Несмотря на то, что в США никогда не придавали производству бронетехники настолько же большого значения, как строительству самолетов и кораблей, сухопутная американская армия располагает сегодня весьма мощным основным танком. Это M1 Abrams – боевая машина, за последние тридцать лет принимавшая участие во множестве вооруженных конфликтов. До сих пор некоторые эксперты считают, что именно «Абрамс» является лучшим в мире современным танком, превосходящим, в частности, перспективный российский Т-14 «Армата», не говоря уже о Т-90 и более ранних моделях еще советского производства. Чтобы понять, насколько подобные оценки соответствуют действительности, необходимо вспомнить о том, как разрабатывался М1 и каким он стал в последние годы.
История создания
В 60-е годы прошлого века основным боевым танком армии США являлся M60. Эта машина не вполне удовлетворяла американских военных, однако её выпускали в больших количествах, поскольку ничего лучшего на тот момент на Западе не имелось. Правда, в послевоенные годы в США велись проектные работы, предполагавшие создание двух перспективных танков (среднего и тяжелого), но их пришлось прервать после появления T-54.
Советская машина явно превосходила послевоенный M48 Patton III, и это отставание требовалось ликвидировать в кратчайшие сроки. Поэтому американские танкостроители предпочли пойти по более простому пути – не создавать принципиально новую конструкцию, а модернизировать имеющуюся.
Добиться поставленной цели не удалось – в 60-е годы СССР продемонстрировал целый ряд успехов в деле создания новых бронированных машин. Появился Т-62 с принципиально новой гладкоствольной пушкой, испытывались также ракетные танки.
В этих условиях американцы решили соединить свои капиталы с наработками западногерманских производителей боевой техники. Так возник проект Main Battle Tank 70 (MBT70).
Соответствующее соглашение США и ФРГ подписали 1 августа 1963 года, после чего инженеры по обе стороны океана приступили к напряженной работе. Чтобы гарантированно обогнать Советский Союз, решено было ввести в конструкцию целый ряд новшеств, которые, видимо, казались революционными:
- Комбинированное бронирование;
- Автоматизированная система управления огнём;
- Автомат заряжания.
Ни в Америке, ни в ФРГ привлеченные к реализации этого замысла специалисты не подозревали о том, что все придуманные ими необыкновенные новинки уже имеются на Т-64, серийное производство которых началось еще тогда, когда на Западе продолжалось предварительное проектирование.
Надо сказать, что немецкие и американские конструкторы с самого начала очень по-разному подходили к созданию нового танка. Со временем эти разногласия только нарастали, что в конечном счете завело программу MBT70 в тупик. Впрочем, нельзя сказать, что она ничего не принесла. В частности, одним из её результатов стало создание немецкой пушки с гладким стволом Rh 120, впоследствии устанавливавшейся на «Абрамсах».
В начале 1972 года командование американских сухопутных войск создало особую группу, целью которой стало создание нового технического задания на разработку основного боевого танка. На составление перечня основных требований к боевой машине ушел целый год. Следует учитывать, что эта работа велась в условиях нарастающего мирового экономического кризиса первой половины 70-х. Именно по этой причине одним из главных вопросов стала себестоимость «танка будущего».
Предполагалось, что министерство обороны закажет 3 300 танков, заплатив за каждый из них от 500 до 600 тысяч долларов. Добиться столь низкой стоимости было, разумеется, непросто. Возможно, именно поэтому министерство обороны провело конкурс, в котором приняли участие два крупных автомобилестроительных концерна – Chrysler Corporation и General Motors. Ранее подобный подход в США не практиковался. Можно, к примеру, вспомнить о том, что знаменитые «Шерманы» разрабатывались на государственном предприятии.
Прототипы нового танка, первоначально обозначавшегося как XM1, были подготовлены конкурирующими компаниями к февралю 1976 года. Машина, созданная инженерами корпорации Chrysler, оснащалась ходовой частью с четырнадцатью опорными катками (по семь на борт) и газотурбинной силовой установкой AGT-1500.
Концерн General Motors продемонстрировал танк с мощным дизельным двигателем, который ранее устанавливался на экспериментальных прототипах, созданных в рамках программы MBT70. Ходовая часть в этом случае состояла из двенадцати опорных катков (по шесть на борт).
Испытания, проводившиеся для объективного сравнения обоих танков, завершились к 12 ноября 1976 года. По мнению конкурсной комиссии, лучшие результаты были показаны машиной, разработанной компанией Chrysler. Руководство американских сухопутных сил, таким образом, полностью определилось со своим выбором, однако в этот момент появился новый участник конкурса.
Им стал немецкий танк «Леопард 2». 11 декабря 1976 года было принято решение о проведении дополнительного этапа сравнительных испытаний. Если бы машине, сделанной в ФРГ, удалось одержать верх над американским прототипом, «Абрамс» просто никогда не появился бы.
Некоторые эксперты и сегодня считают, что немецкий танк был лучше. Как ни странно, его непростительным недостатком американские участники конкурсной комиссии посчитали то самое 120-мм гладкоствольное орудие Rh 120. Представители ФРГ, в свою очередь, крайне скептически отнеслись к идее оборудования бронированной машины газотурбинным двигателем. Вообще говоря, позиция Пентагона, выбравшего для вооружения будущего «Абрамса» устаревшую 105-мм нарезную пушку, выглядит сегодня до крайности нелепой. Этим решением военные лишь усложнили и без того затянувшуюся почти на 20 лет историю создания нового танка.
Оставался еще некоторый шанс на то, что XM1 и «Леопард 2» удастся унифицировать по основным узлам и элементам конструкции, но созданная американским Конгрессом военная комиссия посчитала, что проведение соответствующих работ отнимет слишком много времени и средств.
В 1978-1979 годах проводились войсковые испытания XM1, в которых принимали участие 11 опытных экземпляров нового танка. Еще до их завершения началось изготовление первой серийной партии машин (110 единиц). Примечательно, что во время тестирования опасения немецких специалистов по поводу уместности использования газотурбинной силовой установки во многом оправдались – двигатель работал крайне ненадежно и стремительно изнашивался, выдерживая от силы две сотни километров пробега.
В какой-то момент казалось, что танк придется оснастить обычным дизелем, но уже в конце 1979-го конструкторы устранили большинство недоработок, и уже в 1980-м году XM1 официально приняли на вооружение под названием M1 Abrams (генерал К. Абрамс возглавлял штаб сухопутных войск США в 60-е годы).
Массовое серийное изготовление новых танков было развернуто в 1981 году в штате Огайо, в городе Лима, а в 1982-м – в штате Мичиган, в городе Уоррен. В обоих случаях сборкой занимались государственные предприятия. Правда, завод в Лиме впоследствии перешел в собственность компании General Dynamics. Первая партия составила 352 машины, а к началу 1985 года удалось собрать 2374 танка в базовой модификации.
Вскоре «Абрамс» был модернизирован – появилась первая модификация этого танка, вооруженная 120-мм орудием. Можно сказать, что именно в этот момент основной этап создания машины удалось успешно завершить – США наконец получили возможность противопоставить советским танкам достойного соперника. В последующие годы «Абрамс» постепенно становился всё более эффективным, что и позволило ему занять своё место в американских вооруженных силах.
Основные цели и задачи
M1 Abrams – это основной боевой танк. В силу этого перечень его главных целей и задач выглядит следующим образом:
- Активное ведение маневренного огневого боя в наступлении, проникновение в оперативный тыл противника, уничтожение его резервов, транспортных колонн и любых других доступных для поражения целей;
- Огневая поддержка и прикрытие своей пехоты на поле боя;
- Уничтожение огневых точек и танков противника;
- Ведение оборонительного боя на позиции.
Следует отметить, что в то время, когда шли активные конструкторские работы по созданию «Абрамса», командование НАТО считало наибольшей угрозой массированное наступление крупных танковых соединений СССР на европейском театре боевых действий. Из-за этого главной задачей M1 долгое время являлось уничтожение атакующей советской бронетехники.
Такая особенность и привела, по всей видимости, к полному отсутствию в составе боекомплекта «Абрамса» осколочно-фугасных снарядов – они появились лишь на самой последней модификации машины, продемонстрированной в 2015 году.
Конструкция танка M1 Abrams
«Абрамс» танк классической компоновки: в его передней части размещено отделение управления, где находится механик-водитель, середина занята боевым отделением с вращающейся башней, а в корме находится моторно-трансмиссионное отделение.
Корпус и башня
Наиболее характерной особенностью танка M1 Abrams является его массивное многослойное бронирование. При этом наиболее защищенной конструкторы сделали переднюю проекцию башни и корпуса. Для того, чтобы танк нельзя было пробить при помощи кумулятивных или подкалиберных снарядов, используются модули комбинированной брони. Они состоят из двух толстых листов металла и размещенного между ними наполнителя. В состав последнего изначально входили керамические плитки, впоследствии (начиная с модификации M1A1HA) дополненные элементами из обедненного урана. Сколько их в каждом модуле – точно неизвестно.
В настоящее время на «Абрамсах» используется урановая броня третьего поколения. За счет этого защита лобовой проекции башни танка при его обстреле кумулятивными боеприпасами эквивалентна той, которую обеспечивалась бы сплошной стальной плитой толщиной в 1600 миллиметров, а при использовании подкалиберных снарядов – 960 мм. Для передней нижней лобовой детали корпуса эти показатели составляют, соответственно, 1100 и 700 мм.
Бортовое бронирование башни также многослойное, но не столь мощное. Оно эквивалентно приблизительно 550 мм сплошной стали (при использовании кумулятивных боеприпасов). Толщина брони «Абрамса» по бокам его корпуса невелика, она составляет в среднем всего 35 мм. Защита боковой проекции танка усилена навесными экранами, прикрывающими моторно-трансмиссионное отделение. Всего таких дополнительных модулей 14, по семь штук на каждый борт.
Днище танка спереди имеет толщину около тридцати миллиметров, а сзади – не более 12,5 мм. Обращает на себя внимание очень значительный наклон верхней лобовой детали корпуса – он достигает 82 градусов, что также в значительной мере повышает защищенность. Вместе с тем необходимо отметить, что в этой части танка многослойных модулей нет, а толщина броневого листа составляет всего 50 мм.
Здесь же, спереди, размещены два металлических бака. Считается, что при попадании в них кумулятивных снарядов горючее сможет успешно «размыть» образовавшуюся струю сверхвысокого давления. Всего на «Абрамсе» имеется шесть емкостей для топлива, из которых четыре сделаны из полиэтилена.
Как корпус, так и башня представляют собой цельносварную конструкцию. Этот тип соединения обеспечивает достаточную прочность и жесткость. Бортовые накладные экраны прикрепляются при помощи кронштейнов и болтов. Кроме того, эти элементы соединяются друг с другом петлями и шарнирами.
Применение сложной многослойной брони с урановым наполнением обусловило как угловатую форму танка M1 Abrams, так и его внушительный вес. Машины последних модификаций «тянут» на 63 тонны. Впрочем, эта особенность вообще характерна для западных танков.
Силовая установка
В отличие от большинства других основных боевых танков, «Абрамс» оборудован не многотопливным дизельным мотором, а газотурбинной силовой установкой. Это двигатель AVCO Lycoming AGT-1500 мощностью в полторы тысячи лошадиных сил. Благодаря таким показателям M1 Abrams обладает очень высокой удельной энерговооруженностью, превосходя в этом отношении большинство других танков.
В то же время из-за значительного размера системы воздухоочистки двигателя габариты моторно-трансмиссионного отделения пришлось существенно увеличить. В целом выбор в пользу газотурбинной установки был и остаётся спорным. Как известно, из советских танков аналогичным двигателем оснащался только Т-80, причем дискуссия относительно правильности такого конструкторского решения продолжается даже сегодня.
Трансмиссия M1 Abrams – автоматическая, она объединена с двигателем. Общая масса этого блока составляет приблизительно 3,8 тонны. Коробка передач гидромеханическая, имеется 4 передачи при движении вперед и две – заднего хода. Скорость движения в обратном направлении может достигать 30 км/ч. Примечательно, что значительной необходимости в гидротрансформаторе при использовании газотурбинных двигателей нет, однако в конструкции трансмиссии данный элемент всё же присутствует. По всей видимости, за счет этого обеспечивается большая плавность хода.
Многие танки «Абрамс» модификаций M1A1 и M1A2 оборудовались вспомогательной силовой установкой. Размещалась она позади башни, в специальном бронекоробе. Предполагалось, что этот дополнительный мотор позволит обеспечивать питание электрооборудования при выключенном основном двигателе. Кроме того, ВСУ подключалась к приводу вращения башни.
После боёв 2003 года в Ираке вспомогательные двигатели демонтировали, поскольку они неожиданно стали «ахиллесовой пятой» танка. Вместо этого «Абрамсы» получили дополнительные аккумуляторы. Первоначально планировалось, что ВСУ «переедет» под прикрытие основной брони, но пока что соответствующая модернизация танка всё ещё не была осуществлена.
Ходовая часть
Гусеницы танка позволяют преодолеть не менее 3360 километров. Их главным недостатком является большой вес. Имеются съёмные резиновые башмаки и грунтозацепы – первые облегчают движение по дорогам, а вторые используются для увеличения проходимости. Количество опорных катков – 14, по семь с каждой стороны. Общий ресурс ходовой части может достигать 8 тысяч километров.
Основное вооружение
Первые серийно выпускавшиеся танки Abrams M1 оснащались орудием M68A1. Фактически это незначительно измененная 105-мм пушка L7 производства Великобритании. Разрабатывалась она в 50-е годы и считалась тогда достаточно удачной. Вот только уже в 60-е годы в СССР были созданы танки Т-62, вооруженные куда более перспективными гладкоствольными пушками. Таким образом, вплоть до середины 80-х годов «Абрамсы» по своей огневой мощи безнадежно проигрывали всем типам советских танков, кроме уже довольно старых Т-54/55.
В 1985-м году эту ситуацию исправили – M1A1 получил значительно более мощное и современное орудие M256. «В девичестве» эта 120-мм пушка именовалась Rh120, она была создана конструкторами западногерманской компании Rheinmetall для танка «Леопард-2». По своим баллистическим характеристикам M256 в основном совпадает с советским 125-мм орудием 2А46М, устанавливавшимся на Т-72.
Боекомплект M68A1 состоял из 55 унитарных выстрелов, из которых 44 размещаются в кормовой части башни, в особом отсеке, отделенном массивной бронеперегородкой. Непосредственно над снарядами находятся так называемые вышибные панели. Благодаря их наличию при детонации боекомплекта взрывная волна уходит вверх, не проникая в боевое отделение, что обеспечивает выживание экипажа. Три выстрела размещены непосредственно перед заряжающим, а еще 8 – в изолированном отсеке внутри корпуса.
Боекомплект M256 из-за увеличения размеров снаряда и гильзы пришлось сократить до 40-42 выстрелов, из которых 36 размещены в кормовой нише башни, а четыре (иногда 6) – внутри корпуса. Могут использоваться следующие виды снарядов:
- Подкалиберные с оперением (БОПС) – M829 различных модификаций. Способны поражать цели, находящиеся на расстоянии до 4,6 км при отклонении от точки прицеливания не более 32 см;
- Кумулятивные M Имеется также кумулятивно-осколочная модификация M830A1;
- Подкалиберный M Предназначен для разрушения бетонных укреплений, снаряжен взрывчаткой, что обеспечивает не только кинетическое, но и фугасное поражение;
- Противопехотный M Используется только теми танками, которые принадлежат морской пехоте США. Содержит в себе свыше тысячи шариков из вольфрама диаметром в 9,5 мм. При выстреле эти элементы вылетают непосредственно из ствола пушки. Дальность действия – до 600 м, эффективная – до 300 м. M1028 – это попытка замены полноценного осколочно-фугасного снаряда, создать который для М256 не удалось.
В 2015 году был продемонстрирован танк «Абрамс», в составе боекомплекта которого появился новый тип боеприпасов – выстрел AMP XM1147. Его боевой частью является фугасный снаряд с программируемым взрывателем и трассером.
При этом из всех других типов выстрелов оставлен только БОПС M829E4 AKE с повышенной бронепробиваемостью. Таким образом, затянувшуюся проблему с отсутствием полноценного противопехотного снаряда, видимо, удалось решить.
Отличительной особенностью американских подкалиберных бронебойных снарядов является их оснащение сердечником из обедненного урана. Такие боеприпасы имеются и на вооружении российских танков, однако считается, что применять их следует лишь в условиях широкомасштабной войны. Тактико-технические характеристики урановых снарядов очень хороши, однако их массированное применение чревато сильным загрязнением местности, на которой идут боевые действия.
Вспомогательное вооружение
Помимо пушки, танки «Абрамс» могут применять в бою пулеметы. Всего их имеется три штуки. На крыше башни размещена установка для защиты от атаки с воздуха, которая может быть оборудована пулеметом M240 тридцатого калибра (7,62 мм), или M2HB пятидесятого калибра (12,7 мм).
Два других пулемета – это M240. Один из них спарен с пушкой, другой размещен перед люком заряжающего. Стандартный боекомплект составляет тысячу патронов пятидесятого и 11400 тридцатого калибров.
Кроме того, «Абрамс» оборудован дымовыми гранатометами калибра 66 мм. Размещены они по бортам башни. Используются или четыре M257 (по четыре ствола), или два M250 (по шесть стволов).
Электронное и целевое оборудование
Система управления огнём – это один из главных «козырей» танка M1 Abrams. Правда, на первых модификациях входящие в её состав приборы наблюдения, прицелы и стабилизаторы почти не отличались по своим характеристикам от советских аналогов, но затем американцам удалось добиться существенного превосходства. Сегодня СУО «Абрамсов» считается едва ли не лучшей в мире.
Прицеливание в цель типа «танк» обеспечивается на расстоянии до 4990 метров (для M1A2). Наводчик при этом может пользоваться как дневным, так и инфракрасным каналом. Командир экипажа также способен самостоятельно вести огонь и осуществлять прицеливание. Обеспечивается поражение как стационарных, так и движущихся объектов. Впрочем, во втором случае вероятность попадания существенно ниже, так как угловая скорость цели может измениться уже после выстрела. Если же противник стоит на месте, снаряд наверняка поразит его.
Круговой обзор исходно обеспечивался вращающейся командирской башенкой с перископами. Начиная с модификации M1A2, она стала неподвижной, а количество перископов увеличено до восьми. Кроме того, наиболее поздние варианты СУО включают в себя систему FBCB2-EPLRS, обеспечивающую реализацию концепции «сетецентрической войны». Улучшено навигационное оборудование, а связь с командованием и другими боевыми машинами может осуществляться через спутник, с использованием коммерческих сетей.
Тактико-технические характеристики
Поскольку танки «Абрамс» выпускались в разных модификациях, основные параметры приводятся для самой первой из них и двух более поздних, которые стали самыми распространенными.
M1 | M1A1HA | M1A2 SEP | |
Вес танка | 54,4 тонны | 61 тонна | До 63 тонн |
Длина (без ствола орудия) | 7,92 м | 7,92 м | 7,92 м |
Ширина | 3,66 м | 3,66 м | 3,66 м |
Высота | 2,43 м | 2,43 м | 2,43 м |
Защищенность лба башни (эквивалент) | 700 мм | 850 мм | 940-960 мм |
Защищенность лба корпуса | 550 мм | 650 мм | Точных данных нет |
Толщина бортов | От 25 до 57 мм | От 25 до 57 мм | От 25 до 57 мм |
Толщина крыши | 70 мм | 70 мм | 70 мм |
Максимальная скорость | 72 км/ч | 65 км/ч | 67 км/ч |
Запас хода | 440-465 км | 440-465 км | 440-465 км |
Удельная мощность | 27,6 л.с. на тонну | 22,3 л.с. на тонну | 23,8 л.с. на тонну |
Запас хода и максимальная скорость даны для движения по шоссе. Как нетрудно заметить, многие характеристики танка с годами менялись незначительно. В основном усиливалась защита и возрастали характеристики электронного оборудования. Экипаж всегда состоял из четырех человек (исключая экспериментальные варианты).
Модификации танка M1 Abrams
«Абрамс» выпускался в трёх основных вариантах: M1, M1A1 и M1A2. У каждого из них, однако, имелись субмодификации, порой значительно отличающиеся по своим характеристикам. Поэтому есть смысл описать каждый из этих вариантов отдельно.
M1
Базовый вариант танка «Абрамс» серийно производился, начиная с 1980 года. Его главная особенность – устаревшая 105-мм пушка. В 1984-м году появилась субмодификация M1IP. Такие танки получили башни с усиленным «лбом». Кроме того, на зенитный пулемет установили электроспуск, а трансмиссия и подвеска были улучшены.
M1A1
Эти танки, выпуск которых начался в 1984-м году, получили на вооружение 120-мм гладкоствольное орудие, что позволило им куда более успешно соперничать с советскими бронированными машинами. Кроме того, усилилось бронирование танка.
Со временем появились следующие дополнительные модификации:
- M1A1HA (аббревиатура HA расшифровывается как Heavy Armor). На этих танках впервые была установлена комбинированная броня с элементами из обедненного урана. Серийное производство началось в 1988-м году;
- M1A1HC (Heavy Common). Танк производился, начиная с 1990 года. Боекомплект увеличен на два выстрела, выполнены доработки силовой установки и систем управления, установлена урановая броня второго поколения;
- M1A1HA+. Единственное отличие от M1A1HA – урановая броня второго поколения. Выпуск таких танков начался в 1991 году;
- M1A1D. Такое обозначение получили танки, электроника которых в 2000-м году была модернизирована до уровня следующей модификации машины, M1A2 SEP;
- M1A1KVT. Эти машины используются в качестве «имитаторов» советских и российских танков при проведении обучения экипажей;
- M1A1M, M1A1 SA – экспортные варианты танка. Поставлялись в Ирак и Марокко.
Некоторое время сборка M1A1 осуществлялась серийно не только в США, но и в Египте. В 2020-м году правительство этой страны выразило заинтересованность в замене «Абрамсов» на Т-90, однако, переговоры по данному вопросу только начались.
Отдельно следует упомянуть о танках, прошедших модернизацию. Она осуществлялась в различных направлениях. Так, машины, выпущенные еще в 80-х годах и прошедшие капитальный ремонт, получили обозначение M1A1AIM Block I или M1A1AIM Block II. Между собой эти две субмодификации отличаются уровнем защищенности – в первом случае он не изменился (модернизация затронула главным образом систему управления огнем), а во втором танки были оборудованы урановой бронёй третьего поколения.
Кроме того, на базе M1A1 было создано несколько экспериментальных прототипов боевой машины под обобщенным обозначением M1A1 Block III. Один из них, M1 TTB, был оборудован автоматом заряжания с каруселью для размещения снарядов. Башня этого танка стала необитаемой, а в передней части машины появилась бронекапсула, рассчитанная на трёх человек – в целом вся эта конструкция напоминает российскую «Армату».
Еще один прототип, M1 CATTB, предполагается оснастить новым орудием калибра 140 мм и дизельным двигателем вместо газотурбинной установки.
M1A2
Первые танки этой модификации, появившиеся в 1992 году, мало отличались от M1A1HA+. Изменения коснулись в основном электроники – машина получила новую боевую информационно-управляющую систему и улучшенные прицелы. Несколько повысились на танках «Абрамс» M1A2 характеристики защищенности, что обеспечивалось урановой броней второго поколения. Кроме того, именно на этих танках впервые появилась неподвижная командирская башенка с двумя дополнительными перископами.
В дальнейшем были разработаны следующие субмодификации:
- M1A2 SEP («Пакет улучшенных систем»). Изготовление этих танков началось в 1999-м году. Уровень защищенности машины увеличен благодаря урановой броне третьего поколения, в очередной раз улучшены характеристики электроники и целевого оборудования, но главным стало появление системы FBCB2, благодаря которой танк стал отвечать требованиям концепции «сетецентрической войны»;
- M1A2 SEP V Танки со вторым «пакетом улучшений» отличаются значительно более удобными и совершенными внутренними дисплеями, повышением уровня встраивания машины в общую систему управления войсками и новыми видами прицелов;
- M1A2 SEP V Впервые танки с таким обозначением были продемонстрированы в 2015 году. Одной из главных их особенностей стало сокращение количества разновидностей боеприпасов до двух типов – многоцелевого снаряда с программируемым взрывателем и бронебойного подкалиберного выстрела. Для реализации этого подхода электронное оборудование машины пришлось дополнить и усовершенствовать.
Часть танков M1A1 и M1A2, поставлявшихся в Саудовскую Аравию, была модернизирована в рамках особого контракта, подписанного в 2011 году. Эти машины обозначаются сегодня как M1A2S.
Долгое время на танках «Абрамс» отсутствовали элементы динамической защиты, но во время войны в Ираке был создан специальный комплект Tank Urban Survival Kit (TUSK), который, как полагают его разработчики, позволяет рассчитывать на более успешное ведение боя в условиях городской застройки. Одной из составных частей этого комплекта стала динамическая защита ARAT. Её элементы размещаются по бортам танка, предотвращая попадание кумулятивных снарядов и гранат.
В состав TUSK, помимо динамической защиты, входят прозрачные щитки, позволяющие командиру и заряжающему более безопасно вести наблюдение из открытых люков, установку для монтажа дополнительного пулемета, средства связи для взаимодействия с пехотой и элементы усиления днища.
Достоинства и недостатки
Танки M1 Abrams обладают целым рядом безусловных плюсов:
- Очень эффективное и высокопроизводительное электронное оборудование, позволяющее экипажу безошибочно обнаруживать и поражать цели, действуя в тесной координации с другими танками и целыми подразделениями;
- Превосходная оптика и тепловизионное оборудование;
- Комфортабельные условия для каждого из членов экипажа;
- Высочайший уровень защищенности лобовой проекции танка;
- Хорошая пушка, позволяющая поражать все виды бронированных целей с высокой точностью;
- Безопасность для экипажа – даже при детонации боекомплекта танкисты чаще всего выживали.
Из безусловных минусов «Абрамса» наиболее очевидны следующие:
- Слишком большой вес и габариты (традиционный недостаток западных танков);
- Наличие «замана» — зазор между корпусом и башней;
- Тонкая бортовая броня, которую можно пробить из любого противотанкового гранатомета. В районе МТО «Абрамс» может быть поражен даже снарядами малокалиберных автоматических пушек;
- Отсутствие в составе боекомплекта управляемых ракет. Этот недостаток становится особенно заметным при стрельбе на большие дистанции.
Отказ от использования динамической защиты и отсутствие осколочно-фугасных снарядов также заметно снижают практическую ценность танков «Абрамс», но в последние годы эти недочеты были устранены, хотя и на сравнительно небольшом количестве машин.
Кроме того, некоторые особенности M1 Abrams можно считать как достоинством, так и недостатком, тут всё зависит от точки зрения. В частности, многие эксперты считают, что газотурбинный двигатель – это не лучший вариант силовой установки для танка. Другие же уверены, что прожорливость и чувствительность к загрязнениям ГТСУ с лихвой компенсируется её огромной мощностью. Учитывая наличие экспериментальных прототипов, оснащенных дизелем, можно предположить, что в будущем возобладает всё же первое направление.
Использование обедненного урана для изготовления многослойной брони и бронебойных подкалиберных снарядов – также далеко не бесспорное решение. С одной стороны, уран обеспечивает высокую прочность защиты и отличную пробиваемость снаряда, а с другой – это радиоактивный и химически токсичный материал. Кроме того, он склонен к возгоранию, продукты которого наиболее опасны для людей. Конструкторы «Абрамса» уверяют, что опасности для экипажа нет. Это действительно так – но только до момента первого сильного удара по броне.
Отсутствие автомата заряжания долгое время считалось в США достоинством танков «Абрамс». Как правило, такое мнение основывалось на двух основных аргументах: во-первых, хорошо тренированный заряжающий в первые секунды боя, пока он еще не устал, действует быстрее автоматики, а во-вторых, карусель, груженая снарядами, крайне опасна для экипажа в случае детонации боекомплекта. Эти соображения выглядят убедительными, однако именно из-за отсутствия автоматики американцы до сих пор не смогли оборудовать свои танки необитаемой башней.
Еще один минус — это высокая стоимость «Абрамса», превышающая шесть миллионов долларов. В последние годы, впрочем, цены на традиционно куда более дешевые российские танки тоже поползли вверх – судя по всему, для Т-90МС этот параметр составит около четырех с половиной миллионов долларов.
Боевое применение
Поскольку крупномасштабная война между блоком НАТО и странами Варшавского договора так и не состоялась, танки M1 Abrams не удалось использовать по их прямому назначению. Вместо этого они приняли участие во множестве региональных конфликтов, развязанных Соединенными Штатами Америки или их союзниками против заведомо более слабых в военном отношении стран. С учетом этого обстоятельства, оценить реальную боевую эффективность основного американского танка довольно сложно.
Операция «Буря в пустыне»
Летом 1990 года армия Ирака под надуманным предлогом вторглась в Кувейт и оккупировала эту небольшую страну. Спустя несколько месяцев американская армия приступила к выполнению операции «Буря в пустыне», целью которой являлось отражение этой агрессии и освобождение территории Кувейта.
Следует отметить, что основную роль в этой локальной войне сыграла мощная авиационная группировка США и их союзников. И всё-таки танки тоже приняли участие в боях – правда, только на завершающем этапе, а не с самого начала. Для M1 Abrams «Буря в пустыне» стала своеобразным дебютом. Главным его отличием от всех последующих эпизодов практического применения «Абрамсов» стало использование первой модификации этого танка, вооруженной 105-мм нарезной пушкой.
Это орудие позволяло американским танкистам уверенно воевать разве только с такими машинами, как Т-54/55 и (в несколько меньшей степени) с Т-62. Совершенство бортового оборудования улучшало ситуацию, но компенсировать вполне очевидную нехватку огневой мощи не могла никакая, даже самая совершенная электроника. К счастью для американцев, основу их танкового парка к началу боев составлял не исходный M1, а его более поздняя и совершенная модификация – М1А1 со 120-мм орудием.
По итогам войны успех «Абрамсов» казался вполне очевидным, исходя из соотношения потерь. Точное количество иракских танков, уничтоженных в боях с M1 Abrams подсчитать невозможно, поскольку над полем сражения всё время действовали штурмовики А-10 или вертолеты «Апач», которые также вели огонь по бронетехнике противника. Речь идет, во всяком случае, о нескольких десятках сожженных Т-72 и Т-55.
Американцы безвозвратно потеряли 9 «Абрамсов». Временно выведено из строя было до 14 боевых машин. Часть из них к тому же стала жертвой «дружественного огня». Следует отметить, что системы распознавания «свой-чужой» тогда на танке M1 Abrams не имелось – в результате был получен неожиданный опыт обстрела машины подкалиберными снарядами с сердечником из обедненного урана.
Применение танков M1 Abrams в Ираке с 2003 по 2008 год
В 2003-м году США начали новую военную кампанию против Ирака, обвинив эту страну в поддержке террористических группировок и в разработке оружия массового поражения. Оба обвинения были откровенно нелепыми, что никак не повлияло на решимость американцев. На этот раз танки M1 Abrams пошли в бой уже не на территории Кувейта, а внутри самого Ирака.
Сопротивление на этот раз оказалось куда более слабым. Ирак находился перед войной в крайне скверном финансовом положении из-за многолетних санкций со стороны стран Запада и поэтому значительную часть армии Саддама Хусейна попросту перекупили. Танковые бои стали намного более редкими, чем в 1991 году. В то же время фактор «дружественного огня» никуда не делся, и уже 21 марта 2003 года американский вертолет AH-1W выпустил ракету Hellfire по танку M1 Abrams. Машина получила сравнительно небольшие технические повреждения, но ремонтировать её почему-то не стали.
Через четыре дня произошел один из самых странных эпизодов в биографии «Абрамса». Начало выглядело банальным: два танка угодили в заранее подготовленную засаду и были обстреляны из гранатометов (скорее всего, из РПГ-7). Однако, как утверждают американцы, несколько попаданий не причинили «Абрамсам» никакого вреда. Тем не менее оба танка были потеряны – один из них стал жертвой двигавшейся в арьергарде боевой машины пехоты M2 Bradley, а причины гибели второго и вовсе остались неизвестными.
Каким образом «Брэдли» удалось поразить основной боевой танк при помощи 25-мм автоматической пушки, пусть и с тыльной проекции – совершенно непонятно. Можно предположить, что американцы просто не захотели признать успех иракских гранатометчиков, но всё это только догадки.
3 апреля произошёл еще один нелепый случай – противнику удалось уничтожить M1 Abrams удачной очередью из крупнокалиберного пулемета. Под удар попала слабо защищенная вспомогательная силовая установка. Сначала вспыхнула она, затем разлилось горючее, а в итоге пламя охватило всё моторно-трансмиссионное отделение.
В течение следующей недели не менее трёх «Абрамсов» было уничтожено в результате попаданий в топливные баки (два раза в наружные и один раз – в бортовой). Во всех случаях пылающее топливо, разлившись, проникало в двигатель и полностью выводило его из строя.
1 мая 2003 года власти США объявили о своей полной победе над Ираком. При этом сообщалось, что «Абрамсам» удалось уничтожить в ходе нескольких столкновений не менее сорока Т-72 без потерь со своей стороны.
Официальное завершение кампании, однако, не привело к полному прекращению боевых действий. В стране развернулась партизанская война, жертвой которой неоднократно становились танки M1 Abrams. На этот раз главной угрозой для них стали фугасы – обстрелы из гранатометов отошли на второй план. В начале 2005 года представители американского военного командования объявили о том, что тем или иным повреждениям подверглись до 70% всех танков, введенных в Ирак (их общее количество составляло 1135). В то же время серьезного ремонта или списания потребовали только 80 машин.
К 2008 году безвозвратные потери M1 Abrams в Ираке составляли уже 37 единиц, а на ремонт в США пришлось вывезти свыше пятисот танков. К сожалению, все приведенные данные вполне могут оказаться заниженными, поскольку подобная информация часто становится предметом сугубо пропагандистских манипуляций – достаточно сказать, что длительное время в некоторых американских изданиях утверждали, что «Абрамс» невозможно подбить в принципе.
Афганистан
После широко известного террористического акта 11 сентября 2001 года армия США вторглась на территорию Афганистана, где после ухода советского «ограниченного контингента» долгое время царили хаос и безвластие. Оккупация продолжается по сей день, несмотря на то, что её конечные цели становятся всё более непонятными.
Использование танков M1 Abrams в Афганистане носило и носит ограниченный характер. Несколько раз боевики из состава различных группировок, действующих на территории этой страны, совершали нападение на американскую бронетехнику, однако никаких результатов эти атаки не принесли.
Конфликты последних пяти-шести лет
Особой страницей боевой биографии M1 Abrams стало применение этих машин иракской армией. Если во времена Саддама Хусейна основным танком являлся советский Т-72 ранних модификаций, то после его свержения был осуществлен постепенный переход на американскую технику.
В 2014 году на территории Ирака появилось так называемое «исламское государство» (ИГИЛ), мощная террористическая группировка, ныне запрещенная в России. Иракская армия попыталась самостоятельно справиться с этой серьёзнейшей угрозой, но эта задача оказалась ей не по силам. Довольно быстро из 140 переданных американцами «Абрамсов» в строю осталось лишь 40 машин.
Следует отметить, что часть танков была не уничтожена, а захвачена террористами вместе с другими видами боевой техники. К счастью для правительства Ирака, среди боевиков ИГИЛ не нашлось квалифицированных танкистов. В итоге захваченные «Абрамсы» использовались террористами в основном в качестве учебных мишеней. Некоторые из них каким-то образом попали потом на территорию Сирии, где уже шла гражданская война.
К 2020 году террористам, действующим в Ираке, удалось уничтожить не меньше 80 танков M1 Abrams различных модификаций. Характерной особенностью стало то, что в этот раз боевые машины во многих случаях становились жертвами противотанковых управляемых ракет.
Такая же тенденция проявилась и в Йемене. На территорию этой маленькой страны в 2015 году вторглись войска целой коалиции арабских государств под неформальным руководством Саудовской Аравии. При этом широко применялись танки «Абрамс» модификации M1A2S. Действовать им пришлось против маленьких отрядов, ведущих партизанскую войну. Главным противотанковым средством вновь стали фугасы. Точное количество потерянных в Йемене «Абрамсов» неизвестно, однако оно составляет не менее нескольких десятков машин. По крайней мере две из них были уничтожены при помощи давно устаревшего ПТРК «Фагот» — соответствующий ролик попал в Интернет.
Подводя итоги, можно отметить, что танк M1 Abrams показал себя на полях сражений достаточно надёжной боевой машиной. Обращает на себя внимание то, что в большинстве случаев уничтожение «Абрамса» не приводило к гибели экипажа. В то же время нельзя не заметить, что действовать этим танкам пришлось главным образом против пехоты, что совершенно не совпадает с их исходным предназначением.