Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Учебно-тренировочный самолет Як-152: история создания, описание и характеристики

Як-152

Як-152 – это российский учебно-тренировочный самолет (УТС), разработанный в ОКБ им. Яковлева, которое входит сегодня в состав корпорации ПАО «Иркут». Впервые этот самолет поднялся в воздух в сентябре 2016 года, в настоящее время проходят летные испытания машины. Они должны закончиться весной нынешнего года, после чего планируется начало серийного производства.

Учебно-тренировочный самолет Як-152 должен заменить Як-52, который уже долгие годы является самой известной и популярной «учебной партой» для будущих пилотов.

Як-152 – это не просто учебный самолет. Это составная часть тренировочного комплекса, в состав которого также входит процедурный тренажёр, компьютерный класс и средства контроля. Выпуск Як-152 налажен на Иркутском авиазаводе, в настоящее время уже готов один прототип самолета, еще три машины находятся на стадии строительства.

Еще в июне 2016 года российское Министерство обороны сделало заказ на 150 новых Як-152, общая же потребность в этих самолетах составляет 250-300 единиц. Необходим новый учебный самолет и для аэроклубов ДОСААФ. Есть интерес к новой машине и за рубежом, пока, правда, это бывшие советские республики. Як-152 уже заинтересовал белорусов, между ДОСААФ РБ и ПАО «Иркут» заключен рамочный договор о поставках учебного самолета, но точное количество машин, закупаемых в рамках этого контракта, неизвестно.

Як-152

В будущем для подготовки пилотов ВКС планируется использовать два самолета: поршневой Як-152 для выработки начальных навыков и реактивный учебно-боевой Як-130 – для их дальнейшего совершенствования.

История создания

История создания самолета Як-152 началась еще в середине 90-х годов прошлого столетия. В это время в ОКБ им. Яковлева началась разработка реактивного УТС Як-УТ, который в будущем получил наименование Як-130. В пару к нему было предложено создать легкий поршневой учебный самолет на базе УТС Як-54, производство которой проводилось на Саратовском авиационном заводе в 1994-2000 гг. Всего было изготовлено 14 Як-54.

Первоначально перспективный самолет имел обозначение Як-54М, но позднее он был переименован в Як-152. Так разработчики хотели подчеркнуть преемственность этой машины с Як-52 – очень известным и популярным учебным самолетом.

Як-152

В 2001 году российское военное ведомство объявило конкурс на создание нового учебного самолета для нужд ВВС страны. Кроме ОКБ им. Яковлева, участие в нем приняло и конструкторское бюро Сухого со своим самолетом Су-49. Несмотря на официальный характер конкурса, государственных денег на реализацию проектов так и не дали. Поэтому их разработка велась за счет собственных средств ОКБ им. Яковлева. Изначально яковлевцы предлагали провести глубокую модернизацию проверенного временем Як-52 до Як-52М. На самолет устанавливалось новое пилотажно-навигационное оборудование, двигатель М-14Х с воздушным винтом MTV-8 и улучшенный фонарь кабины. Кроме того, эта машина была оснащена системой спасения экипажа и имела увеличенный запас топлива. Стоимость одного самолета оценивалась примерно в 100 тыс. долларов, разработчики рассчитывали продать в России от 200 до 800 машин.

Первый полет Як-52М совершил в апреле 2004 года, а через год успешно прошел госиспытания. Серийное производство нового самолета собирались наладить на 308-м авиаремонтном заводе (г. Иваново), но этим планам так и не суждено было сбыться.

В это же время новым яковлевским самолетом заинтересовались китайцы, которые и выступили инвесторами этого проекта. В 2006 году между ОКБ им. Яковлева и КНР был заключен контракт, согласно которому российские специалисты выступили консультантами для своих китайских коллег. Результатом совместных разработок стал УТС L-7, выпуск которого был налажен китайской компанией Hongdu. В 2010 году L-7 впервые был продемонстрирован широкой общественности на авиавыставке в Чжухае.

Як-152

Вопрос о начале серийного производства российской модификации самолета сдвинулся с мертвой точки только в 2014 году, когда на сайте о проведении государственных закупок появилось извещение о начале конкурса по созданию учебно-тренировочного комплекса на основе УТС Як-152. Вскоре между ОКБ им. Яковлева и российским Министерством обороны был подписан контракт, сумма которого составляла 300 млн рублей.

Як-152

Летом 2014 года на Иркутском авиационном заводе приступили к подготовке к серийному производству нового самолета. В сентябре того же года с участием представителей Министерства обороны было проведено заседание макетной комиссии, на котором был представлен полноразмерный макет Як-152. В 2015 году были изготовлены два опытных самолета, первый полет машины состоялся в сентябре 2016 года. В настоящее время Як-152 проходит этап летных испытаний, после чего ожидается начало его серийного производства.

Описание конструкции

Як-152 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это двухместный цельнометаллический (обшивка рулей и элеронов изготовлена из углепластика) низкоплан, оснащенный одним дизельным двигателем и трехопорным убирающимся шасси. Фюзеляж самолета типа полумонокок, с усилением в виде четырех лонжеронов.

Як-152

Крыло имеет однолонжеронную конструкцию, его механизация состоит из элеронов и выдвижных закрылков. К фюзеляжу крыло крепится в четырех точках.

В носовой части фюзеляжа, сразу за двигателем находится двухместная кабина пилотов. Переднее место занимает курсант, а заднее – предназначено для инструктора. Управление дублируется, пилотировать самолет можно с любого места. Кабина самолета негерметична, но имеет систему вентиляции и обогрева. Управление осуществляется с помощью центральной ручки, вся полетная информация отображается на двух жидкокристаллических экранах.

Як-152

Комплекс оборудования, установленный на борту самолета, позволяет начинающим пилотам получить все необходимые навыки работы с современным прицельным и пилотажно-навигационным оборудованием, а также со средствами радиосвязи.

Як-152 имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Каждая из стоек имеет по одному колесу с пневматиками низкого давления, что позволяет самолету использовать для взлета и посадки аэродромы с грунтовым покрытием. Выпуск и уборка шасси Як-152 производится с помощью электроприводов, а торможение – гидравлической системы.

Як-152 оснащается дизельным двигателем RED A03 с двенадцатью цилиндрами (мощность 500 л. с.) и винтом изменяемого шага MTV-9. Он работает на авиационном керосине. Силовая установка самолета может эксплуатироваться с перегрузками +9/-7 g.

Як-152 оснащен уникальной системой спасения экипажа в аварийных ситуациях КСАП‑152, которая позволяет безопасно покинуть кабину на высоте от десяти метров, в интервале скоростей от 70 до 400 км/ч.

Як-152

По мнению экспертов, ресурс самолета Як‑152 составляет примерно 10 тыс. часов, тридцать лет и 30 тыс. посадок. В горизонтальном полете он может развивать скорость 500 км/час, потолок самолета составляет 4 тыс. метров, длина разбега около 300 метров, а дальность полёта — 1 500 км.

Як-152 и комплекс, созданный на его основе, имеет целый ряд серьезных преимуществ, выгодно отличающих его от других машин аналогичного класса. К ним можно отнести возможность безангарного хранения самолета и использования взлетно-посадочных полос с грунтовым покрытием, выполнения полетов в любых метеоусловиях, днем или ночью. Самолет обладает отличными летными характеристиками и инновационным дизельным двигателем, который работает на керосине.

Использование сразу двух самолётов для обучения курсантов — поршневого Як‑152 на начальном этапе и реактивного Як‑130 в дальнейшем — является наиболее оптимальным сочетанием. Як‑152 и Як‑130 имеют унифицированное информационно-управляющее поле кабины, поэтому после занятий на легкомоторном Як-152 молодым пилотам будет легче освоить более сложный реактивный Як‑130.

Як-152

После незначительной доработки Як-152 вполне может иметь успех на гражданском рынке. Причем не только в летных школах ДОСААФ, но и в других организациях.

Характеристики

Ниже указаны основные характеристики Як-152:

  • длина, м — 7,8;
  • высота, м — 3,11;
  • размах крыла, м — 8,8;
  • площадь крыла, кв. м — 12,9;
  • макс. взлетная масса, кг — 1490;
  • двигатель — дизельный RED A03;
  • мощность двигателя, л. с. — 500;
  • макс. скорость, км/ч — 500 км/ч;
  • скороподъемность, м/сек. — 10;
  • макс. высота полета, м — 4000;
  • макс. дальность полета, км — 1500;
  • запас топлива, кг — 175.

Як-152