Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Американский B-29 — легенда мировой авиации

У каждой нации, как и у каждой страны, есть символы, олицетворяющие военную мощь на определенном этапе. Вторая Мировая война дала военной истории целый ряд примеров успешного создания эффективных средств вооружений, которыми по праву может гордиться не одно поколение. Для России легендарным символом стал советский Т-34 — самый массовый танк Второй Мировой войны. Для Японии легендой стал истребитель А6М «Зеро», наводивший ужас на союзников во время боевых действий на Тихом океане. Немцы по праву могут гордиться своими детищами, основным истребителем «Люфтваффе» Мессершмитт 109 и тяжелым танком PzKfw-VI «Тигр». Для Америки такими символами наряду с тяжелыми авианосцами, вынесшими на себе всю тяжести войны с Японией, стали стратегические бомбардировщики В-29 — настоящие «летающие суперкрепости». Благодаря этим тяжелым самолетам Америка получила первое в своей истории стратегическое средство вооружения, способное нести свой смертоносный груз на огромные расстояния.

Энола Гей
Энола Гей

Эти самолеты являлись олицетворением могущества военной промышленности Соединенных Штатов Америки. Однако имея превосходные тактико-технические характеристики, американские B-29 «Superfortress» стали не только последним словом авиационной техники, но и заслужили титул «антигероя» своего времени. Именно с борта этого бомбардировщика с ласковым женским прозвищем «Энола Гей» 6 августа 1945 года была сброшена атомная бомба, стершая с лица земли японский город Хиросима.

Что побудило американцев к созданию стратегического бомбардировщика

Накануне Второй Мировой войны Соединенные Штаты находились в позиции «изоляционизма», стараясь не вмешиваться в большую политику. Политическая элита страны, как и основная масса населения, придерживались позиции невмешательства в военно-политические разборки, происходящие в других частях света. Страна сумела создать мощнейший океанский военный флот, который обеспечивал защиту суверенитета и интересов государства. Ни одно из других государств мира не имело ни сил, ни средств для нанесения удара по территории США.

Такая ситуация негативным образом сказалась на состоянии вооруженных сил. Если американский флот являлся самым передовым и технически оснащенным видом вооруженных сил, то армия и ВВС имели на оснащении технические средства и вооружения, не отвечающие требования стратегической обороны. С началом военных действий в Европе и масштабы японской экспансии в Китае и на Тихом океане наглядно показали, что Америка остро нуждается в новых и современных образцах военной техники. Агрессивная политика Японии, стремившейся расширить сферу своего влияния на всю Восточную Азию и Тихоокеанский регион, непосредственно затрагивала интересы США в Тихом океане. После вступления Японии во Вторую Мировую войну на стороне Фашисткой Германии, стало очевидным, что в дальнейшем американцам придется иметь дело с флотом и армией Императорской Японии. Страна Восходящего солнца становится для Соединенных Штатов основным противником на Тихом океане.

B-17
B-17

Такое положение вещей не устраивало Высшее военное командование. Иметь мощный линейный флот и тяжелые авианосцы на Тихом океане оказалось недостаточно. Палубная авиация могла решать только тактические задачи и не могла нанести серьезный урон военным объектам на заморских территориях. Американская бомбардировочная авиация, которая в то время была представлена в основном тремя типами самолетов B-17 Flying Fortress, B-24 Liberator и B-25 Mitchell, могла действовать только в близкой привязке к собственным аэродромам. Эти машины можно назвать хорошими, однако радиус их действия не соответствовал огромным просторам Тихоокеанского театра военных действий. На Европейском военном театре эти бомбардировщики, базировавшиеся на аэродромах в Англии, составили со временем основную ударную силу для воздушного наступления на Германию и их союзников.

Для действий на Тихом океане требовалось иметь стратегический бомбардировщик,  обладающий превосходящей дальностью полета и способный нести огромную боевую нагрузку. В последствие, когда на вооружении ВВС стали поступать новые суперфортрессы, самолеты В-29 с дальностью полета 9000 км, японские города и военные объекты стали регулярно подвергаться опустошающим полетам.

Ковровые бомбардировки
Ковровые бомбардировки

Новая машина создавалась специально для действия на Тихоокеанском театре военных действий. Американцы стали получать суперкрепости в конце 1943 года. Зима 1944 ушла на освоение новой техники, а уже весной того же года бомбардировочные части, оснащенные новыми стратегическими бомбардировщиками, были передислоцированы в Индию. Используя свободную территорию Китая, американцы начали совершать регулярные налеты на объекты инфраструктуры, расположенные непосредственно в японской метрополии. Чуть позже, когда были освобождены Филиппины и Марианские острова, основным местом базирования дальней бомбардировочной авиации стал остров Гуам и аэродромы на острове Лусон. Дальность полета американской летающей суперфортресс позволяла экипажам успешно отбомбиться и вернуться благополучно домой. Ранее американские экипажи вынуждены были сажать свои самолеты на китайской территории, поэтому довольно часто случались посадки вслепую, на оккупированные японскими войсками территории.

Детальное знакомство с самолетом В-29 «Superfortress»

Впервые о дальнем бомбардировщике, способном покрывать большие расстояния и нести большую бомбовую нагрузку, в американских военных кругах заговорили еще в довоенный период, весной 1938 года. С началом военных действий в Европе спецификация на новый самолет получила реальное продолжение. Разработкой проекта занималась компания Boing, которая уже имела к началу 1940 году готовый проект, получивший производственный индекс «модель 341». Планер имеет схему центроплана со свободнонесущим крылом. Корпус самолета цельнометаллический, собранный из алюминиевых листов и профильных конструкций. В конструкции машины массово использованы плексиглас, бронестекло и бронеплиты.

B-29 схема
B-29 схема

Первоначальный проект был со временем измен, потребовалось увеличить оборонительные возможности будущего самолета и увеличить его бомбовую нагрузку. Бытует мнением, что увеличение грузоподъемности самолета связано с подготовкой машины в качестве носителя ядерного боеприпаса. Максимально допустимая бомбовая нагрузка доработанной версии составила 9 тонн. Итогом изменений стала «модель 345, на которой уже планировалось установить более мощные двигатели «Дуплекс Циклон». Вооружение бомбардировщика стрелково-пушечное, представленное 12 12.7 мм пулеметами и 20 мм пушками.

Новшеством конструкции стали выдвижные кормовые орудийные и пулеметные башни дистанционного управления. Каждый стрелок мог управлять не только вверенным ему орудием, но и вести огонь из других огневых точек. В продолжение традиции, кабину пилотов сделали герметичной. Все гидравлические и пневматические системы управления самолетом стали электрическими. В августе 1940 года компания Boing получила заказ на изготовление первых двух экземпляров. Прототипы нового самолета, получившие индекс XB-29, были готовы к осени 1942 года. После длительных полетных испытаний, сопровождающихся авариями и поломками, компания Boing все же получила летом 1943 года заказ на изготовление первой малой партии в количестве 14 машин, получивших индекс YB-29.

Выпуск серийных машин стартовал в августе того же года, когда все испытательные полеты на прототипах были завершены. Выпускались новые бомбардировщики сразу на заводах трех крупнейших авиастроительных компаний «Boing», «Martin» и «Bell». К производству машины было подключено более полусотни смежных предприятий. Стоимость одного самолета составляла огромную для того времени цифру — 638 тыс. $.

Сборка на заводе
Сборка на заводе

Отдельного внимания заслуживает кабина пилотов, которая была разделена на три отдельных герметических отсека. Носовую и заднюю кабину соединял туннель. Для экипажа машины численностью 10-14 человек такое новшество было очень своевременным. В носовой, передней кабине размещалась основная часть экипажа, включая командира воздушного судна, штурмана, бомбардира и радиста. Задняя кабина используется для стрелков и была оборудована дистанционной системой управления турелями. На самолете устанавливались три фотокамеры, облегчающие фиксацию результатов полета.

Пулеметно-пушечные турели были помещены в плексигласовые купола, по одной точке с каждого борта и одна, расположенная на верхней части фюзеляжа. Задняя кабина также была рассчитана для работы оператора радара. В хвостовой части самолета имелась кабина стрелка, прикрывающего заднюю полусферу. Кабины и места экипажа имели противопульную и противоосколочную защиту.

Герметичные кабины значительно упрощали управление самолетом, и облегчали пребывание членов экипажа во время длительных перелетов. Во время полета экипаж мог находиться без кислородных масок. Наддув, осуществляемые внутренними компрессорами, обеспечивал нормальное давление внутри кабины и комфортную температуру.

Кабина В-29
Кабина В-29

Большая длина воздушного судна позволяла создать два независимых друг от друга отсека для транспортировки бомб. В зависимости от цели полета, в бомбоотсеках можно было уложить полный комплект авиационных бомб различного калибра, прикрепить грузовые контейнеры или установить дополнительные топливные баки.

Бомбовое вооружение В-29 «Суперфортресс» было самым разнообразным. Самолет мог принять в обычном варианте до 4,5 тонн авиационных бомб различных типов. Во время военных действий основная бомбовая нагрузка «летающих суперкрепостей» была представлена осколочными, фугасными и зажигательными бомбами. Самолет также был приспособлен для доставки к цели четырех бетонобойных боеприпасов массой 1,8 тонны.

Боевое применение «летающей суперкрепости»

С первых дней своего появления на фронте новый бомбардировщик нес на себе огромное бремя боевой нагрузки. Начиная с 1945 года, интенсивность применения американцами бомбардировочной авиации значительно возросла. Суперфортресс В-29 активно использовался при налетах на позиции японских войск на Иводзиме и при штурме Окинавы. Начиная с весны 1945 года, американские бомбардировщики В-29 постоянно совершали налеты на Японские острова. Основной целью суперфортресс стали не только военные верфи и заводы, но и густонаселенные кварталы японских городов. Еще до применения ядерной бомбы стратегическая авиация ВВС США путем ковровых бомбардировок буквально сожгла основную часть городской застройки Токио и Йокогамы, Йокосуки, Кобе и Нагойи.

Фото Энола Гей
Фото Энола Гей

Апофеозом боевого участия В-29 во Второй Мировой войне стала атомная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки, 6 и 9 августа.

После окончания боевых действий самолет еще продолжали выпускать до мая 1946 года, после чего серийное производство суперфортресс было прекращено. За весь военный период было построено более 3000 самолетов. Несмотря на кровавую финальную точку, присутствующую в биографии этого самолета, В-29 остается до сих пор самым массовым стратегическим бомбардировщиком в истории военно-воздушных сил.