fbpx
Авиация
Самолет Як-28
Рассмотрим особенности многоцелевого истребителя советской армии – Як-28. Познакомимся с историей появления и эксплуатации этой машины.
Учебно-тренировочный самолет Як-52
Учебно-тренировочный самолет Як-52
02.10.2019
Рассказ об учебно-тренировочном советском самолете Як-52, истории его создания, учебном и спортивном пилотировании, основных элементах конструкции, технических характеристиках и модификациях.
Советский легкомоторный самолет Як-12
Советский легкомоторный самолет Як-12
01.10.2019
Описание советского легкомоторного самолета Як-12: история его создания, основные элементы конструкции, модификации, преимущества и недостатки.
Самолет-разведчик SR-71 Blackbird
Самолет-разведчик SR-71 Blackbird
01.10.2019
Оценим возможности «Черной птицы» — одного из знаковых проектов североамериканского военного комплекса. Рассмотрим его историю создания, конструкцию и характеристики.
Беспилотный летательный аппарат
Беспилотный летательный аппарат
01.10.2019
Рассмотрим основные варианты, виды и модели беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) разных стран. Ознакомимся с историей появления и развития данного класса машин.
Вертолет корабельного типа Ка-27
Вертолет корабельного типа Ка-27
30.09.2019
Описание корабельного вертолета Ка-27: история его создания, тактико-технические характеристики, основные элементы конструкции и бортового оборудования, существующие модификации, преимущества и недостатки.
Боевой эсминец «Дональд Кук» и СУ-24
Боевой эсминец «Дональд Кук» и СУ-24
30.09.2019
Атака эсминца Дональд Кук ВМС США российским бомбардировщиком Су 24 — подробности. Боевая управляющая система «Иджис» эсминца, авиакомплекс РЭБ самолета. Последствия инцидента для корабля.
Боевой вертолет Ми-28
Боевой вертолет Ми-28
29.09.2019
Оценим характеристики и особенности боевого вертолета Ми-28. Рассмотрим историю создания машины и ее применение для решения боевых задач.
Ударный вертолет Ка-50 «Черная акула»
Ударный вертолет Ка-50 «Черная акула»
27.09.2019
Рассказ о российском вертолете Ка-50, истории его создания, основных элементах конструкции, составе вооружения, плюсах и минусах, ТТХ и эпизодах боевого применения.
Самолет вертикального взлета Як-141
Самолет вертикального взлета Як-141
26.09.2019
Рассказ о палубном советском истребителе Як-141, истории его создания, основных элементах конструкции, тактико-технических характеристиках и бортовом оборудовании.
Истребитель-перехватчик МиГ-31
Истребитель-перехватчик МиГ-31
26.09.2019
Описание двухместного истребителя МиГ-31, истории его создания, основных элементов конструкции, модификаций, плюсов и минусов машины, технических и лётных характеристик, а также комплекса вооружения.
Истребитель пятого поколения МиГ-1.44
Истребитель пятого поколения МиГ-1.44
26.09.2019
Рассмотрим основные особенности, характеристики и возможности истребителя 5-го поколения МиГ-1.44, который появился еще в Советском Союзе. Оценим перспективы его применения и нюансы, которые сопутствовали прекращению работы над машиной.
Стратегический бомбардировщик Ту-95 «Медведь»
Стратегический бомбардировщик Ту-95 «Медведь»
26.09.2019
Описание российского стратегического бомбардировщика Ту-95: история его создания, основные элементы конструкции, тактико-технические характеристики, комплект вооружения, плюсы и минусы самолета, а также о его модификации.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2
Пикирующий бомбардировщик Пе-2
25.09.2019
Пикирующий бомбардировщик Пе-2: описание конструкции, тактико-технические характеристики, преимущества и недостатки, вооружение, модификации и боевое применение.
Самолёт АТН-51 «Черная чума»
Самолёт АТН-51 «Черная чума»
24.09.2019
Рассмотрим перспективную разработку отечественных инженеров — самолет АТН-51 «Черная чума». Оценим перспективы и характеристики уникальной машины, достоинства и недостатки, ТТХ.
Самолет-истребитель МиГ-23
Самолет-истребитель МиГ-23
24.09.2019
Описание советского многоцелевого истребителя МиГ-23, история его создания, главные особенности конструкции, тактико-технические характеристики, состав вооружения, эпизоды боевого применения, перечень модификаций.
Штурмовой самолет Ил-2
Штурмовой самолет Ил-2
23.09.2019
Рассказ о советском бронированном штурмовике Ил-2: история его создания, основные элементы конструкции, тактико-технические характеристики, состав вооружения, преимущества и недостатки, модификации самолета.
Показать ещё

Авиация

Бомбардировщик Ту-160
Российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160. Вооружен крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии более, чем в пять тысяч километров

Идея использования летательных аппаратов на полях сражений возникла задолго до того, как в воздух поднялись первые аэропланы, сконструированные братьями Райт. Последующее развитие военной авиации было необычайно стремительным, и к нынешнему дню самолеты и вертолеты стали грозным орудием в руках полководцев, уступая по своей мощи разве только ракетно-ядерным силам. Без господства в небе добиться победы на земле невероятно трудно, а зачастую и невозможно. Авиация способна обнаружить и уничтожить любую цель, от неё сложно спрятаться и еще труднее защититься.

Что собой представляет военная авиация

Современные военно-воздушные силы включают в себя специальные войска и службы, а также довольно сложный комплекс разнообразных по своему целевому предназначению технических средств, которые могут использоваться для решения ударных, разведывательных, транспортных и некоторых других задач.

Основной частью этого комплекса являются следующие виды авиации:

  1. Стратегическая;
  2. Фронтовая;
  3. Санитарная;
  4. Транспортная.

Дополнительные подразделения авиации входят также в состав сил противоздушной обороны, военно-морского флота и сухопутных войск.

История создания военной авиации

Бомбардировщик «Илья Муромец»
Самолет Сикорского «Илья Муромец» — первый в мире четырехмоторный бомбардировщик

Первые аэропланы долгое время использовались почти исключительно в развлекательных и спортивных целях. Но уже в 1911 году, в ходе вооруженного конфликта между Италией и Турцией, самолеты были применены в интересах армии. Вначале это были разведывательные полеты, первый из которых состоялся 23 октября, а уже 1 ноября итальянский лётчик Гавоти применил оружие по наземным целям, сбросив на них несколько обычных ручных гранат.

К началу Первой мировой войны великие державы успели обзавестись воздушными флотами. Состояли они в основном из аэропланов-разведчиков. Истребителей не было вовсе, а бомбардировщики имелись только у России – это были знаменитые самолеты «Илья Муромец». К сожалению, наладить полноценный серийный выпуск этих машин так и не удалось, так что их общее количество не превысило 80 экземпляров. Между тем Германия во второй половине войны производила собственные бомбардировщики сотнями.

В феврале 1915 года на Западном фронте появился первый в мире истребитель, созданный французским летчиком Роланом Гарросом. Придуманное им приспособление для стрельбы через воздушный винт было довольно примитивным, хотя и работающим, однако, уже в мае того же года немцы ввели в строй собственные истребители, оборудованные полноценным синхронизатором. С этого момента воздушные бои стали всё более частым явлением.

Истребитель Fokker Dr.I
Немецкий истребитель Fokker Dr.I. Один из таких самолетов использовался лучшим асом Первой мировой войны Манфредом фон Рихтгофеном

После окончания Первой мировой войны самолеты продолжали быстро развиваться: увеличивалась их скорость, дальность полета и грузоподъемность. В то же время появилась и так называемая «доктрина Дуэ», названная в честь её автора, итальянского генерала, который считал, что добиться победы в войне можно одними только воздушными бомбардировками, методично уничтожая оборонный и промышленный потенциал противника, подрывая его моральный дух и волю к сопротивлению.

Как показали дальнейшие события, эта теория далеко не всегда оправдывает себя, но именно она во многом определила последующие направления развития военной авиации во всём мире. Наиболее заметной попыткой реализовать «доктрину Дуэ» на практике стали стратегические бомбардировки Германии в ходе Второй мировой войны. В итоге военная авиация внесла огромный вклад в последующий разгром «Третьего Рейха», правда, обойтись без активных действий сухопутных войск всё же не удалось.

Армады дальних бомбардировщиков считались главным ударным инструментом и в послевоенный период. Именно в те годы появились реактивные самолеты, которые во многом изменили само представление о военной авиации. Огромные «летающие крепости» стали всего лишь удобной мишенью для советских скоростных и отлично вооруженных «МиГов».

Бомбардировщик B-29
B-29 – американский стратегический бомбардировщик 40-х годов, первый носитель ядерного оружия

Это означало, что бомбардировщики тоже должны стать реактивными, что вскоре и произошло. В эти годы самолеты становились всё более сложными. Если во время Второй мировой для обслуживанием истребителя занимался всего один авиатехник, то в последующие годы приходилось привлекать целую бригаду специалистов.

Во время войны во Вьетнаме на первый план вышли многоцелевые самолеты, способные к ударам по наземным целям, а также к воздушному бою. Таким был американский F-4 Phantom, ставший в какой-то мере источником вдохновения для советских конструкторов, разрабатывавших МиГ-23. В то же время конфликт во Вьетнаме в очередной раз показал, что одних только бомбардировок, даже самых интенсивных, для победы недостаточно: боевая авиация без помощи сухопутных войск способна принудить к капитуляции лишь морально сломленного, заранее готового к поражению противника.

В 70-80-е годы прошлого века в небе появились истребители четвертого поколения. Они отличались от своих предшественников не только лётными характеристиками, но составом вооружения. Применение высокоточных средств поражения в очередной раз изменило облик воздушной войны: произошел переход от массированных авиаударов к «точечным».

Истребители Су-27 и F-15
Су-27 (слева) и F-15 – лучшие истребители 80-х годов прошлого века

Сегодня главным направления развития военной авиации стало интенсивное применение беспилотников как разведывательных, так и ударных, а также создание малозаметных многоцелевых самолетов, таких как американский F-35, или российский Су-57.

Предназначение военной авиации

Перечень основных задач, которые решаются при помощи военных самолетов и вертолетов:

  1. Проведение всех видов воздушной разведки;
  2. Корректировка огня артиллерии;
  3. Уничтожение наземных, морских, воздушных и космических целей, малоразмерных и крупных, стационарных и подвижных, площадных и точечных;
  4. Минирование участков местности;
  5. Защита воздушного пространства и наземных сил;
  6. Перевозка и десантирование войск;
  7. Доставка различных военных грузов и снаряжения;
  8. Эвакуация раненых и больных;
  9. Проведение агитационных акций;
  10. Обследование местности, обнаружение радиационного, химического и бактериологического заражения.

Таким образом, военная авиация способна принести огромную пользу, конечно, при условии её грамотного применения.

Техника военной авиации

В годы Первой мировой войны активно применялись ударные дирижабли («Цеппелины»), однако, сегодня в составе ВВС ничего подобного нет. Вся используемая техника — это самолеты (аэропланы) и вертолеты.

Самолеты

Широта спектра решаемых при помощи авиации задач заставляет включать в состав ВВС машины нескольких разных видов. У каждой из них своё собственное предназначение.

Бомбардировщик F-111
F-111 – американский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности

Боевые самолёты

Этот вид авиации включает в себя:

  1. Истребители. Их основное предназначение — уничтожение вражеских летательных аппаратов и завоевание превосходства в воздухе, локального или полного. Все остальные задачи второстепенны. Вооружение – управляемые ракеты «воздух-воздух», автоматические пушки;
  2. Бомбардировщики. Могут быть фронтовыми или стратегическими. Используются в основном для ударов по наземным целям. Вооружение – ракеты «воздух-поверхность» (в том числе неуправляемые), свободнопадающие, планирующие и корректируемые бомбы, а также торпеды (для противолодочных самолетов);
  3. Штурмовики. Используются в основном для непосредственной поддержки войск на поле боя;
  4. Истребители-бомбардировщики — самолеты, способные наносить удары по наземным целям и вести воздушный бой. Все современные истребители в какой-то мере являются таковыми.

Стратегические бомбардировщики существенно отличаются от прочих боевых аэропланов по своему комплексу вооружения, в состав которого входят крылатые ракеты большой дальности.

Самолеты разведки и воздушного наблюдения

В принципе, для решения задач разведки могут привлекаться «обычные» истребители или бомбардировщики, оснащенные необходимой аппаратурой. Примером может служить МиГ-25Р. Но есть и специализированная техника. Это, в частности,  американские U-2 и SR-71, советский Ан-30.

Разведчик SR-71 Blackbird
Сверхскоростной разведывательный самолет SR-71 Blackbird

К этой же категории относятся и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения – российский А-50 (создан на базе Ил-76), американский Е-3 Sentry. Такие машины способны вести глубокую радиоразведку, однако, они не отличаются скрытностью, поскольку являются источником мощного электромагнитного излучения. Значительно более «скромно» ведут себя такие разведчики, как Ил-20, занимающиеся в основном радиоперехватом.

Транспортные самолёты

Этот вид авиатехники используется для перевозки войск и снаряжения. Некоторые модели машин, входящих в состав транспортной авиации, приспособлены для десантирования – как обычного, так и беспарашютного, осуществляемого с предельно малых высот.

В российской армии наиболее часто используются военно-транспортные самолеты Ил-76 и Ан-26. При необходимости доставки значительных по весу или объему грузов могут применяться тяжелые Ан-124. Из американских военных самолетов аналогичного предназначения самыми известными являются С-5 Galaxy и C-130 Hercules.

Транспортный Ил-76
Ил-76 – основной самолет российской военно-транспортной авиации

Учебные самолеты

Стать военным лётчиком довольно трудно. Сложнее всего получить реальные навыки, которые нельзя заменить виртуальными полетами на тренажере или глубоким изучением теории. Для решения этой задачи применяется учебная авиация. Такие самолеты могут быть или специализированными машинами, или вариантами боевого самолета.

К примеру, Су-27УБ, хотя и применяется для обучения летчиков, может быть использован как полноценный истребитель. В то же время Як-130 или британский BAE Hawk – специализированные учебные самолеты. В некоторых случаях даже такие модели могут быть привлечены в качестве легкого штурмовика к нанесению ударов по наземным целям. Обычно такое происходит «по бедности», при отсутствии полноценных боевых самолетов.

Вертолёты

Хотя винтокрылые машины ограниченно применялись уже во время Второй мировой войны, после окончания боевых действий интерес к «геликоптерам» заметно снизился. Вскоре стало ясно, что это было ошибкой, и сегодня вертолёты используются в армиях самых разных стран мира.

Транспортные вертолеты

Обычные аэропланы не могут взлетать и садиться вертикально, что несколько сужает область их применения. Вертолеты же изначально обладали этим свойством, что сделало их очень привлекательным средством для доставки грузов и перевозки людей. Первый полноценный «дебют» таких машин состоялся во время войны в Корее. Армия США, используя вертолеты, эвакуировала раненых прямо с поля боя, доставляла солдатам боеприпасы и снаряжение, создавала проблемы противнику, высаживая у него в тылу небольшие вооруженные отряды.

Конвертоплан V-22 Osprey
V-22 Osprey – один из самых необычных образцов винтокрылой техники

Сегодня наиболее типичным транспортным вертолетом в российской армии является Ми-8. Используется также огромный тяжелый Ми-26. В американских вооруженных силах эксплуатируются UH-60 Blackhawk, CH-47 Chinook, а также конвертоплан (гибрид самолета и вертолета) V-22 Osprey.

Ударные вертолеты

Первая винтокрылая машина, созданная специально для поражения наземных целей и непосредственной огневой поддержки собственных войск, появилась в США в 60-е годы. Это был вертолет UH-1 Cobra, некоторые модификации которого применяются американскими военными и сегодня. Функции этих машин в какой-то мере пересекаются с задачами штурмовиков.

В 70-е годы ударные вертолеты считались едва ли не самым эффективным противотанковым средством. Это стало возможным благодаря новым видам управляемых авиационных ракет, таких как американские TOW и Hellfire, а также советским «Фалангам», «Атакам» и «Вихрям». Чуть позже боевые вертолеты были дополнительно оборудованы ракетами «воздух-воздух».

Вертолет Ми-24
Самый «брутальный» боевой вертолет в мире — Ми-24 — способен не только наносить удары по наземным целям, но и перевозить десантников

Наиболее известными машинами этого класса являются Ми-24, Ка-52, AH-64 Apache.

Разведывательные вертолеты

В советской, а затем и российской армейской авиации задачи разведки обычно возлагались не на специализированные, а на обычные боевые или транспортные вертолеты. В США пошли по другому пути и разработали OH-58 Kiowa. Оборудование, размещенное на борту этой машины, позволяет уверенно обнаруживать и распознавать различные цели на большом расстоянии. Слабой стороной вертолета является его плохая защищенность, что порой приводило к потерям.

Из российских моделей наиболее совершенным разведывательным оборудованием обладает Ка-52, что позволяет применять эту машину в качестве своего рода «наводчика».

БПЛА

На протяжении последних десятилетий значение беспилотных летательных аппаратов существенно выросло. Дроны позволяют проводить разведку и даже наносить внезапные удары по целям, оставаясь при этом неуязвимыми. Их трудно не только сбить, но даже и просто обнаружить.

Беспилотники, скорее всего, станут в обозримом будущем приоритетным направлением развития авиации. Такие машины будут, в частности, применяться в качестве помощников для наиболее современных танков и истребителей пятого поколения. Со временем они могут полностью вытеснить пилотируемые боевые самолеты.

БПЛА «Охотник»
Перспективный российский БПЛА «Охотник»

ПВО

Для решения задач противовоздушной обороны могут привлекаться как обычные фронтовые истребители, так и специализированные перехватчики. Особое внимание такой авиации уделялось в СССР, поскольку американские стратегические бомбардировщики долгое время считались угрозой №1.

Наиболее известными самолетами ПВО стали советские перехватчики МиГ-25 и МиГ-31. Это сравнительно маломаневренные самолеты, но они способны быстро разгоняться до скорости более 3000 километров в час.

Из американских истребителей аналогичного предназначения наибольшую известность получил F-14 Tomcat. Этот палубный самолет был единственным носителем ракет дальнего радиуса действия AIM-54 Phoenix и использовался для защиты авианосных ударных группировок от воздушных атак.

Перехватчик МиГ-25
Перехватчик МиГ-25 на взлете. Пользуясь своей рекордной скоростью, такие самолеты успешно уходили от десятков выпущенных в них ракет «воздух-воздух»

В последние десятилетия авиационная техника развивается не такими быстрыми темпами, как это было ранее. Такие истребители, как F-15, F-16, F/A-18 и Су-27 по-прежнему преобладают в военно-воздушных силах разных стран, хотя эти машины впервые поднялись в воздух еще в 70-80-е годы прошлого века. Разумеется, это не значит, что прогресс остановился. Меняется состав вооружения, обновляется бортовая электроника, главное – пересматривается тактика и стратегия применения авиации, которая в будущем, возможно, станет в основном беспилотной. Ясно одно – каким бы ни был технический состав ВВС, самолеты и вертолеты останутся одним из самых мощных средств достижения победы в любом военном конфликте.