По классификации Braveheart AS-90 относится к САУ, самоходным гаубицам. Создавалась как замена для используемого парка Королевской артиллерии. САУ активно производилась в период 1992-1995 годов. Позже установка начала выпускаться по лицензии в Польше. Стала основой для различных модификаций. САУ прошла проверку в ходе боевых действий в Ираке. Ее значение как боевой единицы по-прежнему не утрачено.
Описание артиллерийской установки
AS-90 задумывалась как замена для эксплуатируемых, но устаревших САУ L109 Abbot («Эббот»), M109. После появления установки отпала необходимость в большинстве самоходных, буксируемых гаубиц. САУ базируется на гусеничном шасси, оснащена вращающейся башней.
Обеспечивает подавление целей на расстоянии до 30 километров. И защиту экипажа от стрелкового оружия, осколков. Бронирование из катанных листов обеспечивает надежную защиту от попадания пуль, осколков снарядов/мин. В системе управления использована электроника.
История создания
САУ разработана концерном «Виккерс» в период с 1981 по 1986 годы. Вернее, сначала был создан прототип орудийной башни. Инженеры компании дали ему отдельное обозначение GBT 155. Одновременно, предвосхищая будущие события, в «Виккерс» задумали прототип самоходки с пушкой калибра 155 миллиметров.
А уже затем был конкурс, объявленный Минобороны Великобритании на создание новой САУ. Также известно, что решению предшествовало сворачивание международного проекта по разработке гаубицы калибра 155 миллиметров (SP70). Возможно, именно поэтому британские инженеры так торопились с созданием собственной САУ.
Однако в серию самоходка пошла значительно позже. Через 6 лет. С 1992 по 1995 год было выпущено порядка 180 единиц. Не учитывая прототипы. САУ пришла на смену целому ряду артиллерийских установок. В строю остались только РСЗО, легкие гаубицы L118.
Несколько слов о L109 САУ Abbot («Эббот»), которая была вытеснена данным орудием. По состоянию на начало восьмидесятых годов самоходка явно устарела. К тому же в ходе последовательного обновления штатных орудий «Эббот» был почти вытеснен другой САУ, M109.
Главным минусом самоходки, даже с учетом солидного боекомплекта (50 снарядов), был калибр пушки. 105 миллиметров. Пришедшая на смену «Эбботу» американская САУ М109 имела больший калибр, 155. И успешно прошла обкатку в локальных конфликтах, включая войну во Вьетнаме.
Стала самой распространенной самоходкой в США, странах-членах Североатлантического альянса. Но и у L109, и М109 вес измерялся в пределах 2 десятков тонн. Это даже не танк. Скорее, бронетранспортер. И если американцы от идеи модернизации своих САУ отказались по причинам экономической нецелесообразности, то британцы все же решили создать, «довести до ума» собственную разработку.
Так и появилась AS-90. Пушка – калибра 155 миллиметров, с которой совместимо большинство снарядов стандарта НАТО. Включая «умные», управляемые. AS-90 также известна как:
- Braveheart (модификация, удлиненный ствол);
- Krab («Краб», польская разработка, выпуск по лицензионному соглашению).
По состоянию на 2022 год в Великобритании эксплуатировалось 89 единиц САУ.
Конструкция и ее особенности
Основа гаубицы – самоходное гусеничное шасси. Башня – подвижная, с возможностью вращения вокруг вертикальной оси. Что увеличивает сектор обстрела установки. Длина пушки выбрана из расчета 39 калибров. Орудие – производства BAE Land Systems. Защита корпуса, башни выполнена листовой броней толщиной 17 миллиметров. Подвеска – гидропневматическая, обеспечивающая комфорт для экипажа, удобство позиционирования орудия.
Для наведения на цель используется электропривод. Пушка оснащена эжектором, дульным тормозом. Двигательная установка типа VTA-903T-660 (Cummins). Трансмиссия – автомат, LSG 2000 Renk. Последующие модификации сохранили облик САУ. Изменения коснулись длины ствола, некоторых характеристик.
Башня слева и справа оснащена люками, закрывающимися броневыми створками. Основной привод поворотного механизма – электрический. Для внештатных ситуаций предусмотрен ручной режим поворота башни. В САУ использовано компьютеризованное управление, облегчающее наведение на цель, функционирование привода башни, позиционирование пушки по вертикали/горизонтали. Автомат зарядки заменен на новый, более современный. Присутствуют средства навигации, связи. AS-90 благодаря бортовой начинке способна работать автономно, без команд из центра управления. Предусмотрена стрельба очередями, по 3 через каждые 10 секунд.
Одна из модификаций, созданная специально для жаркого климата, была успешно обкатана на полигоне в Юме (США), Саудовской Аравии. Башня не только защищает экипаж от пуль, снарядов, но и от противотанковых ракет. На корпус нанесено светопоглощающее покрытие, а башня дополнительно снабжена теплозащитой. Вход в САУ – через большой кормовой люк.
Испытания показали высокую скорострельность, точность САУ: 2 самоходки отработали по точечной цели, выпустив в течение 10 секунд снаряды общим весом более 260 килограммов. Кстати, о точности. Ее обеспечивает датчик перемещений, электронный компенсатор наклона САУ.
Прицел наводчика – комбинированный, дневной/ночной (оптико-электронный). У командира AS90 имеется собственное прицельное оборудование. Гидропневматика стабилизирует положение САУ, а башня может выполнять круговое перемещение без прекращения стрельбы.
Автомат заряжения обеспечивает безотказную работу системы при любых углах возвышения. При этом объект атаки фиксируется прицелом. Планировалось также оснастить САУ бортовым вычислителем, системой принудительного охлаждения пушки. В целом AS90 опередила свое время, поскольку вскоре калибр в 155 миллиметров стал общераспространенным для блока НАТО.
Комплекс автоматизированного пожаротушения «Хэлон» не позволит огню распространиться внутри корпуса САУ.
А система вентиляции, фильтров обеспечит защиту экипажа при использовании противником средств массового поражения. Включая химические, ядерные.
AS90 послужила основой для создания ремонтно-эвакуационной бронемашины (БРЭМ) ARRV, а также подвозчика боеприпасов AASV. Первая предназначена для экстренной эвакуации техники, доставки запчастей для САУ. Вторая перевозит до 3 боекомплектов самоходки.
Лицензионное производство AS90 в Польше осуществлялось на мощностях предприятия «Сталева воля» (шасси польского производства).
Вооружение
Основное вооружение САУ представлено 155 миллиметровой пушкой. Из дополнительного присутствует пулемет под НАТОвский калибр 7,62. Других данных о вооружении экипажа, личном оружии нет.
Технические характеристики
AS-90 – это самоходная гаубица на гусеничном шасси. Еще не танк, но уже и не пушка, уязвимая для противника, требующая дополнительного транспорта при буксировке. ТТХ САУ представлены ниже:
Наименование параметра | Единицы измерения | Величина |
Габариты | Метров | |
Длина | 9,07 (с пушкой) | |
Ширина | 3,3 | |
Высота | 3,0 | |
Вес | Тонн | 45 |
Дальность стрельбы | Километров | 24,9 (стандартная длина ствола в 39 калибров)/30 (52 калибра) |
Темп стрельбы | ||
Максимальный | 3 выстрела за 10 секунд | |
Средний | 2 выстрела за 60 секунд (в течение 1 часа) | |
Боекомплект | Зарядов | 48 (31 – в башне, 17 – в корпусе) |
Проходимость | Метров | |
Брод | 1,5 | |
Ров | 2,8 | |
Просвет дорожный | Миллиметров | 410 |
Двигательная установка | — | VTA903T Cummins, турбированная, 8 цилиндровая (V8), с жидкостным охлаждением |
Мощность двигателя | Лошадиных сил | 660 |
Управляет САУ экипаж численностью 4/5 человек. По шоссе самоходка может развивать скорость до 55 километров в час с запасом хода в 370 километров. Ближайший «родственник» самоходки – польская установка Krab («Краб»), созданная с использованием отдельных узлов от танка Т-72. Сохранен калибр пушки (155 миллиметров). Позже появилась информация о замене подвижной части французского производства на аналогичную, но турецкого. В качестве шасси для данной партии САУ послужили турецкие установки T-155 Firtina.
Небезынтересным будет сравнение характеристик AS-90 с другими самоходками. Также с модификацией, Braveheart. С данными можно ознакомиться в таблице:
Марка САУ | 2С19М2 «Мста-С» | M109A6 «Паладин» | PzH 2000 | AMX AuF1T | AS90 Braveheart |
Страна-производитель | Россия | США | ФРГ | Франция | Великобритания |
Параметр | |||||
Вес, тонн | 43,24 | 36,2 | 55,0 | 43,0 | 45,0 |
Калибр, миллиметров | |||||
152 | 155 | 155 | 155 | 155 | |
Длина ствола в калибрах | 47 | 39 | 52 | 39 | 52 |
Боекомплект, зарядов | 50 | 39 | 60 | 42 | 48 |
Принята на вооружение | 2012 | 2016 | 1998 | 1988 | 1998 |
Экипаж, человек | 5 | 4 | 3+2 | 4 | 5 |
Дальность стрельбы, километров | |||||
Фугасами | 24,7 | 22,0 | 40,0-47,0 | 23,0 | 30,0 |
Реактивными снарядами | 29,0 | 40,0 | 67,0 | 28,0 | 40,0 |
Темп стрельбы, выстрелов в минуту | 10 | 6 | 8-10 | 8 | 6 |
Мощность двигательной установки, лошадиных сил | 780 | 675 | 986 | 720 | 660 |
Скорость передвижения, километров в час (максимум) | 60 | 61 | 60 | 60 | 53 |
Запас хода, километров (на шоссе) | 600 | 300 | 420 | 450 | 420 |
Все представленные установки – одного типа, на гусеничном шасси. Длина ствола составляет 39/52 калибров. При прочих сопоставимых показателях AS-90 выглядит внушительно. Даже несмотря на то, что создана в девяностых.
Применение
О боевом применении AS-90 известно из открытых источников. САУ участвовали в ходе операции в Ираке (2008 год). Самоходка прошла испытания в условиях пустынного климата (полигон в США), в Кувейте, Саудовской Аравии. Британские ВС применяют самоходки при учениях, проводимых блоком НАТО. Согласно последним релизам, планируется поставка AS-90 для украинской армии. Количество, сроки не уточняются.