fbpx

Небесный класс: для чего изобрели фигуры высшего пилотажа

Российские «Русские витязи» продемонстрировали на авиабазе в Кубинке новую фигуру — «Большой цветок».

Как выглядит новая фигура? Кто и для чего придумал элементы высшего пилотажа, и почему петлю Нестерова называют «мертвой»?

Это тренировочный полет Русских витязей в Подмосковье. Сначала пилоты демонстрируют уже известные фигуры: горка с разворотом, бочка и мертвую петля, а затем удивляют авиаспециалистов неожиданным маневром. Истребители взмывают на высоту один километр, и расходятся в разные стороны. Траектория полета при этом напоминает стебель и лепестки.

Большой цветок
Большой цветок

По словам специалистов, высший пилотаж подразделяется на несколько видов: есть простой пилотаж, сложный и высший пилотаж. В высший пилотаж входят фигуры, которые могут выполнять далеко не все летательные аппараты. А простой пилотаж могут выполнять практически все самолеты.

В Британии на авиашоу Фарнборо неповоротливый грузовой самолет Ci-130 выполнил знаменитую «Мертвую петлю». Обычно такой вираж по силам лишь истребителю.

Мертвая петля
C-130 выполняет мертвую петлю

Трудно поверить, но этому маневру уже сто шесть лет. Первым в мире его совершил русский летчик Петр Нестеров в 1913 году. На заре авиации трюк считали невыполнимым: самолеты не выдерживали нагрузок, ломались, а пилоты гибли. Поэтому петлю назвали «мертвой». К освоению этой петли летчики подходили очень осторожно. Сначала делали обыкновенный набор высоты, без крена и скольжения, то есть до определенных углов. Смотрели на поведение машины, что с ней будет дальше. Нестеров настолько был уверен в успехе, что даже не пристегнулся ремнями.

Петр Нестеров
Петр Нестеров

Мертвая петля открыла историю высшего пилотажа. Очень часто именно российские летчики демонстрировали, на что способен самолет.

Автор знаменитого Штопора — пилот Константин Арцеулов, наставник легендарного советского аса Валерия Чкалова. В сентябре 1916 года в небе над Севастополем Арцеулов несколько раз сознательно ввел самолет в штопор, и успешно вышел из него. Сегодня этот маневр входит в обязательную программу подготовки военных летчиков.

Константин Арцеулов
Константин Арцеулов

Умение выполнять фигуры высшего пилотажа, как утверждают специалисты, обусловлено самим характером боевых действий. То есть в вас стреляют — вам необходимо убежать из-под огня противника. А для этого надо переместить летательный аппарат из одного положения в другое за максимально короткое время.

Эти архивные кадры сняли в 1988 году на авиасалоне Фарнборо. Советский летчик-испытатель Анатолий Квочур на МиГ-29 впервые продемонстрировал фигуру высшего пилотажа «Колокол». Самолет вертикально набирает высоту, а затем скользит хвостом вниз. Перед этим истребитель неподвижно зависает в воздухе.

По словам военных пилотов, Колокол — это не просто эффектный трюк. В момент зависания на нулевой скорости истребитель становится невидимым для радаров и ракет с радионавигационным наведением на цель. От него не отражается сигнал.

Колокол
Колокол

Фигуры высшего пилотажа — это еще и тест для самолетов. Испытания позволяют понять, какие нагрузки может выдержать современная техника. Например, в Израиле МиГ-25 «убегал» от ракеты. Максимальная расчетная скорость самолета была 3000 километров в час. Но летчик этот лимит превысил. Как уверяют военные эксперты, израильтяне на своих радарах видели скорость МиГа 5000 километров в час, но герметик фонаря кабины сплавился.

Сегодня фигуры высшего пилотажа выполняют не только на самолетах, но и на вертолетах. На этом фото пилоты группы «Беркуты» демонстрируют возможности боевого вертолета Ми-28Н.

Пилотаж на Ми-28Н
Беркуты на Ми-28Н

Зарубежные авиаэксперты признают, что уникальная авиатехника и огромный опыт делают российских летчиков одними из самых опасных в мире.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них