Реактивные самолеты с изменяемой стреловидностью крыла создавались как в США, так и в СССР. Как правило, такие машины предназначались для ударов по наземным целям. Исключений только два – это американский палубный перехватчик F-14 Tomcat и советский фронтовой истребитель МиГ 23. Судьба этих самолетов сложилась по-разному. Если «Томкэт» не вызывал в западной прессе ничего, кроме восхищения (он даже стал «героем» известного фильма «Top gun»), то МиГ-23 служил предметом насмешек. Между тем советский истребитель активно использовался в самых разных военных конфликтах и остается в строю и сегодня, в то время как «великолепный» F-14 имел весьма ограниченное боевое применение, и уже давно выбыл из состава палубной авиации.
История разработки истребителя МиГ-23
В 1958 году в СССР был построен экспериментальный истребитель Е-8. От всех прежних самолетов, созданных в конструкторском бюро Микояна и Гуревича, его отличала компоновка носовой части фюзеляжа – воздухозаборник двигателя «переехал» вниз, что дало возможность разместить перед кабиной пилота радиолокационную станцию с большим диаметром антенны. Спустя два года, когда советское правительство направило в КБ поручение о разработке нового многоцелевого истребителя для замены МиГ-21, именно Е-8 первоначально получил обозначение МиГ-23.
Самолет предполагалось оснастить намного более совершенным оборудованием, чем имелось на борту у «двадцать первого» МиГа, однако, испытания опытной машины проходили неудачно, а разработка нового прицела и радиолокационной станции затянулись. Кроме того, произошли изменения концепции боевого применения фронтовых истребителей: теперь «заказчик» потребовал обеспечить эксплуатацию таких самолетов с укороченных взлетно-посадочных полос.
Новый проект получил обозначение МиГ-23ПД. Его главной особенностью стало размещение на борту двух дополнительных «подъемных» двигателей. Этот самолет демонстрировался в 1967 году на авиационном празднике в Домодедово и произвел огромное впечатление на зрителей, которые не понимали, что это был первый и последний публичный показ, так как было принято решение о сворачивании дальнейших работ по проекту.
Причиной для очередной «смены курса» стали как результаты испытаний, показавшие непрактичность установки подъемных двигателей, беспощадно пожиравших горючее, так и штудирование западных изданий, в которых рассказывалось о больших перспективах самолетов с изменяемой геометрией крыла. Следует отметить, что такой вариант уже прорабатывался конструкторами, но его дальнейшему развитию мешали негативные экспертные оценки, дававшиеся специалистами по аэродинамике.
Первый полет на истребителе МиГ-23II, получившим крыло с изменяемой в полете стреловидностью, был выполнен 26 мая 1967 года. Масса этого самолета заметно увеличилась, по сравнению, например, с Е-8, поэтому его оборудовали форсированным двигателем. В 1968 году МиГ-23 был передан на государственные испытания, которые продолжались до 1972 года. Одна из причин столь значительной длительности – отсутствие проектного бортового оборудования. Ни РЛС, ни прицел, ни теплопеленгатор не были подготовлены «смежниками» в установленные сроки. По этой причине оборудование для первых серийных МиГ-23 по характеристикам ничем не отличалось от того, которыми обладал МиГ-21.
К сожалению, ранние модификации МиГ-23 имели склонность к сваливанию в штопор на докритических углах атаки, что привело к гибели нескольких лётчиков-испытателей. Новые трагедии последовали после того, как самолет передали в войсковые части. Ситуация усугублялась тем, что выйти из штопора было трудно, а для лётчика средней квалификации – практически невозможно.
Этот недостаток проявлялся даже у модификации МиГ 23МФ, и справиться с ним удалось далеко не сразу. По горизонтальной и вертикальной маневренности новый истребитель уступал как американскому F-4E, так и своему предшественнику МиГ-21, что буквально деморализовало летчиков.
Ситуация улучшилась лишь после появления в частях МиГ-23МЛ. Эта машина смогла наконец-то стать «истребительной», обретя хорошие разгонные и маневренные характеристики. В таком варианте советский самолет был даже способен вести успешные бои с ранними вариантами американских истребителей четвертого поколения. В дальнейшем на базе этой модификации был создан перехватчик МиГ 23П, а затем и совершенный вариант – МиГ-23МЛД.
Описание конструкции реактивного самолёта
МиГ-23 представляет собой высокоплан с крылом переменной стреловидности.
Фюзеляж
Наряду с кабиной пилота, в фюзеляже размещается радиолокационная станция, закрытая обтекателем, три внутренних бака, пушка ГШ-23Л и двигатель. Кроме того, предусмотрен отсек для передней стойки шасси. Основа фюзеляжа – шпангоуты и панели, часть из которых соединена при помощи заклёпок, а для крепления других использована электросварка.
Крыло
Неподвижная часть крыла образует центральный отсек, в котором находятся топливные баки и узлы, при помощи которых к центроплану присоединяются поворотные консоли. Они приводятся в движение гидромотором СПК-1. Конструкция консолей – двухлонжеронная. Носок крыла может отклоняться летчиком на 20 градусов при помощи гидросистемы. Для изготовления механизации крыла применялся не только алюминий, но и титан, что было вызвано сильным нагревом на высоких скоростях полета.
Система управления полётом
Пилот может изменить направление движения, направить самолет вниз или вверх при помощи ручки. Крен задается педалями. В кабине имеется специальный рычаг, при помощи которого изменяется угол стреловидности крыла. Самолет оборудован тормозными щитками, использующимися для снижения скорости как в посадочном режиме, так и во время маневрирования. Эффективность стабилизаторов усилена благодаря установке на крыло интерцепторов. Кроме того, имеется механический синхронизатор, предотвращающий рассогласование закрылков.
Силовая установка
Наиболее «продвинутая» модификация машины, МиГ 23МЛД, оснащается турбореактивным двигателем Р-35-300. Более ранние варианты комплектовались силовыми установками Р29Б-300 и Р27Ф2М-300. Чтобы все эти двигатели можно было запустить на большой высоте, на истребителе устанавливалась система кислородной подпитки.
Система управления воздухозаборниками двигателей
Изменение параметров работы воздухозаборников может осуществляться как вручную, так и автоматически. Для этого самолет оснащен системой УВД-23, которая способна самостоятельно выбрать одну из трех программ управления, в зависимости от того, в каком режиме полета находится истребитель. Ручной режим является аварийным.
Гидравлическая система
На МиГ-23 устанавливались две системы гидравлики – общая и бустерная. Первая из них обеспечивала подачу усилий на механизмы выпуска и уборки шасси, руля поворота, стабилизатора, поворотного гребня, обычных и воздушных тормозов и закрылков.
Вторая предназначалась для уборки и выпуска аварийного турбонасоса, а также частично обеспечивала часть усилий для интерцепторов и стабилизатора. Кроме того, обе гидросистемы использовались для поворота консолей крыла.
Электрооборудование
Бортовые системы МиГ-23 потребляют как постоянный, так и переменный ток. В качестве их источников используются генераторы ГСР-СТ-18/70 КИС и СГК-30/1.5. Имеются также аварийные источники – батареи 15-СЦС-45Б и электромашинный преобразователь.
При наземном обслуживании самолета подача электричества осуществляется через внешние стандартные разъемы.
Шасси и тормозной парашют
Самолет МиГ 23 имеет три стойки шасси – переднюю, с поворотными колесами, и две основные. Механизм уборки и выпуска – гидравлический. Кроме того, установлена резервная пневматическая система (на ранних вариантах была основной). Колёса боковых стоек шасси оборудованы тормозами с гидравлическим приводом.
В нижней части киля истребителя имеется контейнер, в котором размещен специальный парашют, создающий дополнительное торможение при посадке. Летчик может применить это средство, нажав на одну из кнопок в кабине.
Топливная система
Баки для горючего размещаются на самолете МиГ-23 внутри крыльев и фюзеляжа. Количество этих емкостей первоначально составляло 10, но затем истребитель облегчили. На модификациях МиГ-23МЛ и МЛД осталось 4 крыльевых и 3 фюзеляжных бака. Это сократило боевой радиус, но существенно улучшило маневренность.
Следует упомянуть о том, что топливо во время полета применяется в качестве хладагента. Кроме того, предусмотрено использование подвесных баков: два из них могут подвешиваться под крылом, и еще один – под фюзеляжем.
Приборное и кислородное оборудование
На МиГ-23 имеются все приборы, необходимые для самолетов этого класса. С их помощью летчик, в частности, может контролировать:
- Высоту полета;
- Положение относительно горизонта;
- Состояние воздухозаборника;
- Текущую перегрузку;
- Угол атаки;
- Обороты двигателя;
- Остаток топлива;
- Давление в гидросистеме.
Основная часть указателей размещена на приборной доске.
Истребитель, кроме того, комплектуется шестью баллонами с кислородом. Система жизнеобеспечения подает этот газ в гермошлем или маску на высоте, превышающей 8 000 метров, а на более низких эшелонах летчик дышит смесью, по своему составу близкой к атмосферному воздуху. Предусмотрен аварийный режим работы кислородного оборудования, включающийся в случае разгерметизации кабины.
Тактико-технические характеристики
МиГ-23 производился во многих модификациях. Наиболее совершенным вариантом был МиГ-23МЛД, выпускавшийся с 1984 по 1985 год. Его характеристики были таковы:
Взлетный вес | 14,77 тонны нормальный, 20,1 тонны — максимальный |
Вес самолета без топлива и вооружения | 10,23 тонны |
Запас горючего во внутренних баках | 3,7 тонны |
Длина самолета | 16,7 м |
Высота | 5 м |
Размах крыла | От 7,78 до 13,97 м |
Мощность двигателя | До 8 550 кгс в нормальном режиме, до 13 000 кгс на форсаже |
Дальность полета | 900 км на малой высоте, 1450 км при полете в стратосфере |
Максимальная скорость | 2500 км/ч на высоте, 1400 км/ч у земли |
Крейсерская скорость | 990 км/ч |
Практический потолок | 18 600 м |
Эксплуатационную перегрузку для модификаций МЛ и МЛД удалось довести до 8,5G, что позволяло истребителю вести активные маневренные бои.
Преимущества и недостатки истребителя
Самолет МиГ-23 обладает следующими положительными качествами:
- Возможность выполнения длительного полета на крейсерской скорости при выборе оптимального угла стреловидности крыла;
- Хорошие взлетно-посадочные характеристики;
- Истребитель может летать с довольно внушительной полезной нагрузкой;
- Самолет способен применять многие виды оружия как по воздушным, так и по наземным целям;
- МиГ-23 быстро разгоняется, опережая некоторые истребители четвертого поколения.
Недостатков у МиГ-23 очень много. Часть из них, впрочем, была устранена уже в ходе эксплуатации.
Вот лишь некоторые из минусов:
- Плохой обзор из кабины пилота;
- Затрудненный вывод из штопора (на ранних модификациях);
- Недостаточно хорошая маневренность (кроме модификаций МЛ и МЛД);
- Невысокие характеристики бортовой РЛС и ракет «воздух-воздух». Справедливости ради нужно сказать, что по этому критерию самолет сравнивают обычно с истребителями четвертого поколения, что едва ли правильно;
- Сложность наземного обслуживания и ремонта.
Возможно, со временем МиГ-23 удалось бы улучшить, однако, после распада СССР все работы в этом направлении были свёрнуты. Основным фронтовым истребителем стал МиГ-29.
Основное вооружение МиГ-23
Истребитель оснащался пушкой ГШ-23Л, сконструированной по так называемой «схеме Гаста» — орудие имеет два поочередно стреляющих ствола. Все остальные системы вооружения размещаются на пяти узлах подвески – четыре подкрыльевых и один подфюзеляжный.
Общий вес полезной нагрузки составляет 2 тонны. Возможны полеты «в перегруз» — до 4 тонн, но при этом снижается запас топлива на борту.
МиГ-23 мог применять следующие виды оружия:
- Ракеты «воздух-воздух» Р-23Т и Р-23Р. Дальность пуска – 35км, способна поражать цели на фоне подстилающей поверхности;
- Ракеты «воздух-воздух» Р-13 (К-13). Дальность пуска – до 15 км;
- Высокоманевренные ракеты «воздух-воздух» Р-60. Дальность пуска – до 10 км;
- Ракеты «воздух-поверхность» Х-23М. Запускались с дистанции до 10 км, наведение – радиокомандное;
- Блоки для запуска неуправляемых ракет С-5 и С-8;
- Бомбы калибром от 100 до 500 кг. Для применения шестнадцати 100-килограммовых бомб, на самолет подвешивали многозамочные балочные держатели.
Кроме того, могли использоваться зажигательные баки и разовые бомбовые кассеты. Поздние модификации самолета вооружались усовершенствованными ракетами Р-24 и Р-73 (вместо Р-23 и Р-60, соответственно).
Модификации истребителя
Наиболее известны следующие варианты самолета МиГ-23:
- «23-11». Предсерийная модификация, состоявшая из десяти истребителей. Один из них предназначался для проведения статических наземных испытаний, остальные были опытными самолетами;
- МиГ-23С. Первая модификация, строившаяся серийно. Оснащалась упрощенным бортовым оборудованием, поскольку «штатное» еще не было готово;
- МиГ-23Л. Эти самолеты, выпускавшиеся с 1971 года, получили теплопеленгаторы ТП-23, радиолокационные станции «Сапфир-23Л», а затем и прицел АСП-23Л;
- МиГ-23М. Первая модификация, вооруженная ракетами средней дальности Р-23Р и Р-23Т. Самолет оснащен отклоняемым носком крыла. Кроме того, выросла мощность силовой установки;
- МиГ-23МС. Эта модификация была предназначена для поставки на экспорт. От МиГ-23М отличается упрощенным оборудованием. В частности, вместо РЛС «Сапфир-23Д» установлен радар от самолета МиГ-21;
- МиГ-23МФ. Еще один «экспортный» вариант истребителя. В целом соответствует самолету МиГ-23М, незначительно отличаясь в худшую сторону по характеристикам бортового оборудования;
- МиГ-23МЛ. Облегченный вариант истребителя. Выпускался с 1974 года. Чтобы снизить массу, удалён один из фюзеляжных баков. Кроме того, самолет получил более мощный двигатель — Р35Ф-300. Заменено электронное оборудование, улучшены характеристики бортовой РЛС, теплопеленгатора и прицела;
- МиГ-23П. Представляет собой перехватчик, заменивший в частях ПВО устаревший Су-9;
- МиГ-23МЛД. Эта модификация считается лучшей. Строился такой самолет с 1984 года. Аэродинамическая схема усовершенствована, повысилась маневренность. В очередной раз улучшены характеристики работы бортового оборудования, особенно радиолокационной станции. Самолет оснастили устройствами для запуска тепловых ловушек, защищающих истребитель от любых ракет с инфракрасной головкой самонаведения;
- МиГ-23МЛГ и МЛДГ. Экспериментальные самолеты для испытаний станций, создающих активные помехи для радаров;
- МиГ-23Б. Истребитель-бомбардировщик. Изготовлена небольшая серия (24 самолета) в 1971году. Машина комплектовалась прицельно-навигационным комплексом «Сокол-23С». У этой модификации нет радиолокационной станции;
- МиГ-23БН. Крупносерийный истребитель-бомбардировщик. Производился с 1973 по 1985 год. Дальнейшее развитие этого варианта машины привело к созданию самолета МиГ-27.
Кроме того, на базе МиГ-23 создавались летающие лаборатории для испытаний различных систем и вооружения, предназначенных для истребителей четвертого поколения.
Применение в военных действиях
Самолеты МиГ-23 в больших количествах поставлялись за рубеж, что привело к их широкому применению в различных вооруженных конфликтах. Наибольшую известность получили эпизоды столкновений этих истребителей с американскими F-15 и F-16, находившимися на вооружении израильских ВВС. В большинстве случаев МиГи такие бои проигрывали, что объясняется как техническим превосходством истребителей четвёртого поколения, так и откровенно провальной тактикой, применявшейся командованием «арабской» авиации.
Некоторые МиГ-23 первых модификаций были захвачены противником и переданы в США, где в ходе учений Red Flag выяснилось, что они во многих случаях способны выигрывать поединки с американскими самолетами. Довольно удачно истребители МиГ-23МЛ применялись кубинскими пилотами во время войны в Анголе.
Использование различных модификаций МиГ-23 в качестве ударного самолета практически во всех случаях было очень эффективным. В частности, во время войны между Ливией и Чадом в 1983 году именно эти истребители-бомбардировщики обеспечили успех ливийского наступления, нанеся тяжелейшие потери наземным войскам противника.
СССР использовал МиГ-23 в Афганистане, в основном для нанесения ударов по наземным целям. Произошло также несколько стычек «с переменным успехом» с пакистанскими истребителями F-4 и F-16. Оценивать результаты этих воздушных боев сложно. Достаточно сказать, что один из F-16 предположительно подорвался на бомбах, сброшенных с советского самолета – случай довольно нелепый.
Сегодня МиГ-23 активно применяется в ходе гражданской войны в Сирии, атакуя наземные цели мятежников.