Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

ЗиЛ-117 — обзор и технические характеристики автомобиля

ЗиЛ-117 — легковой автомобиль премиум-класса, выпускаемый во времена Советского Союза. Проект разрабатывался на основе 114-й модели. Он сохранил основное дизайнерское направление: строгий стиль и угловатыми формами. При первом взгляде в глаза бросается уменьшенная длина, придающая авто больше стремительности и элегантности. Для окраски кузова использовали чёрный, тёмно-синий и тёмно-вишнёвый цвета.

Общая информация

На заводе имени Лихачёва транспорт разрабатывали как более современный, манёвренный и скоростной, в отличие от предыдущего поколения. Несмотря на это, в правительственных кортежах использовался редко, предпочтение отдавали лимузинам 114-й версии, «Чайке» и «Волге».

По некоторым данным, машину разрабатывали по личному заказу Л.И. Брежнева. Он хотел получить статусный, но быстрый автомобиль, так как предпочитал передвигаться по дорогам Москвы без водителя. Многие свидетели в 70-х годах рассказывали, как видели Брежнева за рулём собственного, укороченного ЗИЛа.

Статус ЗиЛ-117 считался ниже, чем у 114 и 115 моделей. Он предназначался для членов Политбюро и правительства СССР. Во время последних лет застоя этими машинами пользовались ближайшие помощники генерального секретаря. Когда к власти пришёл Ю.В. Андропов, от этой идеи отказались.

Основные версии появления

Существует три основные причины, по которым создали «укороченный» лимузин. Документального подтверждения нет ни у одной из трёх.

Согласно первой версии, заказ на разработку легкового транспорта сделало руководство 9-го управления КГБ. Этот отдел отвечал за безопасность первых лиц государства. Сотрудникам требовался манёвренный, быстрый и комфортный автомобиль, благодаря которому упрощалось выполнение охранных обязанностей. Версия вызывает много сомнений, но основная из них заключается в дате старта выпуска (на 5 лет позже стандартного 114-го поколения). Если бы существовало реальная надобность, укороченные модификации производили мелкими сериями параллельно с лимузинами.

Следующий «миф» — личное недовольство габаритами представительского авто Л.И. Брежневым. В 1966 году на показе окончательных вариантов в Кремле генеральный секретарь выразил недовольство главному конструктору относительно размеров. Он считал, что габариты лишают шофёра удовольствия управлять машиной. Это пересекается со слухами о том, что Брежнев хотел получить быстрый автомобиль, которым мог управлять сам. Для удовлетворения потребности первого человека Союза могли бы собрать несколько индивидуальных экземпляров, не тратя средства на серийный выпуск.

Наиболее правдивой версией считается борьба в верхах политической власти. Кандидаты в члены Политбюро довольствовались устаревшими «Чайками», которые по внешнему виду и характеристикам уступали ЗиЛ-114. Так как во власти в то время обретали значимость внешние атрибуты, чиновники второго политического эшелона не хотели уступать первым лицам Союза. Поэтому на разработку поставили «117-й». Эта версия вызывает сомнения, так как делать государственные заказы такой величины члены в Политбюро не могли.

Конструкция

Автомобиль ЗиЛ-117 — хорошая переработка «114-й». Многое схоже во внешнем оформлении, отделке салона и технических характеристиках.

Первое отличие салона — задний ряд придвинут к переднему для уменьшения длины. Несмотря на это, комфортность нахождения на пассажирских местах не ухудшилась. Такой шаг сэкономил полметра длины. Отделка интерьера сохранилась. Конструкторы планировали сделать кузов несущим, но из-за этого пришлось бы разрабатывать всё с нуля, устанавливать усиление каркаса. Это привело бы к повышению массы авто. Чтобы решить проблему, инженеры заменили периферийную раму на штампованно-сварную лестничного типа.

Колёсная база стала короче на 48 сантиметров. Укорачивание таких элементов, как кузов, карданный вал, трубопровод и проводка позволил сэкономить ещё полметра. Больше отличий в «железе», по сравнению со «старшим братом», нет.

Двигатель ЗиЛ-117 остался без изменений. Восьмицилиндровый мотор с V-образным расположением цилиндров. Он обладал внушительными характеристиками: 300 лошадиных сил, позволяющие разгоняться до 190 км/ч. Конструкцию силовой установки дополняли четырёхкамерный карбюратор, гидравлический толкатель клапанов и транзисторная система зажигания. Сохранилась двухскоростная автоматическая коробка передач с гидротрансформатором. В 1975 году её заменили на трёхступенчатую ГМП.

Подвеска изменений не потерпела. Она обеспечивает плавную и мягкую езду по асфальтированному и грунтовочному дорожному покрытию. Главной особенностью конструкции подвески является стабилизатор поперечной устойчивости и торсионы, выступающие в роли упрогого элемента. Шум в салоне понижен за счёт крепления подвески к раме — с помощью резиновых шарниров.

Тормозная система состоит из двух контуров. Каждый работает с парой колодок на колёсах, расположенных относительно друг друга по диагонали. Это сделано для повышения безопасности: в случае поломки одного из контуров в процессе движения, автомобиль мог уверенно тормозить. В устройстве задних тормозов присутствует ограничитель усилия. Вакуумный усилитель дополняет главный цилиндр тормозного механизма. В контурах передних и задних скоб присутствуют гидровакуумные усилители. Стояночный тормоз работает от нажатия педали. В его основе лежит механический привод. Он оказывает воздействие на тормозные барабаны задних колёс. Стояночный тормоз работает при неисправной гидравлике. При начале движения стояночный тормоз деактивировался автоматически.

Ключевым моментом вспомогательных систем являются сервоприводы. За счёт них работают омыватели стекол, электростеклоподъёмники, выдвигаются антенны, блокируются дверные замки и настраивает радиоприёмник.

Технические характеристики:

  • Длина — 5,7 метров;
  • Ширина — 1,5 метра;
  • Высота — 3,3 метра;
  • Колёсная база — 3,3 метра;
  • Клиренс — 17 сантиметров;
  • Вес — 3,2 тонны;
  • Объём двигателя — 7 литров;
  • Мощность — 300 лошадиных сил;
  • КПП — автоматическая;
  • Максимальная скорость — 190 км/ч;
  • Расход топлива — 18 литров на 100 километров.

В салоне упразднили перегородку между передним и задними рядами. Кожей обшиты не только передние сиденья, но и задний диван. Подлокотников нет, поэтому средства связи и пульты дистанционного управления поместили в массивную конструкцию, располагающуюся между передними колёсами. Реализована раздельная система кондиционирования: для водительской и пассажирской зон.

Между задними дверьми теперь размещаются «сановные» пассажиры. При этом стёкла перед задними стойками сохранились. Задние стойки пришлось сделать прочнее, так как их количество снизилось с восьми до шести. Угол наклона у передней кромки задних стоек изменился, из-за чего изменилась форма задних дверей. Задние двери оснащены глухими форточками.

Колёсные арки и кромки задних крыльев получили новый декоративный элемент — хромированные молдинги. Основу дизайна от 114-й модели сохранили, так как он отвечал современным требованиям премиум-класса. Несмотря на уменьшение длины на полметра, внешний вид транспорта не испортился, а только заиграл новыми красками. От «лимузина» укороченная версия отличалась непринуждённостью и повседневностью, хотя выполняла такую же роль — транспортировка первых лиц государства. Для простых граждан «114-й» казался недосягаемым, а модель ЗиЛ-117 определялась как машина, на которой можно передвигаться ежедневно.

ЗиЛ-117В

ЗиЛ-117В — открытый вариант машины представительского класса, который разрабатывался на основе не «лимузина», а его укороченной версии. Несмотря на копирование аналога, модификация с индексом «В» получила множество отличительных особенностей.

Первая проблема, с которой столкнулись разработчики — ухудшенная жёсткость кузова из-за упразднения боковых и задних стоек. Для устранения недостатка каждую панель оснастили собственным дополнительным усилителем. Рама осталась прежней — штампованно-сварная лестничного вида. К дверям «открытой версии» впервые предъявлялись критерии жёсткости.

За несколько лет, прошедших после выпуска классического варианта ЗиЛ-117, немного поменялись дизайнерские тенденции. Фаэтон получил четыре передние фары круглой формы, помещённых в квадратную рамку, покрытую хромом. Кроме этого, в дизайне появилась хромированная облицовка радиатора с рисунком и открытые арки задних колёс.

Устройство салона сохранили с седана. Салон отделан качественной кожей, которая служила долгие годы. Аппараты связи и пульты дистанционного управления снова поменяли дислокацию — их переместили в специальную консоль, которая находится между передними креслами.

Технические характеристики:

  • Длина — 5,7 метров;
  • Ширина — 2 метра;
  • Высота — 1,5 метра;
  • Колёсная база — 3,3 метра;
  • Клиренс — 17 сантиметров;
  • Вес — 3,3 тонны;
  • Объём двигателя — 7 литров;
  • Мощность — 300 лошадиных сил;
  • КПП — автоматическая;
  • Максимальная скорость — 190 км/ч;
  • Расход топлива — 18 литров на 100 километров.

Основное предназначение транспорта — демонстрация на парадах. Для этого его оснастили микрофоном и радиостанцией. Переднее пассажирское кресло убрали, ему на смену пришла стойка, за которую мог держаться стоящий человек. Кузов окрашивался в серо-зелёный цвет, тент в светло-серый. Завод имени Лихачёва собрал три экземпляра. Впервые на Красной площади появился в 1972 году, после этого участвовал во всех военных парадах до 1980 года. «В» заменили на ЗиЛ-41044. Техническое оснащение такое же, как у версии «седан».

Какой можно сделать вывод?

ЗиЛ-117 — качественный транспорт своего времени. Обладал надёжно конструкцией, работал стабильно и не требовал частого ремонта. При бережной эксплуатации проходил несколько сотен тысяч километров без капитального ремонта.

Использовался для перевозки руководителей страны, членов КПСС, КГБ и руководителей армии. В народе из-за представительского класса он получил название «членовоз». Появлялся в киноиндустрии в фильме Казино Рояль.