fbpx

Советский легкомоторный самолет Як-12

Як-12
Легкий самолет Як-12 в «военной» окраске на полевом аэродроме

Малая авиация зачастую остаётся незаметной, ей трудно выделиться на фоне великолепных пассажирских лайнеров, огромных транспортников и хищных военных машин. Тем не менее её роль довольно велика – небольшие легкомоторные самолеты используются для доставки почты, для обработки полей и в качестве летающей «скорой помощи». Вертолёты не могут взять на себя все эти функции, да и эксплуатация их обходится намного дороже. В СССР к легкомоторной авиации относились довольно серьёзно, а одним из лучших её образцов стал самолет Як 12, появившийся в первые послевоенные годы и быстро завоевавший значительную популярность.

История создания

В довоенные годы основным самолетом советской малой авиации являлся хорошо известный «кукурузник» У-2, впоследствии получивший название По-2. Эту машину лётчики очень уважали, но в середине 40-х годов прошлого века она уже откровенно устарела. Необходимо было заменить заслуженного ветерана чем-то более современным.

За решение этой задачи взялся известный советский авиаконструктор А.С. Яковлев. Ему уже приходилось разрабатывать легкие самолеты: еще во время войны он создал сразу два новых проекта, первоначально обозначенных как Як-13 и Як-14. Они значительно отличались между собой, прежде всего, по аэродинамической схеме. В частности, Як-13 имел убирающиеся шасси и представлял собой низкоплан, а Як-14 являлся подкосным высокопланом.

Самолет Як-13
Опытный легкий самолет Як-13. В серию не пошел

И на первом, и на втором самолете предполагалось установить двигатель М-11ФМ – одну из модификаций мотора с воздушным охлаждением, созданного еще в 20-е годы. Як-14 был явно проще по своей конструкции, что и предопределило выбор в пользу именно этой машины. В целях упорядочения технической документации и чертежей, самолет вскоре переименовали в Як-10 и отправили на государственные испытания. Они состоялись летом победного, 1945 года.

Несмотря на то, что в целом новая машина оценивалась положительно, ей явно не хватало мощности силовой установки. По этой причине на Як-10 установили улучшенный вариант двигателя – М-11ФР-1, который развивал мощность в 160 лошадиных сил. Одновременно в ОКБ изучалась возможность создания учебной и санитарной модификации – впоследствии эти наработки пригодились.

Конструкция самолета постепенно совершенствовалась. На крыле установили предкрылок, изменили его размах и площадь, уменьшили габариты гаргрота, размещенного за грузовой кабиной. Внесены были некоторые изменения и в конструкцию шасси. В результате Як-10 был трансформирован в Як-12. Первая такая машина была собрана в октябре 1947 года и вскоре поднялась в воздух.

Одной из основных целей, которую преследовали конструкторы, было максимально возможное сокращение длины пробега и разбега нового самолета. Для первых модификаций Як-12 эти величины составляли, соответственно, 45 и 60 метров. Для сравнения можно отметить, что Як-10 при выполнении посадки полностью останавливался через 125 м, а перед взлётом совершал пробег в 260 метров.

Самолет Як-10
Самолёт Як-10. От серийного Як-12 внешне отличается скругленными законцовками крыла и рядом более мелких деталей

7 мая 1948 года началось серийное производство Як-12, в ходе которого осуществлялись дополнительные доработки и устранение недостатков, выявленных во время войсковых испытаний.

Наиболее принципиальным эпизодом в дальнейшей судьбе самолета стало его переоснащение новой силовой установкой. Мотор АИ-14Р был намного мощнее прежнего двигателя (260 лошадиных сил против 160), но поначалу страдал от «детских болезней». Из-за этого существенно затянулась и доводка Як-12Р. Несколько усложнило ситуацию странное недоразумение, описанное в биографии Яковлева – самолет с новым двигателем не сумел вовремя доставить почту И.В.Сталину. Этот малозначимый сам по себе инцидент совпал по времени с катастрофой другой такой же машины. В итоге производство Як-12Р остановили, и даже начали расследование, грозившее конструкторам серьёзными неприятностями. Но всё обошлось, и выпуск новой модификации продолжился.

В дальнейшем появлялись дополнительные варианты Як-12. Один из них, сделанный уже в 1960 году, стал даже бипланом.

Легкомоторные самолеты Яковлева широко применялись в гражданской авиации, в войсках, в аэроклубах, их использовали для доставки грузов, воздушного пожарного патрулирования, эвакуации больных и раненых. Эксплуатация Як-12 продолжается даже сейчас, несмотря на проникновение на российский рынок многочисленных легких самолетов иностранного производства.

Конструкция

Чертеж Як-12
Чертеж основных элементов самолета Як-12

Як-12 представляет собой моноплан с высокорасположенным крылом, консоли которого поддерживаются подкосами, упирающимися в фюзеляж. Конструкция – смешанная. Часть самолета изготовлена из дуралюмина, использована также сталь, дерево и полотно. Как показывают чертежи Як 12, внутреннее устройство этой машины довольно простое.

Шасси

Одномоторный самолет Як-12 оснащен неубирающимся шасси простой конструкции, состоящим из двух основных стоек и хвостового колеса, которое по диаметру в три раза меньше остальных. Первоначально все амортизаторы были резиновыми, однако, впоследствии использовались и гидравлические устройства, в частности, на Як-12М. Колеса оборудованы тормозами. В зимнее время машина может устанавливаться на металлические лыжи.

Неоднократно делались попытки превратить Як-12 в гидросамолет, заменив обычное шасси на поплавки, однако, их значительный собственный вес и возросшее аэродинамическое сопротивление слишком сильно ухудшало скоростные характеристики машины.

Фюзеляж

Корпус многоцелевого самолета Як-12 собирался на основе сварного ферменного каркаса, состоявшего из прочных стальных труб. Носовая часть фюзеляжа обшита листами дюралюминия. Из этого же материала сделан и капот двигателя. Основу для полотняной обшивки задней части фюзеляжа образует опалубка, прикрепленная к каркасу и сделанная из дерева, как и два гаргрота – верхний и нижний.

На левой стороне самолета расположена дверь грузовой кабины, внутри которой размещены два сложенных пассажирских кресла. Спинка сиденья, расположенного рядом с местом пилота, складывается вперед, что позволяет разместить в кабине носилки с больным или раненым.

Приборная панель Як-12А
Рабочее место пилота Як-12А

В кабине, помимо лобового остекления, имеется четыре боковых окна, по два с каждого борта. Еще одно, длиной почти во всю кабину – на потолке. На ранних модификациях сверху не было сплошного остекления, использовались три отдельных окна. Такие легкомоторные самолеты на фото почти не встречаются.

Крыло и оперение

Консоли двухлонжеронного крыла Як 12 сделаны из дерева. Обшивка – в основном полотняная, на некоторых участках, например, на носке, – фанерная. Рулевые поверхности, закрылки щелевого типа и элероны сделаны на основе лонжеронов, каждый из которых представляет собой трубу, изготовленную из дюралюминия. Обшивка всех этих элементов – полотняная.

Подобным образом устроено и хвостовое оперение машины. Каждый из его элементов представляет собой лёгкий металлический каркас, обтянутый полотном.

Силовая установка

Полет Як-12 обеспечивает один двигатель воздушного охлаждения. На исходной модели это был мотор М-11ФР-1, выпускавшийся с 1948 по 1952  года. При собственном весе в 165 килограммов, этот мотор имел номинальную мощность в 140 лошадиных сил, а на взлете был способен развить до 160 л.с.

Впоследствии на самолет устанавливался двигатель АИ-14Р. Этот мотор при выполнении взлета развивал уже  260 лошадиных сил. Иногда использовался форсированный вариант – АИ-14РФ мощностью до 300 л.с.

Передняя часть мотора Як-12 закрывается капотом, частью которого являются индивидуальные обтекатели для цилиндров.

Двигатель Як-12
Двигатель АИ-14Р с открытым капотом

Технические и летные характеристики

Як-12 – небольшой и очень лёгкий самолет. По этому критерию с ним могут уверенно поспорить только такие модели, как двухмоторный Ultraflight Lazair II. В то же время характеристики советской машины обеспечивают выполнение всех возложенных на нее задач.

Взлетный вес (максимальный) 1185 кг
Вес без горючего и нагрузки 830 кг
Длина самолета 8,36 м
Размах крыла 12 м
Высота 3,76 м
Максимальная скорость 194 км/ч
Крейсерская скорость 169 км/ч
Практический потолок 3000 м

Все характеристики даны для базовой модели самолета Як-12 с двигателем М-11ФР. Экипаж машины состоял из одного пилота, допускалась перевозка трех пассажиров. В санитарных модификациях на борт брался медицинский работник.

Достоинства и недостатки

Як-12, безусловно, являлся в послевоенные годы одним из лучших в мире легкомоторных самолетов.

Он обладает следующими преимуществами:

  1. Простота и надёжность конструкции;
  2. Удобное и легко осваиваемое управление. Самолет продолжает устойчивый полет с брошенной ручкой;
  3. Низкая стоимость строительства, ремонта и эксплуатации. «Подержанные» Яки продаются порой по цене легковых автомобилей;
  4. Способность к эксплуатации с плохо подготовленных, небольших по длине площадок;
  5. Безопасность. Почти все лётные происшествия, в которые попадали Як-12, были обусловлены «воздушным лихачеством» или нетрезвым состоянием пилота.
Маневрирование на Як-12
Маневрирование на Як-12

Недостатки этого самолета обусловлены в основном его немалым возрастом. Сегодня уже нет особого смысла создавать машины, частично изготовленные из фанеры и полотна. Эти материалы хотя и дёшевые, но быстро изнашиваются, что вызывает необходимость слишком частого выполнения «кузовного ремонта». Цельнометаллические машины намного более долговечны.

По аэродинамическому совершенству Як-12 явно уступает такому самолету, как «Сессна-172», который имеет сходные скоростные и маневренные характеристики, при несколько меньшей мощности мотора.

Иногда недостатком Яка называют его схему шасси с опорой на хвостовое колесо. Действительно, на рулении задранный вверх нос самолета значительно ограничивает видимость. Тем не менее практика показывает, что при посадке на грунтовые, плохо подготовленные аэродромы, «хвостовая» схема имеет определенные преимущества.

Модификации

Существует немало различных вариантов самолёта Як-12. Некоторые из них выпускались крупными сериями, другие так и остались опытными или экспериментальными машинами. Исходная версия, известная как «изделие 21А», предназначалась для военной авиации. Было построено свыше трёхсот таких самолетов.

Як-12А

Применялся военно-воздушными силами СССР в качестве связного, но подавляющее большинство таких машин использовалось в гражданской авиации. Общее их количество составило за все годы около полутора тысяч.

Макет санитарного Як-12А
Макет санитарного варианта Як-12А

Як-12А получил новое трапециевидное крыло. В отличие от базовой модели, консоли поддерживаются не двумя, а одним подкосом. Кроме того, переделано оперение машины. Изменен интерьер кабины, внутри которой появился полуштурвал вместо прежней  ручки управления.

Масса самолета заметно выросла – нормальный полетный вес достиг 1588 килограммов. Это, однако, не помешало увеличить как скорость (разница по сравнению с базовой моделью составляет примерно 30 км/ч), так и дальность. Ухудшились лишь высотные характеристики, да и то не на много. При этом пришлось несколько усилить конструкцию шасси.

Як-12М

Таких самолетов было построено более тысячи. Часть из них была собрана польскими предприятиями, получившими соответствующую лицензию. Применялись эти машины для проведения тренировок парашютистов, в сельском хозяйстве для обработки полей и уничтожения вредителей, а также в сфере здравоохранения – существовала санитарная субмодификация.

От базовой модели Як-12М отличается более крупными размерами хвостового оперения, в составе которого появился форкиль. Задняя часть фюзеляжа стала более вытянутой, что привело к удлинению самолета до девяти метров.

Вес машины без топлива и полезной нагрузки вырос до 1026 килограммов, что потребовало усиления целого ряда элементов: в первую очередь опор шасси, передних подкосов крыла и фюзеляжа. На хвостовом колесе был установлен гидравлический амортизатор. При использовании санитарного варианта самолета, в кабине размещался медицинский работник для сопровождения пациента в полете.

Як-12Р

Гидросамолет на основе Як-12Р
Опытный гидросамолет, построенный на основе Як-12Р

Эта модификация была, видимо, наиболее многочисленной – построено около двух тысяч самолетов. Основное отличие от базовой модели – двигатель АИ-14РФ мощностью в 260 лошадиных сил. Кроме того, увеличены размах и площадь крыла, которое стало цельнометаллическим (материал — дуралюмин). Перед хвостовым колесом установлен сошник – устройство, позволяющее существенно уменьшить длину пробега при выполнении посадки. При взлете сошник можно убирать.

Масса Як-12Р без горючего и полезной нагрузки – 912 кг. Использовался этот самолет как в ВВС, так и в гражданской авиации. Существовали также санитарный и транспортный варианты машины.

Як-12УТ

Эта модификация была создана для обучения пилотов. Самолет снабжен двойным набором органов управления, позволяя инструктору помогать курсанту в сложных ситуациях. Передавался в гражданский воздушный флот и отчасти в ВВС.

Як-12С

Санитарный вариант на базе исходной версии самолета. Предназначался для замены У-2С. Вес машины без полезной нагрузки и топлива незначительно вырос (на 20 килограммов). Предусматривалось, что на борту будет находиться медицинский специалист, комплект медикаментов и носилки. Общий вес полезной нагрузки – 380 кг.

Як-12СХ

Сельскохозяйственная модификация исходной модели. Серийно выпускалась с 1949 года. Основное отличие – на самолете устанавливался специальный бункер для распыления ядохимикатов, уничтожающих вредных насекомых.

Як-12Б
Як-12Б – биплан, созданный на основе Як-12Р

Из опытных и экспериментальных вариантов стоит отметить следующие:

  1. Як-12ГР. Гидросамолет с двумя поплавками на месте основных стоек шасси, сделан на основе исходной серийной модели;
  2. Як-12Б. Эту модификацию отличает от всех прочих наличие второго крыла — самолет превращен в биплан. При этом установлен мотор АИ-14РФ, как на Як-12Р. Два крыла позволили увеличить управляемость, сократить длину пробега и разбега;
  3. Як-12ММ. Опытный самолет на поплавках, сделан на основе модификации Як-12М;
  4. Як-12МС. Внешне отличался от других вариантов благодаря наличию боковых блистеров. Создавался как поисково-спасательная машина;
  5. Як-12Р поплавковый. Еще один экспериментальный гидросамолет, на этот раз на базе Як-12Р. Увеличен объем баков с горючим, поплавки сделаны из металла.

Кроме того, Як-12 выпускался в Китае и Польше по лицензии. Соответствующие модификации получили название Shenyang Type 5 и PZL-101 Gawron.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них