Ан-8 – первый специализированный отечественный газотурбинный военно-транспортный самолет, который несет 11 тонн полезной нагрузки и предназначен для транспортировки, а также парашютного десантирования техники и войск. Ан-8 имеет хорошие взлетно-посадочные характеристики, а также высокую проходимость на грунтовых аэродромах. Именно на нем была отработана схема транспортного лайнера, которая стала классической: шасси с малой колеёй в обтекателях по бортам фюзеляжа, высокоплан с двигателями, расположенными на крыле. В кормовой части фюзеляжа Ан-8 находится кабина стрелка, которая оборудована башней с пушками калибра 23 мм. Самолет Ан-8 снабжен в хвостовой части большим грузовым люком, который открывается в полете, высокопроходимым шасси. У самолета довольная интересная история.
История появления самолета Ан-8
В те годы американцы уже сделали прорыв: в серию ушел С-123, активно применялся транспортник С-119, в разработке был С-130 — еще один самолет с турбовинтовыми двигателями. В СССР таких специализированных транспортных самолетов пока что не было. Существовали чертежи, было описание на несколько проектов, они так и остались на бумаге.
История Ан-8 начинается с 1951 года, когда ОКБ Антонова подготовило эскизные чертежи и описание на самолет ДТ-5/8, десантно-транспортного прототипа с двумя турбовинтовыми двигателями, шасси высокой проходимости максимальной грузоподъемностью на восемь тонн, большим хвостовым люком для выполнения десантирования техники и войск. Устройство самолета было одобрено, ему присвоили название «П».
Для постройки опытного экземпляра в Киев приехали на подмогу специалисты из Москвы, Таганрога, Воронежа, Риги, Ленинграда. Олег Антонов, руководитель ОКБ, беспокоился, что у коллектива нет опыта по созданию таких воздушных машин. Поэтому он обратился к Ильюшину и Туполеву — прислать чертежи по Ил-28 и Ту-16, а также изучить их конструкцию непосредственно на серийных заводах. Чертежи и разрешение были получены. Конструкция пола была немного видоизменена по чертежам Роберта Бартини, создателя самолетов ДАР. В результате сроки разработки новинки существенно сократились, а предоставленные чертежи позволили избежать ошибок во время проектирования. В 1954 году эскизный проект был завершен.
Создание первого специализированного отечественного транспортника потребовала выполнения массы экспериментальных исследований. Ан-8 создавался в кооперации с несколькими авиазаводами. Основные работы — общая сборка и строительство фюзеляжа велись в Киеве, на опытном производстве. В 1956 году машину выкатили из цеха, а в воздух она поднялась 11 февраля. Первые полеты выявили недоработки и неполадки, которые нужно было исправлять и дорабатывать самолет. Во время испытаний был заменен двигатель ТВ-2Т на форсированный двигатель АИ-20Д.
Ан-8 пошел в серию на Ташкентском авиазаводе. С 1959 года самолет ста поступать в военные части. Самолет серийно производили по 1961 год, было собрано 151 самолет. Осваивали самолет весьма непросто. Из-за ошибок при пилотировании разбились пять машин за три года. Но Ан-8 демонстрировал хорошие технические характеристики: у него была возможность взлетать с раскисшей взлетно-посадочной полосы и «сложных» аэродромов.
Технические характеристики самолета Ан-8
У самолета Ан-8 следующие технические характеристики:
- Размах крыльев составляет 37 м.
- Длина самолета составляет 30,7 м.
- Высота составляет 10 м.
- Площадь крыла составляет 117,2 кв. м.
- Длина грузовой кабины составляет 11 м.
- Ширина грузовой кабины составляет 3,6 м.
- Высота грузовой кабины составляет 2,9 м.
- Двигатель — 2хАИ-20Д.
- Двигатель имел тягу 2х5180 э.л.с.
- Масса пустого самолета — 24,3 т.
- Нормальная взлетная масса составляет 38 т.
- Максимальная взлетная масса составляет 41 т.
- Максимальная полезная нагрузка — 40 парашютистов или 11 т.
- Дальность полета с максимальной нагрузкой — 850 км.
- Перегоночная дальность полета – 4410 км.
- Максимальная скорость составляет 520 км/ч.
- Крейсерская скорость составляет 450 км/ч.
- Практический потолок составляет 9600 м.
- Разбег составляет 775 м.
- Пробег составляет 590 м.
- Экипаж составляет 5-6 человек.
Особенности конструкции Ан-8
- Ан-8 построен по схеме свободнонесущего высокоплана. Цельнометаллическая конструкция, фюзеляж типа полумонокок. Крыло трапецевидное в плане, прямое, двухлонжеронное. Механизация крыла включает двухсекционные элероны и двухщелевые закрылки.
- Шасси с носовой управляемой стойкой, трехопорное, убирается в фюзеляж.
- Силовая установка включает 2 турбовинтовых двигателя АИ-20Д. Расход топлива у самолета существенный. Для того, чтобы компенсировать расход топлива в 20 крыльевых топливных баках размещается запас топлива на 13080 л.