fbpx

Учебно-тренировочный самолет Як-152

Если у вас есть статья, заметка или обзор, которыми вы хотите поделиться с аудиторией нашего сайта, присылайте информацию на: aleksandr.belozerov@gmail.com. За статьи платим деньги!

Учебно-тренировочные самолеты (УТС) ориентированы на практическое обучение новых пилотов. Применяются как в гражданской, так и в военной авиации. Основная цель — отработка различных техник пилотирования. Немаловажным аспектом выделяют и работу с навигационными приборами.

Як 152 — учебный самолет, входит в тренировочный комплекс Як-130. Помимо практической работы над полетами, подразумевается и техническая подготовка. Теоретическая информация, тренажеры, симуляторы — все это направлено на комплексное освоение навыков пилотирования.

Обучение на таком аппарате ориентировано не только на штатные полеты, но и на экстренные случаи. Программа запущена относительно недавно по заказу Министерства обороны РФ. В соответствии с его требованиями и собираются новые самолеты.

История создания

Як-152
Як-152 после первого испытательного полета

Проект Як-152 разрабатывался еще в начале 1990-х в связке с реактивным самолетом, позднее получившим название Як-130. Обе машины сконструированы для комплексного обучения — базовой и расширенной подготовки пилотов.

Первоначально за основу был взят Як-54, производимый в 1994-2002 годах. Новый самолет должен был стать его модифицированной версией. Однако в 2000 году его переименовали в Як-152, связывая с известной «летающей партой» Як-52.

В 2001 году проект принимал участие в конкурсе Минобороны на выбор самолета для первоначальной учебно-тренировочной летной подготовки. Основным соперником считался Су-49. Однако, несмотря на успешное выступление, проект не получил развития из-за недостатка финансирования.

Немаловажную роль в конструировании и продвижении проекта сыграла и заинтересованность со стороны Китая. В 2006 году компания Hongdu заключила контракт с ОКБ Яковлева, в рамках которого совместными усилиями был разработан учебно-тренировочный самолет L-7. В российской документации он известен как Як-152К. Первый образец был собран и представлен уже в 2010 году.

Активная разработка Як-152 для российского рынка велась с 2014 года в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) по разработке тренировочного комплекса для обучения пилотов. В сентябре 2016 самолет прошел первые летные испытания. Но еще до них Министерство обороны уже сделало заказ на 150 машин. Еще 105 до 2020 года закупит ДОСААФ.

Летные испытания Як-152 завершились в 2017 году, после чего начато серийное изготовление самолетов. Производство ведется Иркутским авиационным заводом.

Описание конструкции

Як-152 на стоянке
Як-152 на стоянке

Учебный самолёт Як 152 выполнен по схеме двухместного низкоплана. Шасси трехопорное с шинами низкого давления, в полете убираются. Хорошая амортизация в сочетании с небольшим разбегом при взлете и посадке позволяет применять самолет даже на грунтовых полосах небольших аэродромов.

Крыло

Крылья Як 152 низкорасположенные, неразъемные, однолонжеронные, имеют выдвижные закрылки и элероны. С фюзеляжем соединяются в четырех точках на лонжероне и задней стенке. Для улучшения летно-технических характеристик крылья сделаны из двояковыпуклых асимметричных профилей.

Фюзеляж

Фюзеляж самолета цельнометаллический, выполнен по схеме полумонокока. Усилен четырьмя лонжеронами. Для оптимизации аэродинамики обшивка рулей и элеронов выполнена из углепластика.

Двигатель

Як-152 имеет двенадцатицилиндровый дизельный двигатель RED A03T V12. Взлетная мощность — 500 л. с. Винт трехлопастный с изменяемым шагом MTV-9. В качестве топлива используется авиационный керосин.

Бортовое оборудование

Бортовое оборудование Як-152 рассчитано на практическое обучение базовым навыкам пилотирования современных самолетов. Акцент делается на элементах управления и работе с навигационными приборами. Также имеется оборудование для прицеливания и радиосвязи.

Кабина и элементы управления

В самолете предусмотрено тандемное управления для двух членов экипажа. Переднее место рассчитано на обучающегося, заднее — для инструктора. При необходимости управление может вестись одним пилотом с любого места.

Пилотирование обеспечивается через центральную ручку, а вся полетная информация отображается на жидкокристаллических мониторах. В случае аварийной ситуации предусмотрена возможность катапультирования через СКС-94М.

Назначение Як-152

Як-152 в воздухе
Як-152 в воздухе

Як-152 сконструирован для обучения пилотированию и основам навигации.

Выделяют следующие направления его применения:

  • обучение основам навигации;
  • отработка различных техник пилотирования — от простых действий и до высшего пилотажа;
  • выполнение штопора и отработка техники вывода самолета из него;
  • пилотирование по приборам при ведении машины по заданному маршруту, а также заход на посадку по аэродромным радиотехническим системам;
  • управление самолетом в составе группы в разных погодных условиях;
  • отработка поведения летчика в чрезвычайных и нештатных ситуациях.

В рамках обучения значительное внимание отводится работе с авионикой самолета.

Она обеспечивает:

  • отображение информации о состоянии полета через многофункциональные индикаторы;
  • резервирование всех систем в трехкратном значении;
  • ведение записей работы всех бортовых систем, а также фиксирование переговоров экипажа;
  • автоматический ответ на запросы государственной радиолокационной системы по управлению воздушным движением (УВД).

Предполагается, что самолет будет использоваться во всех летных училищах и аэроклубах России. Расчет делается на подготовку как профессионалов, так и спортсменов-любителей.

Тактико-технические характеристики

Место инструктора в Як-152
Место инструктора в Як-152

В самолете Як 152 технические характеристики имеют следующие значения:

  • мощность двигателя — 500 л. с.;
  • длина — 7,8 м;
  • высота — 3,11 м;
  • размах крыла — 8,8 м;
  • площадь крыла — 12,9 кв. м;
  • допустимая взлетная масса — до 1490 кг;
  • допустимые перегрузки — +8/-6 с двумя летчиками и +9/-7 с одним;
  • длина разбега при взлете — 235 м на бетоне и 260 м на грунте;
  • скороподъемность — 10 м/с;
  • допустимая высота полета — до 4000 м;
  • предельная скорость в горизонтальном полете — 500 км/ч;
  • допустимая дальность перелета при полной заправке — 1500 км;
  • запас топлива — 175 кг;
  • тип топлива — TS-1.

Ресурс службы самолета составляет 30 лет: 10 тыс. летных часов или 30 тыс. посадок. Предусмотрено хранение машины вне ангара.

Преимущества и недостатки Як-152

Основными преимуществами Як-152 являются:

  • посадка и взлет при неблагоустроенной взлетно-посадочной полосе;
  • хранить летательный аппарат можно вне ангара;
  • современная система катапультирования, позволяющая безопасно покинуть самолет в экстренных случаях;
  • тандемное расположение экипажа и управление аппаратом из любого места, что позволяет инструктору контролировать действия обучающегося.

Полный спектр обучающих возможностей, предоставляемых самолетом Як-152, делает его востребованным для летных училищ и учебно-тренировочных комплексов.

Из недостатков выделяют лишь нехватку данных моделей — серийное производство начато относительно недавно. С учетом данного аспекта говорить о недоработках летательного аппарата еще рано: пройденные испытания их не выявили.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них