военными. Гражданскую версию вертолета начали серийно производить лишь в 1985 году. Гражданская и военная модели были практически идентичны, различались только навигационным оснащением и наружной подвесной системой. У гражданского Ми-26 подвес приспособлен для удобного транспортирования габаритных контейнеров. Вертолет усовершенствовали, добавили платформу, повысившую транспортировочную скорость до 200 км/ч. А для удобства эксплуатации вертолета в гористой местности был спроектирован специальный захватный механизм.
Конструкция
Самый большой в мире вертолет Ми-26 имеет алюминиевую и стекловолоконную обшивку, спроектирован по одновинтовому принципу с рулевым винтом, имеет 3-опорное шасси. Основной 8-лопастной винт двигается за счет 2-х газотурбинных двигателей.
Хвостовая балка
Уплощенная нижняя хвостовая часть находится высоко. Внутренность хвоста занимают коммуникационные элементы и вал привода. Заканчивается балка оперением и опорным элементом находящегося сзади ротора. На конце этого элемента находится стабилизатор вращения. Посадочный опорный элемент складной, при надобности его можно убрать, чтобы удобнее выгружать и загружать груз.
Фюзеляж
Конструкция фюзеляжа называется «монокок». Подразумевается несущая обшивка. Комплекс шпангоутов определяет уровень прочности. Переднюю часть фюзеляжа занимает кабина для четырех членов экипажа. Там предусмотрены климат-контроль и компрессионная система, не дающая пыли проникать внутрь.
Грузовой отсек Ми-26 вдвое объемнее, чем у предшествующего Ми-6. Он находится в центральной части, в длину достигает 12 м, в ширину — 3,2 м, в высоту — 3 м. Такие параметры выбраны не случайно, они делают транспортный вертолет удобным для перевозки актуальных видов техники.
Поскольку вертолет эксплуатируется в сложных местностях, где погрузка и разгрузка обычным способом невозможны, в грузовом отсеке имеются 2 тельфера, каждый из которых рассчитан на 2,5 т, а также электрическая лебедка на 0,5 т. В пол встроены рольганги, посредством которых можно перемещать тяжелые грузы из одной части отсека в другую.
Загружают грузы через люк, расположенный в хвосте, раскрывающийся посредством гидропривода. Для обеспечения быстрого десантирования есть проемы с трапами. Носилки в вертолете можно транспортировать в виде 4-ярусной конструкции, зафиксированной ремнями и замками. Под напольным люком находится крепеж для троса наружной подвески.
Шасси
Стойки шасси фиксированные, не скрываются. Каждая имеет два колеса. У задних колес, благодаря наличию гидравлического привода, имеется механизм крена машины.
Несущий винт
Диаметр основного винта — 32 м, он на 3 м короче, чем у вертолета Ми-6, зато эффективность его работы выше на 30 %. В основе лопасти 16-метровый лонжерон, оснащенный стекловолоконным оперением. Такие цельные лонжероны из стали уникальны, производить их умеют только на трубопрокатном заводе в Челябинске специально, чтобы оснастить самый большой вертолет в мире. Лопасти зафиксированы посредством шарниров на алюминиево-титановой втулке.
Такой винт имеет один существенный недостаток — слабую инерцию. Из-за этого ротору сложнее крутиться от встречных воздушных потоков. При высокой инерции у экипажа выше шансы без трагических последствий посадить машину, если откажут двигатели.
Рулевой винт
Находящийся в хвосте винт, имеющий диаметр 7,6 м, компенсирует большой крутящий момент главного винта. 5-лопастной ротор двигается посредством двигательного вала и редуктора.
Силовая установка
Вертолет Ми-26 работает на 2-х турбовальных двигателях Д-136, каждый из которых имеет мощность 11000 л.с.
Также предусмотрена вспомогательная силовая система ТА-88, предназначенная для запуска двигателей, питания бортового оборудования и гидравлических систем, пока машина стоит. Двигатели, разделенные огнеупорной титановой защитой, помещены в мотогондолы, которые находятся спереди вертолета сверху.
Двигатели вертолета Ми-26 имеют нижеприведенные характеристики.
Расход топлива | 3100 кг/ч |
предельное использование воздуха | 36 кг/с |
кратность воздушной компрессии | 18,4 |
рабочий ресурс | 2000 ч |
длина/ширина/высота | 3,7/1,4/1,1 м |
сухой вес | 1077 кг |
У силовой системы предусмотрена синхронизация мощности и автоподдержки вращений вала. Если прекращает работу один из двигателей, второй начинает работать на максимуме, тем самым у пилота есть возможность без последствий посадить вертолет.
Трансмиссия
С редуктором возникли самые больше проблемы при разработке Ми-26. Появились затруднения с передачей мощности аж в 20000 л.с. Посредством электрического генератора, как в локомотивах, передать такую мощность невозможно, в противном случае вся электросистема весила бы 11 т. Требовался редуктор для прямой передачи мощности. Изготовить такой редуктор на вертолет не решилось ни одно советское предприятие. Тогда его разработали сами инженеры конструкторского бюро Миля. Был применен многопоточный принцип, позволяющий оставить вес в нормальных пределах.
Для сравнения приводим ключевые показатели редукторов вертолетов Ми-26 и Ми-6.
Ми-6 | Ми-26 | |
Масса редуктора, кг | 3370 | 3640 |
Передача мощности, л.с. | 12000 | 22000 |
Получившийся редуктор ВР-26 оснащен индивидуальными приводами вентиляционной системы и смазки. Помимо ВР-26, в трансмиссионную систему входят хвостовой редуктор, промежуточный и обгонной муфты.
Навигационное оборудование
Вертолет Ми-26 оснащен сложной навигационной системой, позволяющей выполнять задачи при неблагоприятной погоде и в разных климатических регионах. В нее входят следующие установки:
- гигроскопическая система определения отклонения от курса «Гребень-2»;
- ближний навигатор «Веер-М», связывающийся с наземными точками;
- пилотажный командный прибор 77М для определения положения машины в пространстве;
- авиагоризонт АГР-83-15;
- радиоприемник «Ромашка»;
- определитель высоты А-036;
- приемник ГЛОНАСС;
- радиопеленгаторы АРК-УД и Ак-19;
- определитель скорости ДИСС-32.
Технические характеристики
Вертолет Ми-26 настолько большой, что его размеры сложно себе представить. Оценить габариты и летно-технические характеристики машины можно по нижеприведенным цифрам.
Общая длина | 40 м |
длина фюзеляжа | 33,7 м |
высота с учетом основного винта | 8,1 м |
диаметр главного винта | 32 м |
покрываемая движущимся винтом площадь | 805 м2 |
диаметр рулевого винта | 7,6 м |
длина грузового отсека | 12 м |
ширина грузового отсека | 3,2 м |
высота грузового отсека | 3,1 м |
вместимость грузового отсека | 110 м3 |
параметры загрузочного люка | 2,9×3,2 м |
пустой вес | 28,2 т |
нормальный взлетный вес | 49,5 т |
предельный взлетный вес | 56 т |
внутренняя грузоподъемность | 20 т |
груз на наружной подвеске | 20 т |
база шасси | 8,9 м |
колея шасси | 5 м |
вместимость солдат/десантников/носилок | 85/70/60 |
скоростной максимум | 295 км/ч |
крейсерская скорость | 265 км/ч |
расстояние полета при полной заправке | 800 км |
расстояние полета при полной загруженности | 475 км |
перегонное расстояние | 2350 км |
статический предел | 1800 м |
практический предел | 4600 м |
динамический предел | 6500 м |
Модификации
Будучи успешной и востребованной моделью во всем мире, вертолет Ми-26 пережил множество модификаций для расширения возможностей эксплуатации.
Модель | Год первого вылета | Предназначение |
26Т | 1983 | гражданская модель |
26А | 1985 | экспериментальная улучшенная модель военного транспортника |
26ПП | 1986 | экспериментальный вариант для радиоэлектронной борьбы |
26ТЗ | 1986 | заправщик топлива |
26С | 1986 | для работы в радиационной зоне |
27 | 1986 | управление с воздуха боевыми действиями |
26П | 1986 | гражданская модель, вмещающая 63 пассажира |
26НЕФ-М | 1990 | экспериментальная модель с гидроакустической установкой против подводных лодок |
26МС | 1992 | медицинская модель |
26ТМ | 1992 | модель «летающий кран» с кабиной под фюзеляжем |
26ТП | 1994 | пожарная модель |
26ТС | 1995 | сертифицированный международным авиационным комитетом по летным нормам гражданский вертолет |
26ПК | 1997 | модель «летающий кран» с кабиной сбоку |
26Т2 | 2011 | ночной вариант с экранной навигационно-управленческой техникой вместо аналоговой |
26Т2В | 2018 | модернизированная модель для воздушно-космических сил РФ |
Где применяется
Вертолет Ми-26 выполняет самые разные задачи, но преимущественно военные. Как часть военной авиации, машина перевозит технику и бронетехнику, десантирует. Как часть гражданской авиации, вертолет перевозит большое количество пассажиров и тяжелые грузы на незначительные расстояния.
Вертолет Ми-26 может выполнять задачи в условиях Арктики, поэтому он востребован у компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых.
Используют Ми-26 для транспортировки леса и корабельных контейнеров. Военную технику перевозят внутри вертолета, загружая ее через задний двустворчатый люк. При необходимости грузовой отсек переоборудуется под транспортировку раненых, в этом случае внутри вмещаются 60 носилок и три медицинских работника в качестве сопровождающих. Если запланирован длительный перелет, в грузовом отсеке устанавливают дополнительные топливные баки.
Боевое крещение вертолет Ми-26 прошел в 1984 году, когда в составе 23-го авиаполка Пограничных войск КГБ участвовал в военной операции в Афганистане. В Нагорном Карабахе вертолет выполнял гуманитарные задачи. С помощью Ми-26 в Афганистане эвакуировали два американских вертолета СН-47, а также нидерландский AS-532. Посредством Ми-26 довелось транспортировать самолет Ту-134 из «Пулково» в питерский микрорайон «Рыбацкое», где находится полигон МЧС.
Интересные факты
Ми-26 в сентябре 1996 года установил рекорд, попавший в книгу Гиннеса, — принял на борт 224 парашютиста, поднялся с ними на 6,5 км. А в августе 1988-го вертолет, преодолев 2000 км на скорости 280 км/ч в условиях грозового фронта, замкнул в воздухе круг.
За внушительные габариты и характерные очертания корпуса войсковые летчики придумали вертолету прозвище «корова».
Пилоты, входящие в экипаж Ми-26, считаются в авиации элитой. Управлять самым большим вертолетом в России и мире доверяют только летчикам 1-го класса.
Экипаж Ми-26 включает 6 человек: командир, второй пилот, штурман, техник в кабине, а также два оператора, находящихся в грузовом отсеке, следящих за грузом на наружной подвеске.
Лопасти огромного вертолета, делая 192 оборота в минуту, формируют настолько сильный поток воздуха, что тот не только сносит людей, но сгибает крупные деревья. Поэтому при старте машины в радиусе 200 м должна быть пустая площадка. Час работы на Ми-26 обходится в 600000 рублей.
Диаметр рулевого винта Ми-26 превышает диаметр циферблата на кремлевской Спасской башне.
В-12 создан на основе Ми-26? Они что, машину времени использовали?