При создании винтокрылов идет постоянная гонка за увеличение скорости, маневренности, дальности полетов и тоннажа. Нетрудно догадаться, что самый тяжелый и грузоподъемный вертолет в мире был сделан в СССР. Отсутствие в стране развитой сети дорог, масса труднодоступных районов и, конечно, заказ военных стали причиной создания настоящего гиганта – винтокрыла Ми-12, рекордные показатели которого не побиты до сих пор.
Описание самого большого вертолета
Ми-12, он же В-12 или по реестрам НАТО «Гомер», удерживает славу самого большого вертолета. Машина впечатляющей грузоподъемности и габаритов была сконструирована и представлена в 1968 году. Продемонстрировав миру выдающиеся рекорды, вертолет отправился в музей, в серийное производство гигант не пошел. Производство и эксплуатация были признаны нецелесообразными.
История разработки
Заказ на создание вертолета повышенной грузоподъемности конструкторам дали военные. В те годы, повышая обороноспособность страны, СССР размещали по всей территории стартовые площадки баллистических ракет. Пусковые установки прятали в настоящих медвежьих углах, добраться до которых было непросто.
Новый вертолет, заказанный вертолетостроителям, должен был доставлять неразборные ракеты до нужных точек. Требования ТЗ носили обобщенный характер – транспортировка техники массой до 25 тонн. Под эти параметры попадал целый набор вооружений – системы ПВО, бронетехника, баллистические и крылатые ракеты. Командование разных родов войск мечтало получить такой мощный вертолет.
Конкурс выиграло ОКБ Миля. На счету бюро было уже много машин, продемонстрировавших высокие летные, технические и эксплуатационные характеристики, а сам Михаил Миль заслуженно имел славу выдающегося конструктора.
Задачу на проектирование поставили в начале 1960-х годов. Разработка тяжелогрузного винтокрыла велась 5 лет. Уже в 1967 году вертолет начал совершать регулярные опытные полеты, в ходе испытаний никаких проблем не фиксировалось.
В 1970 году Госкомиссия признала В-12 готовым к выпуску в серийное производство. Вертолет не раз демонстрировали на авиасалонах – в Ле-Бурже, Париже, Берлине. Гигант сумел поставить 7 мировых рекордов, в том числе непобитый предел грузоподъемности – максимальная масса груза в 40 тонн была поднята на высоту более 2-х километров.
Закрытие проекта
Вертолетостроители – не единственные конструкторы в СССР, кто трудился над созданием новой техники. Пока милевцы работали над тяжелым винтокрылом, военная концепция изменилась, появились легкие и эффективные стратегические ракеты на мобильных установках. Грузовые перевозки можно было осуществлять на более дешевых и легких в эксплуатации машинах меньшей грузоподъемности. Проект закрыли, в серию Ми-12 не пошел.
Особенности конструкции
Принципиальным стало решение Миля построить тяжелую машину поперечной схемы, отказавшись от более привычной продольной. 4 двигателя установили парами в гондолах на крыльях обратного сужения. Общая мощность силовой установки составила 26 тысяч лошадиных сил. Синхронизации работы двигателей добились за счет трансмиссионных валов, скрытых в крыльях.
Взяв за основу технические решения Ми-6 (удвоили основные узлы для повышения мощности), милевцы ускорили разработку нового винтокрыла.
Полумонококовый фюзеляж сходен по внешнему виду с самолетным, особенно в хвостовой части. Грузовой отсек составлял основную часть фюзеляжа. Его размеры впечатляют – длина 28.15 метра, высота и ширина по 4.4 метра. Загрузка проводилась через хвостовую часть, открываемую с помощью боковых створок. Ми-12 оснастили для ведения погрузки электрической лебедкой и тельфером, самоходная техника въезжала внутрь самостоятельно.
Экипаж располагался в носовой части вертолета в двухуровневой кабине. Кресло штурмана находилось на втором этаже, внизу оборудовали места пилотов, бортинженера и радиста.
Над несущей системой винтокрыла конструкторам пришлось изрядно потрудиться. Винты, расположенные по краям крыльев, вращались с перехлестом. Милевцы максимально сократили длину крыла, чтобы уменьшить габариты машины. Это привело к увеличению шума и вибрации, работы по выбору режима вращения затянулись на долгое время.
Основные узлы управления (изменение шага несущего винта, автомат перекоса, рули высоты и поворота) работали на гидроусилителях. Автоматическая система следила за поддержкой оборотов несущего винта, вертолет оснащался РЛС «Лоция» и четырехканальным автопилотом.
Справка: предполагалось эксплуатировать Ми-12 в тандеме с самолетом «Антей» – кабины летательных аппаратов были одинаковых размеров, вертолет должен был доставлять грузы, привезенные собратом, с аэродрома на удаленные точки.
Технические характеристики
Вертолет впечатлял не только размерами, но и летными характеристиками:
Наименование | Показатель |
Винт, диаметр | 35 метров |
Длина фюзеляжа | 37 метра |
Ширина фюзеляжа | 34 метра |
Высота вертолета по винту | 12.5 метра |
Масса пустого | 69100 килограммов |
Нормальная взлетная масса/максимальная | 97000/105000 килограммов |
Полезная нагрузка нормальная/максимальная | 20000/25000 килограммов |
Экипаж | 6-10 человек |
Крейсерская скорость/ максимальная | 240/260 километров в час |
Практическая дальность | 500 километров |
Силовая установка | 4х ГТД Д-25ВФ по 6500 лошадиных сил |
Напомним, что официальный рекорд грузоподъемности – 40 тонн. Вертолет мог взять на борт 196 человек.
Где сейчас находятся вертолеты
Ми-12 оказался невостребованным, было выпущено всего 2 машины. История самого грузоподъемного винтокрыла закончилась на опытных образцах. Продемонстрировав рекорды и получив престижную премию Сикорского, огромные Ми-12 отправились в авиамузеи.
Первый образец В-12 нашел приют на территории МВЗ имени Миля в Томилино Люберецкого района. Второй винтокрыл стал частью экспозиции Центрального музея ВВС в Монино.
Другие известные грузоподъемные вертолеты
Мировое вертолетостроение двигалось в двух направлениях – создание легких, маневренных ударных винтокрылов и машин высокой грузоподъемности для перевозки грузов и вооружений.
Приведем список винтокрылов, способных брать на борт грузы большой массы:
- Ми-26. Еще одно детище ОКБ Миля, тяжелый транспортный вертолет серийного производства. Выпускается с 1980 года. Машина способна взять на борт или перевезти на внешней подвеске груз массой 20 тонн. При нормальной взлетной массе в 49.6 тонны вертолет способен лететь с крейсерской скоростью 255 километров в час. Винтокрыл экспортировался в 12 стран, выпускается в гражданской и военной модификациях.
- Ми-6. Тяжелый многоцелевой вертолет, годы производства 1959-1980. Грузоподъемность 12 тонн.
- Sikorsky CH-53E, США. Вертолет палубного базирования, созданный для морской пехоты. Эксплуатировался в 1966-2012 годах. Машина могла перевозить до 14 тонн груза в кабине или на внешней подвеске, или взять на борт до 60 человек. Винтокрыл оснащали 3-мя двигателями мощностью 4380 лошадиных сил каждый.
- Ми-10, «летающий кран». Годы производства 1964-1969, выпущено 44 единицы. Военно-транспортный вертолет с высокими опорами шасси. Максимальная взлетная масса 43.7 тонны, полезная нагрузка – 12-15 тонн.
- Boeing CH-47, США. Знаменитые «Чинуки» стоят на вооружении ВВС США и ряда других стран с 1962 года. Тяжелый военно-транспортный вертолет, как и Ми-12, продольной схемы. Может перевозить груз массой 12.3 тонны. Мощность силовой установки 2х4168 лошадиных сил.
В рейтинге самых грузоподъемных винтокрылов летательные аппараты производства США и России (СССР). Другие страны до лидеров пока не дотягиваются.
Проект Ми-12 был закрыт, но не по вине конструкторов, не справившихся с заказом, а из-за неспособности военного командования предвидеть пути развития вооружений и спланировать собственные потребности. С задачей милевцы справились блестяще, в очередной раз продемонстрировав выдающиеся достижения отечественной инженерной мысли.