Для получения лучших материалов сайта

Оставьте свой email

Советский санитарный автомобиль ГАЗ-55

ГАЗ-55 — санитарный фургон советского производства, выпуском которого занимался Горьковский автомобильный завод в период с 1938 по 1950 года. В военной отрасли известен под индексом М-55. Собирался на базе ГАЗ-ММ или ГАЗ-ММ-В. За 12 лет конструкторы собрали чуть больше 12 тысяч экземпляров.

Общая информация

ГАЗ-55

Новую модель медицинского транспорта разработали из-за непригодности использования в боевых условиях ГАЗ-АА и ЗИС-5. Они хорошо проявляли себя в гражданской сфере, но на фронте показывали неудовлетворительные результаты. В 1938 году закончилось создание чертежей нового поколения санитарной машины.

После начала Великой Отечественной войны руководство страны приняло решение упростить конструкцию автомобиля для экономии ресурсов и ускорения процесса сборки. Передние крылья и задние брызговики перестали делать по штампованной технологии, вместо этого в производстве применяли плоские листы. Правую переднюю фару и передние тормозные механизмы упразднили. Устройство глушителя сделали проще, из задней подвески убрали гидроамортизаторы, заменив их на стандартные.

ГАЗ-55 опережал по качеству передвижения другие грузовики, которые применяли для вывоза с поле боя раненных солдат. По грунту авто передвигалось уверенно, не подскакивало. Отсутствие тряски и раскачки — важное условие для транспортировки тяжелораненых. За всё время эксплуатации техника спасла жизни тысяч человек.

Массовое производство остановили в 1950 году, когда закончилась разработка нового поколения — ГАЗ-653, в основе которого лежало шасси грузового транспорта ГАЗ-51. По официальной документации, за 12 лет предприятие выпустило 12 044 экземпляров. В наше время нет уцелевших машин этой модели. Некоторые путают ГАЗ-55 с ГАЗ-А, который находится в Московском музее на Поклонской горе.

Конструкция

Чертёж ГАЗ-55

Технические характеристики:

  • Компоновка — заднеприводная;
  • Колёсная формула — 4х2;
  • Длина — 5,4 м;
  • Ширина — 2 м;
  • Высота — 2,3 м;
  • Колёсная база — 3,3 м;
  • Дорожный просвет — 20 см;
  • Объём силовой установки — 3,28 л;
  • Мощность — 50 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 50 км/ч.

Лонжеронную раму лестничного типа изготавливали по штамповочной технологии. К передней части рамы крепили силовую установку. Бензиновый двигатель, состоявший из четырёх цилиндров, имел рядное строение. Рабочий объём составлял 3,28 литра, а максимальная мощность достигалась при 2,8 тысячах оборотах и составляла 50 лошадиных сил. Мотор работал вкупе с четерёхскоростной МКПП (три передние, одна задняя передачи).

За охлаждение силовой установки отвечал водяной радиатор, находящийся перед ней. Топливный бак разместили за торпедой над коленями пассажира. Такое устройство обеспечило самотёчную подачу бензина в карбюратор. Запуск двигателя осуществлялся электростартером. Электрооборудование работало под напряжением шесть вольт. Мощности двигателя хватало для разгона до 70 км/ч, что для 40-50х годов прошлого столетия считалось хорошим показателем.

Рама ГАЗ-55

Традиционно к раме присоединяли задний и передний мосты. Для крепления переднего моста использовали один поперечный полуэллиптический рессор и пару рычажных гидравлических амортизаторов односторонненого действия. Два продольных рессора кантилеверного типа использовали для крепления заднего моста к рамной конструкции.

В устройство задней оси включили главную передачу, которую интегрировали в работу коробки передач с помощью карданного вала. Карданный вал получил сложную конструкцию: устанавливался в трубу и жёстко крепился к картеру главной передачи.

Шина ГАЗ-55

Оси получили разные колёса. Вперёд устанавливали резиновые шины 6,5-20, а назад — двускатные колёса дискового типа с резиновыми шинами такого же размера. Механическая тормозная система действовала на все колёса (до начала ВОВ). В основе работы лежал тросовый привод. Также присутствовал ручной тормоз, блокирующий колёса задней оси.

Каркас кузова делали из дерева. Снаружи его отделывали листовой сталью, а внутреннюю отделку собирали из листов фанеры. Зону водителя отделили от санитарного отсека перегородкой. Салон обогревался с помощью выхлопных труб. Для преобразования тепла от них использовали два калорифера. Они находились на полу и маскировались лавками. Для поддержания свежести воздуха внутри кузова экипаж пользовался вентиляционной системой. Она состояла из трёх вентиляторов: два втягивали воздух, один — вытягивал. Вентиляторы находились в крыше. Ярусное строение позволяло вмещать до трёх раненных солдат.

Для освещения дороги в темноте водитель использовал пару электрических фар (после начала ВОВ только одну левую). ИХ вместе с клаксоном крепили на балку, установленную между передними крыльями. Для очищения лобового стекла от грязи и осадков шофёр использовал один стеклоочиститель. Он трубкой соединялся с входным коллектором карбюратора, благодаря чему активировался вакуумный привод и стеклоочиститель приводился в рабочее состояние.

Передний бампер строили из двух стальных балок. Он справлялся с задачей защиты транспорта от мелких повреждений. Зеркало заднего вида устанавливали на левую стойку кабины. Для упрощения посадки конструкторы добавили подножки в устройство, представляющие собой единую конструкцию с передними крыльями.

ГАЗ-55, которыми пользовались в гражданской медицине, красили в белый, серый и песочный цвета. Для военной отрасли кузов покрывали специальной краской защитного цвета. Над кабиной на крыше находился сигнализирующий фонарь с крестом. Его включали во время срочных выездов, чтобы водители встречных автомобилей уступали дорогу.

Салон ГАЗ-55

В кабине машины напротив водителя находилась приборная панель, состоявшая из оптического указателя уровня топлива, амперметра и спидометра. Слева от панели размещался замок зажигания. Внешняя подсветка индикаторов представляла собой небольшую лампочку, находящуюся вверху щитка.

В основу устройства рулевой системы входили глобоидальный червяк и двойной ролик. Передаточное число рулевого механизма — 16,6. Кнопка звукового сигнала и переключатель света находились в центральной части четырёхспицевого руля.

За рулём инженеры расположили два рычага. Первый отвечал за регулировку опережения зажигания, а второй — за фиксацию положения дроссельной заслонки карбюратора. Чуть выше педали газа установили специальную гашетку, которую водитель использовал для запуска двигателя. Для правой ноги шофёра сделали специальную опору для повышения комфортабельности рабочих условий.

Какой можно сделать вывод?

ГАЗ-55 на фронте

Автомобиль ГАЗ-55 прошёл через всю Великую Отечественную войну, оказав армии Советского Союза большую поддержку. Вывозить раненных солдат приходилось из-под авиаударов, танковых нападений и других горячих точек. К основным преимуществам 55-й модели относили:

  • Простую и надёжную конструкцию;
  • Высокий запас рабочего ресурса основных технических узлов;
  • Комфортные рабочие условия (до упрощенных версий времён ВОВ);
  • Высокую проходимость;
  • Хорошие эксплуатационные характеристики.

Основным недостатком считали отсутствие запасных запчастей и инструментов для ремонта на борту транспорта. Конструкторы пожертвовали ими в пользу расширения санитарного отсека для увеличения максимальной загрузки раненными солдатами. Несмотря на это, в случае поломки, провести оперативные ремонтные работы можно было в ближайшем населённом пункте.