Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Первый советский броневик среднего класса БА-И

БА-И так же известен под названием «Бронеавтомобиль Ижорский». Является первой моделью класса средних бронеавтомобилей. Выпускался в межвоенный период и принимал участие в Великой Отечественной войне. В основе лежало шасси «Форд-Тимкен», затем его поменяли на ГАЗ-ААА. Производство длилось полтора года, за это время выпущено 109 экземпляров.

История создания

БА-И

Созданию предшествовал выпущенный 18 июля 1929 года указ о формировании танко-тракторных и авто-броневых отрядов РККА. Разработку поручили команде, которой руководил Николай Дыренков. Перед специалистами поставили задачу придумать перспективную и современную технику в короткие сроки.

Основным требованием стало применение трёх осей (6х4). Такая конструкция обеспечивала лучшую проходимость и давала возможность улучшить бронирование и вооружение. Также это было продиктовано наличием трёхосных бронированных машин на вооружении у США и Великобритании.

В 1930 году СССР получил сто «Морланд». Армейское руководство предложило использовать технику для сборки отечественной продукции с её мотором и трансмиссией. Однако в 1930 году заключили договор с компанией «Тимкен», которая обязалась поставить в Союз 1000 автомобилей, сделанных на базе двухосного Форд-АА с добавлением третьей оси. Осенью 31-го года все необходимые комплектующие прибыли на территорию страны, после чего сборкой занялись на предприятии в Нижнем Новгороде.

Ходовую часть оставили без изменений, но простая конструкция кузова требовала серьёзной доработки. В конце 1931 года инженеры построили опытный образец с корпусом, сделанным из небронированной стали. Башню переняли от танка МС-1. После первого показа военные остались довольны, но отметили несколько недостатков. Посадка водителя проходила с большим трудом, он имел ограниченный обзор местности и бился головой о потолок во время движения. Технику отправили на доработку.

Через несколько месяцев специалисты подготовили переработанный проект БА-И. Он получил ступенчатую крышу, устранявшую вышеуказанные минусы. Такое конструкционное решение стало отличительной особенностью всех последующих ижороских продуктов данного класса. Некоторые доработки внесли в устройство ходовой части, разработали башню уникальной конструкции. Новый опытный образец собрали, провели внутризаводские испытания, после чего устроили очередную демонстрацию военному руководству. Оно осталось довольным исправленными недостатками.

В начале августа 1932 года авто отправили на полигонные испытания. После них выявили плюсы и минусы нового броневика, но это уже носило условный характер, так как в РККА приняли решение о запуске массового выпуска. Бронеавтомобиль Ижорский опередил двух конкурентов (Д-13 и ФВВ), которых так же рассматривали на вооружение.

Конструкция

Чертёж БА-И

Технические характеристики:

  • Длина — 4,8 м;
  • Ширина — 2 м;
  • Высота — 2,4 м;
  • Колёсная база — 3,4 м;
  • Колёсная формула — 6х4;
  • Дорожный просвет — 25,4 см;
  • Объём двигателя — 3,285 л;
  • Мощность силового агрегата — 40 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость по асфальту — 75 км/ч;
  • Максимальная скорость по грунту — 29 км/ч;
  • Запас хода — 140 км.

Кузов и башня

Корпус получил сложную конфигурацию. Его собирали из бронелистов, для соединения применяли сварку. Прочность повысили креплением бронированных уголков на сварочные швы. Крыша получила ступенчатое устройство. Над водителем она была выше, чем в боевом отсеке. Это избавляло шофёра от дискомфорта и снижало общую высоту транспорта. С рамой кузов соединялся десятью кронштейнами и крепился болтами.

Моторный отсек находился в передней части. Защиту радиатора сделали клиновидной. Воздух для охлаждения поступал в моторно-трансмиссионное отделение через две бронедверцы, зазор которых регулировался водителем дистанционно. Для ремонта силовой установки предусмотрели два люка в боковых листах.

За двигателем располагался отсек управления, рассчитанный на водителя и пулемётчика. Их загрузка и выгрузка проходила через боковые двери, открывавшиеся в сторону передней части автомобиля. Осмотру местности водителем способствовал люк в лобовом стекле. Во время боевой операции он закрывался бронекрышкой со смотровым вырезом. Ещё две обзорные щели имелись в боковых дверях. К порогам присоединили подножки для облегчения посадки и высадки. Вентиляционные функции выполнял прямоугольный люк в потолке. Его также использовали для наблюдения за самолётами противника и зенитной стрельбы.

В центральной части располагался боевой отсек. Дверь находилась в правой верхней части борта. По бокам имелись смотровые щели. Башня имела уникальную конструкцию, но схема расположения орудий заимствована у БА-27 и МС-1. Её лобовые листы образовывали клин, что способствовало улучшению пулестойкости. Для посадки командира башню оборудовали петлёй из брезентового ремня. Обзор осуществлялся через три щели с бронезаслонками (применялись в боевых условиях) или через люк в крыше. Запчасти и инструменты для техобслуживания оружия поместили в два ящика, расположенных под днищем.

Передние и задние колёса защищали крылья из бронированной стали. На задних крыльях находились ящики с запасными деталями и инструментами. Там же могли храниться гусеничные цепи. Запасные колёса крепились за передними крыльями, образуя дополнительную ось. Благодаря ней получилось улучшить проходимость.

Вооружение

Пушка Гочкиса

Основное орудие БА-И — изменённая 37-миллиметровая танковая пушка системы Гочкиса. Её соединили с ПС-1, которая до массового производства не дошла. Оружие Гочкиса получило несколько современных решений от ПС-1 (например, спусковой механизм). Длина ствола — 740 миллиметров. Затвор выполнен по клиновому типу. Гидравлический компрессор-тормоз и пружинный накатник являлись основными составляющими противооткатной системы.

Цапфы применили для крепления пушки. Её расположили в правом лобовом листе башни. Стандартный прицел состоял из мушки, прицельной планки и целика. Плечевым упором осуществлялась вертикальная наводка. Для горизонтального наведения командир экипажа поворачивал всю башню. Второстепенное вооружение — два 7,62-миллиметровых пулемёта ДТ. Один установили на левый лобовой лист башни, второй — на правый лобовой лист кузова.

Мотор и трансмиссия

Двигатель Ford Model AA

Под капот поместили Ford Model AA карбюраторного типа. Он имел четыре цилиндра, обеспечивающих рабочий объём в 3,285 литра. Охлаждался системой жидкостного вида. Максимальная мощность — 40 лошадиных сил — достигалась при 2,2 тысячах оборотах. Максимальный крутящий момент — 165 Нм — достигался при 1,2 тысяче оборотов. Объём топливного бака составлял 40 или 45 литров (в различной документации информация разнится).

В основе трансмиссии лежал фрикцион с одним диском. Коробка передач механического типа имела четыре передние и одну заднюю скорости. Её конструкцию дополнили демультипликатором. Ведущими сделали два задних моста. В их устройство входили конические дифференциалы и червячные главные передачи.

Электрика

В основе электрооборудования лежала однопроводная схема. Напряжение в бортовой сети составляло 6 вольт. Энергия поступала от аккумулятора (80 Ач) и генератора (100 Вт). В ночное время суток дорогу освещали две фары, устройство которых не предусматривало защищающие элементы. Стоп-сигнал установили на заднее левое крыло.

Серийное производство

Ижорский завод отказался от выпуска БА-И из-за загруженности производственных линий другой техникой. Из-за этого в качестве сборщика выбрали предприятие Выксы, на котором имелось необходимое оборудование для сборки лёгких и средних бронеавтомобилей.

Военные переоценили возможности предприятия, поставив в задачи на выпуск до конца года 320 экземпляров, а на 1933 год — 2 500 машин различных видов. В действительности результаты оказались гораздо хуже планируемых из-за отсутствия оборудования и рабочей силы в нужном количестве. После результатов 32-го года план на 33-й снизили до 400 штук. Однако в Выксе не смогли достигнуть даже такой отметки.

В 1933 году конструкторы успели собрать 90 единиц транспорта. В начале следующего года выпустили ещё 19 машин, после чего БА-И сняли с производства. Итоговый результат — 109 штук.

Модификации

БАИ-М

За недолгий срок существования броневика специалисты предпринимали попытки улучшить его для повышения тяговых и боевых характеристик. Первая попытка — 1933 год. В заднюю часть хотели добавить пост управления. От этой идеи отказались из-за малых габаритов.

Во второй половине 33-го года в качестве основного вооружения попробовали 37-миллиметровое безоткатное противотанковое орудие Курчевского. Полигонные испытания выявили множество конструкционных недостатков. Также после выстрела образовывалось большое дымо-пылевое облако, раскрывавшее местоположение авто. От дальнейших разработок в этом направлении отказались.

Летом 1938 года приняли решение перенести БА-И на шасси ГАЗ-ААА. Для этого шасси укоротили на 30 сантиметров и усилили переднюю ось. Для увеличения запаса хода под пол установили дополнительный топливный бак объёмом 38 литров. Старые шины заменили на ГК. Вес модернизированной версии повысился на 820 килограмм, что не повлияло на тяговые качество.

В первой половине 1939 года новая модель (в некоторых источниках упоминалась как БАИ-М) прошла полигонные испытания. После их окончания военное руководство отдало приказ переоборудовать старые БА-И на новое шасси. Переоснащение проходило на второй и шестой ремонтных базах в Брянске. Оставался открытым вопрос о повышении огневой мощи. После рассмотрения различных вариантов инженеры пришли к выводу, что лучше оставить существующее вооружение.

Один экземпляр «переобули» в металлические колёса для передвижения по рельсам. Дальше одной машины проект по разработке бронедрезины не продвинулся, поэтому его закрыли.

Боевое применение

БА-И на фронте

В 1933 году началась поставка первых БА-И в подразделения РККА. Техникой заменили устаревшие к тому времени БА-27. До начала Великой Отечественной войны боевого применения машинам не находили. Их использовали на военных парадах.

В качестве союзной помощи СССР экспортировала 7 автомобилей в Испанию во время гражданской войны. Первое боевое испытание пришлось на январь 1937 года, когда проходила битва под Мадридом. В ходе нескольких боевых операций противник уничтожил весь транспорт данного вида, находившийся на вооружении испанских республиканцев.

Модернизированные БАИ-М также поступили на вооружение в РККА, несмотря на рекомендации военных специалистов использовать авто в учебных целях. 1 января 1941 года в различных подразделениях числилось 77 машин. В июне этого же года 22 из них из Забайкалья перекинули в Белоруссию. Они состояли в 13-й танковой дивизии.

В первые недели Великой Отечественной войны бóльшая часть бронетехники РККА была уничтожена противником, включая БАИ-М. К середине августа целых броневиков осталось в количестве нескольких единиц. Документального подтверждения использования трофейных машин Третьим рейхом нет. По состоянию на август 1942 года на Дальнем востоке оставалось 9 штук. Документальной информации об их дальнейшей судьбе нет.

Какой можно сделать вывод?

БА-И на параде

В своё время БА-И получился инновационным транспортом. Использование сварки для соединения бронированных листов являлось абсолютной новинкой, которую впоследствии использовали во всём мире. Машина обладала высокой проходимостью и приемлемой огневой мощью. Несмотря на короткую историю, послужила верой и правдой в первые несколько месяцев Великой Отечественной войны.