На вооружении армии России в разные годы находились многие экспериментальные аппараты. Мало кто знает, что еще в девяностых годах был создан беспилотный летательный аппарат, получивший модификацию Ка-137. Вертолет до сих пор успешно эксплуатируется силами МЧС России и решает много задач одновременно. Сегодня он чаще всего используется для метеорологического наблюдения.
История создания
Основное назначение беспилотника Ка-137 – это разведка радиационного, химического, инженерного, биологического типа, а также доставка небольших экстренных грузов. Беспилотник способен обеспечивать патрулирование местности, вести мониторинг, рыборазведку, противопожарное патрулирование.
Беспилотник был создан еще в 1990-х. Проектирование К-137 было поручено конструкторскому бюро во второй половине 1194. По созданному эскизу построили макет, учитывая настоящие размеры.
Сегодня вертолет без полетного места состоит на вооружении вертолетного комплекса МБВК-137. БПЛА выполняют в трех модификациях:
- грунтово-мобильной;
- аэромобильной;
- корабельной.
Комплекс вмещает от 2 до 5 вертолетов.
Первый вариант выполнен на базе «КАМАЗА», оператор при этом способен контролировать полет двух экземпляров одновременно. Для БПЛА предусмотрено 2 контейнера, а для загрузки и выгрузки используется специальный кран.
Второй вариант размещается на основе вертолета КА-32. БПЛА крепится к месту, где присоединена внешняя подвеска. Так, беспилотник доставляется к месту дислокации. Модель успешно управляется с вертолетного борта.
БПЛА успешно перемещается в рамках собственного скоростного диапазона на любом направлении.
Внутри смонтированы системы управления и навигации, что позволяет корректировать курс с учетом метеоусловий и времени суток.
Характеристики БПЛА
Для КА-137 характерна грузоподъемность до 50 килограмм, но максимальный показатель приближен к 80 килограммам.
- длина модели составляет 1,88 метра;
- винт диаметром – 5,3 метра;
- масса вертолета без груза – 200 килограмм;
- вертолет развивает скорость до 175 километров в час;
- продолжительность летного времени составляет 4 часа.
Грузы, которые перевозит Ка-137, должны иметь небольшие размеры, чтобы можно было поместить внутри контейнера для хранения.
Особенности конструкции
Вертолетный фюзеляж выполнен из каркаса и обшивки. Внутри конструкции предусмотрено несколько отсеков:
- моторный отсек;
- места для спецоборудования и редукторов.
Изначально предусматривалось, что модель будет оснащаться двумя топливными баками, на днище предусмотрены антенные устройства.
По словам конструкторов, шасси беспилотника имеет четыре опоры и принадлежит к типу рессорных.
Особое внимание уделено силовой установке. Это поршень двухконтактного двигателя с мощностью 65 литров. Возможна дополнительная установка отечественных двигателей. БПЛа оснащен системой автоматического управления цифрового типа. На борту есть тепловизор, радиолокатор, ретранслятор и различные датчики.
Сегодня беспилотный вертолет используется в некоторых отраслях на вооружении МЧС России. Это многоцелевой беспилотный вертолет комплекса с возможностью удаленного управления.
Известно, что придание фюзеляжу сферической формы привело к тому, что проблемные моменты инерции были сведены к минимуму. МЧС России называет эту конструкцию «беспилотником, способным работать там, где опасно находиться людям».
Неофициально Ка-137 стали называть «Пепеляцем». Это фантастический летательный аппарат, который был создан для кинофильма «Кин-дза-дза». Прозвище прикрепилось из-за сферической формы, которая характерна для обеих конструкций.