Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Советский броневик БА-3 1934 года выпуска

БА-3 — советский броневик среднего класса, который собирали в предвоенные годы (1934-1936 года). Его создали на базе легендарного БА-И, который являлся основоположником категории средних бронеавтомобилей. Основным заказчиком техники было руководство РККА.

История развития

БА-3

Толчком для создания нового транспорта стало появление 45-миллиметровой танковой пушки 20К. Её разработали на базе немецкого орудия. В конструкцию внедрили несколько технических решений от опытного образца ПС-2.

Ижорский завод получил заказ от РККА на сбор бронеавтомобиля к 1 ноября 1932 года. В сроки уложиться не получилось, поэтому первый опытный образец подготовили в апреле 1933 года. Задержку объясняли загруженностью цехов и отсутствием квалифицированных рабочих в нужном количестве.

Корпус взяли от БАИ, заднюю часть сделали длиннее на 50 сантиметров. 20К не подходила по размерам для установки в башню прошлого поколения, поэтому инженеры решили заимствовать её у танка Т-26. Для снижения веса толщину бронированных листов уменьшили до 9 миллиметров. Для установки новой конструкции использовали уширенный погон. Крепление осуществлялось шестью болтами.

Заводские испытания начались через несколько дней после окончания сборки. Существенных недостатков конструкторы не выявили, поэтому первого мая продемонстрировали транспорт широкой общественности на параде в Ленинграде.

Полигонное тестирование состоялось летом следующего года. Авто прошло 400 километров по шоссе и 190 километров по просёлочной дороге. Военному руководству разработка понравилась, отмечалось удобство доступа к техническим узлам моторного отделения. Мощности хватало для преодоления 24-градусного склона.

Из минусов выделили плохую обзорность при передвижении во время боевых действий. Нормальный осмотр осуществлялся при скорости в 15-20 км/ч, что в ходе военной операции делало технику лёгкой целью. Также отмечалась плохая работа системы охлаждения и ненадёжное крепление кузова к раме.

Руководство РККА приняло решение запустить серийное производство бронеавтомобиля БА-3 ещё до окончания полигонных испытаний. Перед конструкторами поставили задачу устранить все недостатки. Первая серийная партия сошла с конвейера весной 1934 года.

Первые экземпляры имели проблемы со сварными швами. Встречалось много трещин на кузове. Снижать скорость производства отказались, РККА отправила в Ижорск своего специалиста для одобрения корпусов по особым требованиям. Сборку остановили через два года. За это время успели выпустить 172 машины (в некоторой документации говорится о 180). Несколько образцов оставили для образовательных целей и проведения экспериментов, остальные пошли на вооружение армии.

Конструкция

Чертёж БА-3

Технические характеристики:

  • Длина — 4,8 м;
  • Ширина — 2 м;
  • Высота — 2,5 м;
  • Колёсная формула — 6х4;
  • Дорожный просвет — 25 см;
  • Мощность силовой установки — 40 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 60 км/ч;
  • Запас хода — 248 км.

По сравнению с предыдущим поколением, длину увеличили на 50 миллиметров. Кузов сваривали из бронелистов (4-8 мм). Охлаждение двигателя улучшили за счёт окон в бортах моторного отделения. Двери крепились внутренними петлями. Защёлки использовали для фиксации дверей в открытом состоянии. Длину подножек уменьшили. Крылья оборудовали креплениями для перевозки вездеходных цепей.

Корпус БА-3

Сваркой между собой соединяли все листы. Швы усиливали специальными бронированными накладками. Бортовые листы в задней части были гнутыми. Главный кормовой лист состоял из двух частей. Для усиления по всей длине соединения крепилась накладка. На заклёпки закрепляли уголки, куда упирались потолок и крыша. В месте крепления башни потолок усилили пятью подкосами. Кузов соединялся с рамой десятью кронштейнами с помощью болтов, которые проворачивались через резиновые прокладки.

Электрооборудование работало на однопроводной схеме. Напряжение — 6 вольт. Энергия поступала от аккумулятора (80 Ач) и генератора (100 Вт). Провода находились в потолке ближе к левому борту. В этой же части разместили два светильника для освещения боевого и управленческого отделений и две лампочки в башне. В обязательную комплектацию входили огнетушитель и аптечка.

Башня БА-3

Бронеавтомобиль БА-3 получил башню от танка Т-26. Горизонтальное наведение осуществлялось стрелком поворотным механизмом. Его главная особенность — 2 передачи для вращения с разной скоростью (быстрее и медленнее). Загрузка и выгрузка стрелка проходила через люки на крыше. Стрелок осматривал местность через щели, защищённые стёклами Триплекс. Солдат мог использовать собственное оружие для поражения противников с близкого расстояния. По бортам башни для этого расположили три щели, закрывающиеся бронезаслонками.

Пушка 20К 45мм

Основное вооружение — 45-миллиметровая танковая пушка 20К и два пулемёта ДТ (первый в башне, второй в водительском отсеке). Наводка на цели осуществлялась телескопическими прицелами. Военные по собственному желанию могли установить перископические прицельные механизмы. В задней части башни сделали люк для демонтажа пушки на случай ремонтного обслуживания.

Наполнение моторного отделения ничем не отличалось от БА-И. Тот же силовой агрегат Форд, развивающий 40 лошадиных сил. Благодаря нему техника разгонялась до 60 км/ч по шоссе. Строение трансмиссии изменений не потерпело.

Модификации

БА-3М

В 1935 году появились машины с установленной радиостанцией. Для её монтажа конструкторам пришлось устранить укладку снарядов в нише задней части. Распространения разновидность не получила из-за сложности сборки радиостанций (из-за нехватки комплектующих). Транспорт использовался главнокомандующими.

Осенью 1936 года специалисты установили 12,7-миллиметровый пулемёт ДК с целью повысить огневую мощь. Пятидневное испытание показало низкую эффективность из-за «сырой» конструкции орудия. Весной следующего года ДК заменили на ШВАК такого же калибра. Стрельба на полигоне показала, что оружие обладает ещё меньшей эффективностью, чем предыдущий вариант.

В 1935 году конструкторы собрали опытный образец с пометкой «ЖД». Тестирование показало хорошие результаты, технику планировали запустить на конвейер. В последний момент от использования сменных железнодорожных колёс отказались.

Через 5 лет регулярной эксплуатации все автомобили находились в плохом техническом состоянии (ходовая часть была сильно изношена). Списывать машины никто не стал, их решили перенести на новое шасси ГАЗ-ААА. В 1938 году первые модели получили новый двигатель и ходовую часть, а также шины с губчатой камерой. Новая версия получила индекс «М», потеряла в весе полтонны. Это положительно сказалось на тактико-технических характеристиках. Несмотря на это, на полигонных испытаниях выявили множество недостатков в конструкции нового бронеавтомобиля БА-3.

Предвоенное применение

В 1934 году первые БА-3 поступили в состав разведовательных групп. Новым транспортом в армии заменяли морально устаревшие БАИ и БА-27. Сначала в РККА попробовали составить батальон из средних броневиков и Т-27, но затем от этой идеи отказались. Сделали раздельные составы из бронемашин и Т-37А.

Первым владельцем стала 20-я механизированная бригада в Забайкалье. Она получила 58 машин, 20 из которых на борту имели радиостанцию. К зиме 1936 года бригаду расформировали из-за предстоящего нападения японцев с целью сделать более мелкие группы (для повышения мобильности). К этому году многие третьи модели заменили на БА-6.

Большинство автомобилей в 34-35 годах вошли в состав кавалерийских дивизий. В неофициальной документации так же говорится о передаче нескольких авто в состав стрелковых подразделений.

Военная эксплуатация

БА-3 на фронте

Первый боевой опыт получили в Испании в ходе гражданской войны. СССР отправило крупную партию военной техники в помощь республиканскому руководству страны, в которую входило 3 экземпляра бронеавтомобиля БА-3. Сначала их использовали в обороне Мадрида, а затем в наступательных операциях в центральной части страны. В ходе военных действий в 1937 году все машины были разрушены.

Первое испытание в составе советской армии состоялось у реки Халхин-Гол при столкновении с японцами. С помощью мобильных БА-3 солдаты обнаружили японское поселение, где были сосредоточены силы противника. Застав врага врасплох, все его силы разбили. Японское сопротивление прекратило наступление.

В 1939 году «М»-версии приняли участие в войне с Финляндией. Ими вооружили пехотные группы. Технику применяли для патрулирования дорог и охраны штабов. В декабре 1939 года машины принимали участие в неудачном наступлении на Карелию. В нём принимало участие два экземпляра, которые разрушил противник. Две модели БА-3М принимали участие в обороне Минска в феврале 1940 года.

Несколько штук использовались вермахтом и финской армией. Они были захвачены в ходе боевых операций и отправлены на капитальный ремонт. В финской армии единственный автомобиль состоял на вооружении до 1954 года. До наших дней сохранилась одна машина, которую можно посмотреть в музее бронетанковой техники в Подмосковье.

Какой можно сделать вывод?

БА-3 на полевой военной выставке

БА-3 хорошо послужил Советскому Союзу. Считается промежуточным вариантом в классе средних броневиков. На базе бронеавтомобиля БА-3 в будущем инженеры разработали БА-6, а затем и 10-ю модель.