Грузовой автомобиль Урал-375
Грузовые автомобили — неотъемлемая часть хозяйственной деятельности страны. Немаловажную роль они играют и в снабжении армии, обеспечивая подвоз снаряжения и боеприпасов, буксировку легкого вооружения, а также транспортировку личного состава.
Важным качеством таких автомобилей выделяют не только их грузоподъемность и надежность, но и высокую проходимость. Данный аспект позволяет доставлять грузы на любые участки, включая труднопроходимые и необжитые местности.
Урал-375 — один из таких грузовиков. Разработан во второй половине XX века, длительное время оставался востребованным во всех отраслях снабжения и логистики. До сих пор имеются рабочие образцы таких машин, продолжающие исправно перевозить грузы.
История создания
Разработка грузового автомобиля Урал 375 началась в 1958 году. Руководство страны поставило перед конструкторами задачу спроектировать среднетоннажный грузовик с повышенной проходимостью. Такую машину предполагалось использовать и в хозяйстве, и в армии.
Проект нового грузового автомобиля появился в том же 1958. С учетом высокой загруженности производства, сборку первых моделей проводили на опытном заводе. После подтверждения технических характеристик началось серийное производство, первые образцы которого были представлены уже в 1960.
Основной акцент разработки был сделан на надежности новой машины и повышенной проходимости. Первые партии поставлялись для армии, большинство имело сварную цельнометаллическую платформу, перекрываемую дугами и брезентом. По бортам были предусмотрены откидные сиденья для перевозки людей.
Для повышенной проходимости некоторые образцы Урал-375 оборудовались лебедкой на 65 метров с силой вытягивания в 7 т. Данное дополнение позволяло машине в случае необходимости вытягивать себя самостоятельно.
Позже в грузовой автомобиль внесли первые корректировки. Была устранена муфта отключения заднего моста, лебедка перенесена в заднюю часть рамы. Кабина стала цельнометаллической, лобовое стекло получило разделение на четыре секции. Для большего комфорта внутри была вмонтирована система отопления.
В 1964 году была собрана улучшенная версия грузового автомобиля с индексом Урал-375Д. Именно данная модель стала эталонной в серии. По своим техническим характеристикам, надежности и проходимости грузовик считался одним из лучших для своего времени. В 1973 он получил легендарный знак качества, признававший его достоинства неоспоримыми.
Несмотря на хорошие показатели, модернизация грузовика продолжалась. В 1977 машина получила отводную магистраль для охлаждения мотора. Данная система обеспечивала циркуляцию воды при отключенном радиаторе. Появилась и полнопоточная центрифуга. Линейка используемых для данных машин двигателей была дополнена дизельной силовой установкой КамАЗ-740, позволившей снизить расход топлива.
Появление в 1977 году грузовика Урал-4320 в значительной степени снизило востребованность 375-ого. Новая модель сохраняла преимущества прежней, но при этом работала с меньшим расходом топлива. Данный аспект предопределил постепенное снижение интереса к Урал-375. Однако его производство продолжалось до 1992 года, а работающие машины и модификации встречаются до сих пор.
Конструкция и ТТХ
Основу конструкции Урал-375 составляет шасси, выполненное на базе штампованной клепаной рамы. На ней располагалась металлическая кабина и платформа для грузового отделения, которая изначально делалась деревянной. В качестве прицепного устройства спереди располагались два жестких крюка, сзади имелся буксирный двусторонний прибор.
Для данного автомобиля использовались специальные колеса, имевшие конические полки, распорные кольца и разъемные обода. Для основной версии грузовика предусматривались шины ОИ-25 с переменным давлением. Контроль давления централизованный, управление обеспечивалось из кабины. Подвод воздуха внутренний.
Кабина и кузов
В первых грузовиках Урал 375 кабина была металлической, с откидными рамками окон и мягким верхом. Позже ее заменили на цельнометаллическую с поворотными форточками, глухим ветровым окном и опускными стеклами. Ветровое стекло при этом делилось на секции, что обеспечивало дополнительную жесткость.
Внутреннее состояние кабины было максимально простым. Жесткие сидения, минимальный набор приборов управления и датчиков. Водяное отопление от системы охлаждения тоже появилось не сразу.
Первые платформы были деревянными. Начиная с образца 375Д, они стали металлическими, задний борт откидывался, передний и боковые — решетчатые и надставные. Для перевозки грузов и людей имелся съемный брезентовый тент и откидные скамейки.
Двигатель
Первые модели грузовиков оснащались двигателем ЗИЛ 375. Силовая установка была четырехтактной на восемь цилиндров, вращала один коленвал. Хорошая балансировка позволяла двигателю стабильно работать при высоких нагрузках и малых оборотах.
Блок цилиндров изготавливался из чугуна, ГБЦ — из алюминиевого сплава. Рабочий объем составлял 7 л, номинальная мощность — 180 л. с. Рекомендованный бензин — А-92.
Позже на грузовики Урал-375 стали устанавливать восьмицилиндровые дизельные двигатели КамАЗ-740. Агрегат соответствовал экологическому стандарту «Евро-1», хорошо справлялся с высокими нагрузками. Рабочий объем составлял 10,85 л, номинальная мощность — 210 л. с., крутящий момент — 667 Нм.
Топливная система
В топливной системе имеется двухкамерный карбюратор. Для заливки использовался бензин АИ-92, в качестве временной меры допускалось применение АИ-72. Топливных бака два, основной на 300 л и дополнительный на 60 л.
Ходовая часть и тормоза
Передняя подвеска грузовика Урал-375 состоит из двух полуэллиптических рессор. Их передние концы крепились на раме пальцами и ушками, задние оставались скользящими. Также использовались гидравлические телескопические амортизаторы с двойным действием.
Задняя подвеска балансирная, также основывалась на двух рессорах со скользящими опорами. Средний мост имел ограничительные тросы, толчки передавались реактивными штангами. Передний управляемый мост был ведущим, а для полуосей предусматривались шарниры угловых скоростей.
Тормозная система ножного типа, колодки устанавливались на все колеса. Имелся совместный пневмогидравлический привод для переднего и среднего моста. Для заднего аналогичный привод был отдельным. Ручной тормоз барабанного типа с внутренними колодками монтировался на выходном валу дополнительной коробки. При скорости в 40 км/ч тормозной путь составляет 15 м.
КПП и трансмиссия
В грузовике Урал-375 механическая трансмиссия ЯМЗ-204У, рассчитанная на пять передних и одну заднюю передачу. В КПП Урал 375 передаточные числа совмещались с синхронизаторами на 2, 3, 4, и 5 скоростях. Сцепление двухдисковое сухое, имелись периферийные пружины. Карданная передача открытая, на четыре вала.
Элементы управления
Приборная панель Урал 375 отличается простотой. Все системы представлены датчиками и индикаторами, позволяющими контролировать состояние машины в любых условиях. Рулевой механизм червячный с зубчатым сектором и гидроусилителем, КПП механическая.
Расход топлива
У грузовиков Урал 375 расход топлива первых моделей составлял до 70 литров на 100 км. Позднее с заменой двигателя и модернизацией топливной системы показатель удалось снизить до 50 л.
Потребление горючего в значительной степени зависело от типа местности. По шоссе с высокой скоростью расход минимальный. На пересеченной местности, а также в холодном климате, потребление топлива возрастало до 50%. С учетом данного аспекта запас хода указывается в смешанном виде и составляет до 750 км.
Максимальная скорость и нагрузка
Допустимая скорость передвижения Урал-375 составляет 75 км/ч. Мощность двигателя позволяла преодолевать подъемы в 40 градусов. Разворот по наружной колее имел радиус в 10,5 метров.
Грузоподъемность машины по базовым характеристикам составляла 5 т. Однако во многом данный показатель зависел от условий местности и дорожного покрытия. Масса буксируемого прицепа составляла 10 т.
Габариты и вес
По габаритам и весу у грузовиков Урал-375 технические характеристики имеют следующие показатели:
- длина — 7,35 м;
- ширина — 2,69 м;
- высота — 2,68 м, по тенту — 2,98 м;
- дорожный просвет (клиренс) — 0,4 м;
- ширина колеи — 2 м;
- собственная масса — 8,4 т.
В зависимости от модификации и модели некоторые параметры могут отличаться. Колесная формула машины оставалась неизменной — 6х6.
Тюнинг и модернизация
Модернизация Урал-375 продолжалась все время активного использования данных грузовиков. Вскоре после выпуска новые машины получили цельнометаллические кабины, а также металлические платформы с откидными задними бортами.
Отдельный тюнинг делался и в рамках одной линейки машин. На некоторые образцы устанавливалось специальное оборудование, к примеру, лебедка барабанного типа на 65 м. Также монтировались одноходовые механические коробки отбора мощности для коробки передач и раздаточного механизма. Они обеспечивали привод вспомогательных устройств и лучшее управление машиной.
Основные модификации
За период эксплуатации Урал-375 получил несколько модификаций:
- Урал-375Д — выпускался с 1964 года, получил цельнометаллическую кабину, считается самой удачной модификацией основной модели;
- Урал-375А — шасси имело удлиненную раму под фургон К-375;
- Урал-375Е — шасси также было рассчитано на монтаж дополнительного оборудования;
- Урал-375С — седельный тягач, имел повышенный размер дополнительного топливного бака с учетом нагрузок на пересеченной местности;
- Урал-375К — грузовой автомобиль, рассчитанный на применение в условиях Крайнего Севера;
- Урал-375Т — опытный образец для следующей модели Урал-375Н, не имел серийного производства;
- Урал-375Н — народнохозяйственный грузовой автомобиль.
Последняя машина имела внешние отличия от базовой модели. Отсутствовала труба воздухозаборника, платформа была деревянной с тремя открывающимися бортами. Колеса не имели централизованного регулирования давления, запасное колесо находилось под платформой, а не между ней и кабиной.
Боевое применение
Основное применение грузовиков Урал-375 связано с вооруженными силами. На базе данной машины создавалось множество комплексов:
- самоходная пусковая установка 2Б5 РСЗО 9К51 «Град»;
- автоцистерны АЦ-5-375, АЦ-5,4-375, АЦГ-5-375;
- топливозаправщик АТМЗ-5-375;
- автокраны 8Т-200, 8Т-210, 9Т-31;
- радиолокационная станция П-18 1РЛ131 «Терек»;
- мобильная электростанция ЭД16-Т/230-РАО.
С учетом надежности и проходимости грузовики получили широкое применение в военных конфликтах с участием советской и российской армии. Вместе с этим они применялись и в народном хозяйстве, особенно у нефтяников и геологов. Для удешевления эксплуатации собственный двигатель ЗИЛ-375 менялся на дизельные ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
Плюсы и минусы
Основные преимущества грузовых автомобилей Урал-375 — ходовые качества, надежность и проходимость. Машины могли использоваться для любых типов местности как в условиях Крайнего Севера, так и при высоких температурах.
Простота сборки и массовое производство таких грузовиков облегчало их ремонт и поиск запчастей. Данный аспект также сказывался на взаимозаменяемости большинства узлов с разных модификаций.
До сих пор Урал-375 и его модификации остаются востребованными в народном хозяйстве. На вторичном рынке в зависимости от модификации и технического состояния такой грузовик можно приобрести за 300-800 тыс. рублей. Модели 1979-81 можно приобрести за 150-340 тыс., 1985-86 — за 420-470 тыс. Последние выпуски 1990-91 года обходятся в 730-810 тыс. рублей.
Основным недостатком Урал-375 выделяют повышенное потребление топлива. Особенно это относится к ранним моделям и бензиновым двигателям. Более поздние модификации отчасти решили данную проблему, снизив затраты на эксплуатацию грузовиков.











