«Черная акула», более известная под названием Ка-50, — ударный российский вертолет, приспособленный для ликвидации летательных аппаратов и наземной бронетехники врага. Модель отличается впечатляющими аэродинамическими показателями. Но, несмотря на высокие конкурсные результаты, «Черная акула» оказалась слишком инновационной для времени своего возникновения, поэтому была вытеснена технически более привычной моделью Ми-28.
История создания
Разрабатывать ударный вертолет начали в 1976 году по приказу Совета Министров СССР. Целью разработчиков — конструкторских бюро Миля и Камова — было создание летательного аппарата, превосходящего по боевой силе Ми-24 и не уступающего американскому АН-64. Ответственным инженером назначили Михеева, который славился нестандартным подходом к созданию вертолетных конструкций.
Бюро Камова создавало преимущественно морские вертолеты, поэтому «Черную акулу» оснастили характерным для таких моделей соосным двойным винтом. Аппарат обрел повышенную силу подъема при сохранении мощности. Скорость движения лопастей ускорилась, благодаря уменьшению их диаметра. А общая масса вертолета снизилась, благодаря исключению рулевого винта.
Наиболее значимой особенностью Ка-50 стало сокращение экипажа до единственного пилота. Это стало возможным, благодаря установке инновационных систем прицела и навигации. Вертолет Ка-50 стал первой моделью, в которую внедрили кресло для катапультирования.
Стараниями разработчиков модель Ка-50 обрела следующие аэродинамические характеристики:
- КПД несущей основы 20 %;
- исключение вибрации при движении на высокой скорости;
- посадку и взлет на ограниченной площади с устойчивостью к ветровому усилию;
- высокую маневренность.
На вооружение российской армии «Черная акула» поступила в 1995 году. В том же году при праздновании Дня Победы вертолет сделал первый вылет. Выпуск Ка-50 был завершен в 2009 году.
Конструкция вертолета
Ка-50 — одноместный вертолет с 2-мя двигателями, имеющий прямое крыло по большому удлинению, отличающийся развитостью вертикально и горизонтально направленной «перьевой» системы.
Фюзеляж Ка-50 сделан из алюминиевого сплава с включением 30 % композитных материалов. Он разбит на 3 части: переднюю, заднюю и хвост. Доступ к агрегатам и механическим деталям открывается не через типичные для авиационного транспорта люки, а через откидные панели.
Переднюю часть фюзеляжа занимает кабина, в «носу» находятся устройства наведения и обзора. Кабина вертолета Ка-50 имеет усиленное бронирование, не пропускает пули до 12,7 мм и осколки снарядов до 23 мм. Переднее и боковые стекла кабины бронированные, остальные сделаны из оргстекла. Окна сверху и справа открываются, чтобы пилот мог аварийно покинуть вертолет. В задней части фюзеляжа находится разное функциональное оборудование, в том числе радиоэлектронное.
Крылья у «Черной акулы» прямые, стреловидные по заднему краю, имеют размах 7,3 м. Они дополнены 4-мя узлами для подвешивания оружия до 2000 кг, а на концевых участках находятся системы УВ-26 для генерирования пассивных помех. У Ка-50 «перьевая» система включает основной и 2 боковых киля, устройство стабилизации и руль с аэродинамическим компенсатором.
Шасси Ка-50 имеет 3 стойки и базу 4910 мм. Встроены демпферы колебаний. В носовой части находится переднее 2-колесное шасси 400×150 мм. Основные шасси 700×250 мм располагаются в задней части фюзеляжа.
Ка-50 функционирует на 2-х газотурбинных, синхронизированных по мощности двигателях ТВ3-117ВМА. Мощность каждого составляет 2200 л. с. Запускаются двигатели посредством силовой системы АИ-9В. Они способны работать еще 30 минут после израсходования масла. Трансмиссия Ка-50 представляет собой основной и 2 промежуточных редуктора.
Несущая система включает 2 втулки винта, каждая имеет 3 механизма фиксации лопастей диаметром 14,5 м. Лопасти остаются работоспособными при обильном обстреле снарядами 20 мм. Винты вращаются в противоположные стороны: верхний по движению стрелки, нижний — обратно.
Основные топливные баки мягкие, тканево-резиновые, один находится за кабиной, второй — перед хвостом. Возможна установка подвесных баков для длительных перелетов.
Гидравлический комплекс вертолета Ка-50 включает два раздельных элемента, активируемых 2-мя насосами:
- общий комплекс для наведения оружия, выпуска и втягивания шасси, нагнетания рабочей жидкости в колесные тормозные камеры, обеспечения функциональности приводов руля в аварийной ситуации;
- основной комплекс для активации приводов руля и аварийного выдвижения шасси.
Электрическая система Ка-50 состоит из 2-х генераторов, выпрямителя и резервных аккумуляторов. Вертолет Ка-50 может питаться от внешнего источника с параметрами 115 B и 400 Гц.
Предусмотрена система подогрева против обледенения лопастей, лобового окна и внешних датчиков. Встроены омывательные механизмы и стеклоочистители. Для полета на высоте до 6000 м применяется кислородная система ККО-ВК-ЛП с вместимостью баллона 2 л, рассчитанного на 1,5 ч. Предусмотрен противогаз. Для катапультирования встроена парашютная система К-37-800 «Звезда», позволяющая безопасно покинуть вертолет, летящий на высоте до 4000 м со скоростью до 400 км/ч.
Навигационные, управленческие и связные комплексы Ка-50 включают целый ряд устройств.
Комплекс | Входящие в состав устройства |
прицельно-навигационно-пилотажная система ПрПНК-80 «Рубикон» для контроля координат, скорости и направления движения вертолета | 4 блока отображения данных и внешнего указания цели ЦВМ 20-751, один блок управления вооружением ЦВМ 80-30201, система ввода и вывода УВВ 20М-800 |
навигационно-пилотажная система ПНК-800 «Радиан» для автоматического пилотирования | автопилот, компас КИ-13, радиокомпас АРК-22, радиовысотомер А-036А, блок определения направления и положения в пространстве Ц-061К, блок высотных и скоростных показателей ИКВСП-В1-2, планшет ПА-4-3 для демонстрации положения вертолета посредством светоиндекса на ленточной карте, доплеровский датчик скорости и угла сноса ДИСС-32-28 |
обзорно-поисковая и прицельная система И-251В «Шквал-В» | телевизионный аппаратный комплекс с широким и узким обзором, с лазерным указателем цели и блоком наводки ракет по лазеру, стабилизатор изображения, устройство автоматического преследования распознанного объекта, электронно-лучевой телеиндикатор ИТ-23МВ |
нашлемный указатель цели «Обзор-800» | активатор системы «Шквал-В» и механизма автонаведения ракет «воздух-воздух» при поворотах головы пилота на 60° вправо и влево в горизонтальном направлении и от –20° до +45° в вертикальном |
УКВ-радиостанция | аппарат телекодировки Р-800Л1 для открытой и закрытой связи с диспетчерскими и командными пунктами, устройство Р-898 для телефонной связи с наземными объектами |
другие комплексы и устройства | система управления вооружением СУО-800М, блок «Ранет» для выведения оружейных и навигационных данных на телеиндикатор и лобовой оконный индикатор, аварийно-уведомительная сигнализация САС, блок беспрерывного контроля работоспособности аппаратов и механизмов вертолета «Экран», устройство «Тестер УЗ» для сбора информации о полете за 3 часа, аппарат речевой аварийной сигнализации «Алмаз-УП-48», радиолокационный прибор определения территориальной принадлежности |
Вооружение
Конструкцией вертолета Ка-50 предусмотрена перевозка большого перечня разного оружия, отечественного и импортного, общим весом в пределах 2800 кг. Перечислим комплекс вооружения «Черной акулы»:
- Автоматическая пушка 2А42 30 мм с одним стволом и ленточной подачей. Оружие несъемное. Возможно использование осколочных фугасных либо бронебойных снарядов. Очередность стрельбы варьируется от 350 до 550 выстрелов в минуту с автоматическим прерыванием очереди через каждые 10 или 20 снарядов. Вместимость патронных ящиков — до 460 выстрелов. Отклонение пушки при прицеливании составляет от -2° до +9° в горизонтальном направлении и от –37° до +3° в вертикальном. Пушка поражает цель с расстояния 4000 м.
- Пушки ГШ-23Л 23 мм с запасом на 500 выстрелов. Они могут быть размещены на фиксаторах наружной подвески в контейнерах УПК-23-250.
- Управляемые противотанковые ракеты «Вихрь». Находятся по 6 экземпляров на 2-х установках УПП-800. Поражают объекты с повышенной бронезащитой с расстояния до 10000 м. При прицеливании по лазеру со стабильной высотой полета ракетная установка может отклоняться на -12° в вертикальном направлении.
- Блоки неуправляемых ракет Б-8В20А или Б-13Л5. Первых может быть 4 штуки по 20 ракет 80 мм, вторых — 2 штуки по 5 ракет 122 мм.
- Бомбы: фугасные ФАБ от 100 до 500, разовые кассетные РБК-250 и 500, зажигательные баковые ЗБ-500. Предусмотрены контейнеры для бомбовых припасов малых габаритов.
Модификации
Выпущено несколько модифицированных моделей вертолета Ка-50, различающихся назначением:
- Ка-50Ш — ночная модель ударного назначения;
- Ка-50Н — ночная модель ударного назначения, прошедшая значительную модификацию, выглядит несколько иначе, чем оригинальный вертолет, имеет под «носом» фюзеляжа инфракрасный прицел «Самшит-50Т»;
- Ка-50-2 «Эрдоган» — 2-местный вертолет, выполненный по стандартам НАТО с использованием оружия и электронной «начинки» израильского производства;
- Ка-52 «Аллигатор» — 2-местный вертолет ударно-разведывательного назначения.
Технические характеристики
Вертолет Ка-50 «Черная акула» имеет следующие тактические и технические параметры:
- длина вертолета — 13,5 м;
- высота — 4,9 м;
- ширина — 7,3 м;
- диаметр винта — 14,5 м;
- масса вертолета без весовой нагрузки —7690 кг;
- масса с весовой нагрузкой — 10000 кг;
- оптимальный взлетный вес — 9800 кг;
- предельный взлетный вес — 10800 кг;
- оптимальная расходуемая в бою масса — 610 кг;
- предельная расходуемая в бою масса — 1800 кг;
- максимальная летная скорость — 390 км/ч;
- крейсерская летная скорость — 270 км/ч;
- предельная высота в статическом состоянии — 4000 м, в динамическом — 5000 м;
- скорость горизонтального бокового и заднего движения до 80 км/ч;
- скорость взлета 20 м/с;
- летное расстояние с оптимальным взлетным весом — 460 км;
- перегоночное расстояние — 1160 км;
- предельная нагрузка при эксплуатации — 3,5 единиц.
Где используется
Вертолет Ка-50 «Черная акула» предназначен для боевой и разведывательной цели. Прибыв на место боевых действий, пилот, не покидая кабины вертолета, посредством высокотехнологичного оборудования получает подробную информацию о своем местопребывании и вражеской дислокации. Оружие наводится тоже посредством оборудования с возможным отклонением до нескольких метров. Произведя атаку, Ка-50 сразу покидает место, чтобы избежать контратаки ПВО.
Ударную группу Ка-50 сформировали в ноябре 1999 года с целью тестирования боевого использования вертолета и его навигационной системы. С конца декабря 2000-го до середины февраля 2001 года ударная группа, включающая два вертолета Ка-50, участвовала в операции в Чечне.
Отличия от других вертолетов
Пилоты, тестировавшие Ка-50, отмечали его явное превосходство в плане навигации и ведения боя над вертолетом Ми-24. А по аэродинамическим качествам «Черная акула» значительно лучше всех военных вертолетов аналогичного периода разработки.
Главный конкурент «Черной акулы» — американский АН-64 «Апач». Они похожи по технико-тактическим характеристикам. Но средняя скорость полета Ка-50 немного ниже, чем «американца». Зато максимальную высоту взлета «Черной акулы» не может преодолеть ни «Апач», ни какой-либо другой вертолет.
Интересные факты
Ни одно государство до 2007-го не имело в армии вертолеты с соосными винтами, позволяющими быстро набирать высоту, выполнять фигуры высшего пилотажа. Россия с ее «Черной акулой» оказалась первопроходцем.
Главное тактическое достоинство Ка-50 — способность пролетать на расстоянии всего 1,5 м над земной поверхностью, при необходимости резко взмывая ввысь.
На эксплуатацию вертолет «Черная акула» поступил только в 1995 году. До этого в течение 13 лет шло тестирование.
Произведено только 15 экземпляров Ка-50. Из них два разбились: один сразу в начале тестирования, второй в 1998 году.