«Челленджер-2» — это основной боевой танк вооруженных сил Великобритании, разработка которого началась во второй половине 80-х годов. По сути, эта боевая машина является глубокой модернизацией танка «Челленджер», принятого на вооружение армии Ее Величества в начале 80-х годов. Можно добавить, что «Челленджер-2» — это третий по счету танк в английской армии, который носит это имя. Также «Челленджером» называлась одна из модификаций среднего танка «Кромвель» — боевой машины периода Второй мировой войны.
В настоящее время Challenger 2 («претендент, бросающий вызов») считается одной из наиболее защищенных боевых машин в мире.
Кроме сухопутных сил Великобритании, танк «Челленджер-2» стоит на вооружении армии Омана. Он успел поучаствовать в реальных боевых действиях: в Косово и во второй иракской кампании (с 2003 по 2010 год).
В 2009 году компания-производитель BAE Systems заявила, что сворачивает производство боевых машин из-за отсутствия государственного заказа на них и невозможности реализовать танки на международном рынке. Однако в 2014 году было объявлено о начале программы модернизации «Челленджера-2» с целью продления его срока эксплуатации до 2035 года. Однако в настоящее время с реализацией этой программы возникли определенные трудности.
Всего за годы серийного производства было выпущено более 400 танков «Челленджер-2».
История создания танка Челленджер-2
В 60-е и 70-е годы основным боевым танком (ОБТ) английской армии был «Чифтен». Эта машина обладала высокой огневой мощью (пушка 120 мм) и приемлемой броневой защитой. Многие эксперты называли «Чифтен» одним из сильнейших западных танков своего времени. Однако в начале семидесятых в Советском Союзе на завершающем этапе находились работы по созданию танков нового поколения – Т-64, Т-72 и Т-80.
Поэтому в 1972 году между Великобританией и ФРГ было подписано соглашение о совместной разработке нового танка. Сотрудничество продолжалось до 1977 года и завершилось безрезультатно. Однако технический задел, полученный в ходе реализации совместного проекта, позволил англичанам создать новый танк – «Челленджер». И, хотя, он был разработан на основе танка «Чифтен», боевые характеристики новой машины оказались гораздо более продвинутыми.
Эксплуатация нового танка началась в 1983 году, его производство продолжалось до 1990 года. Разработкой боевой машины занималась компания Vickers Defence Systems, всего было изготовлено 420 «Челленджеров».
Танк «Челленджер» участвовал в первой войне в Персидском заливе (1990 год), показав при этом практически полную непригодность к использованию в тяжелых условиях пустыни.
Вообще, следует отметить, что на «Челленджер» практически сразу после его появления обрушился настоящий шквал критики. В первую очередь отмечалась невысокая надежность машины, неудобство работы экипажа, неудовлетворительная система управления огнем (СУО). Еще больше распалила критиков неудача английских танкистов на Кубке канадской армии, который состоялся в 1987 году. Провал привел в настоящее замешательство британских военных. Скандал получился настолько громким, что «Железная леди» Маргарет Тэтчер потребовала, чтобы результаты расследования были доложены ей лично.
Целый ряд английских и иностранных экспертов основной причиной неудач с «Челленджером» называли отсутствие конкуренции среди британских танкостроителей: компания Vickers занимала абсолютно монопольное положение.
В этих условиях правительство Великобритании объявило тендер на создание нового танка для сухопутных сил страны. Кроме компании Vickers, к нему были допущены и иностранные производители: американцы с «Абрамсом» М1А1, немцы с «Леопардом-2» и даже бразильцы, которые предлагали танк ЕЕ-Т1 «Озорио». Рассматривался организаторами конкурса и перспективная французская машина «Леклерк».
Впрочем, конкурс больше напоминал хорошо организованное представление. Дело в том, что англичане просто не могли отдать данный заказ иностранцам, это бы означало поставить крест на собственном танкостроении. Для компании Vickers неудача в тендере означала неминуемое банкротство, вместе с ней на дно бы пошли сотни фирм-субподрядчиков. Таким образом, перед британским правительством стоял нелегкий выбор, причем речь шла не о технических характеристиках танка, а о судьбе стратегической отрасли в целом. Испытания боевых машин проводились на полигоне в Бовингтоне, от английского производителя в них принимал участие первый «Челленджер». Если проанализировать тематические публикации тех лет, то может сложиться впечатление, что и американцы и немцы сами не слишком верили в возможность своей победы.
Предсказать победителя тендера было несложно: его фаворитом стал новый танк компании Vickers – «Челленджер-2». И это при том, что на момент проведения конкурса данная машина существовала только на бумаге. Презентация этого проекта состоялась только в начале 1987 года. Основным отличием машины была башня улучшенной формы, более совершенная СУО и новая пушка. По сути, инженеры исправили основные недостатки в конструкции «Челленджера», на которые было больше всего нареканий.
В начале следующего года компания Vickers за свой счет изготовила восемь опытных башен, а в декабре 1988 года с Министерством обороны был заключен контракт (сумма 90 млн фунтов) на постройку девяти опытных танков. Испытания первого из них начались в 1989 году. Летом 1991 года после довольно длительных сравнительных испытаний (в них участвовали «Абрамс», «Леопард-2» и «Леклерк»), Министерство обороны Великобритании решило-таки поддержать отечественного производителя и признало «Челленджер-2» победителем.
Серийное производство танка было налажено на заводах в Лидсе и Ньюкасле, всего же в изготовлении машины принимало участие более 250 компаний-подрядчиков. Первые машины сошли с конвейера летом 1994 года. В этом же году были проведены серьезные испытания надежности машины, во время которых танк эксплуатировался в особенно жестких условиях. «Челленджер-2» успешно прошел их и доказал, что полностью соответствует требованиям, которые выдвигались военными.
Главной «изюминкой» новой машины стала ее башня улучшенной конструкции, по форме она отличается от башни «Челленджера» и имеет меньшую радиолокационную заметность. С появлением самолетов радиолокационной разведки танкостроители стали уделять этому аспекту повышенное внимание. Танк получил новую 120-мм пушку L30 с длиной 55 калибров и хромированием канала ствола для увеличения его ресурса. Конструкторы уделили много внимания повышению кучности и точности стрельбы орудия.
Корпус новой машины внешне практически не отличался от корпуса «Челленджера», однако его конструкция подверглась серьезным улучшениям. Корпус и навесные экраны (как и башня) «Челленджера-2» были выполнены из улучшенной брони типа «чобхэм» (ее состав до сих пор является секретом), которая обеспечивала лучшую противоснарядную защиту. В передней части корпуса танка были установлены узлы для крепления бульдозерного оборудования. В конструкцию двигателя и трансмиссии было внесено 44 изменения.
Некоторые конструкторские решения, использованные на «Челленджере-2», явно скопированы с советских боевых машин. «Челленджер-2» стал первым западным танком, получившим дополнительные внешние навесные баки – типичный элемент для большинства машин, выпущенных в СССР. Английские конструкторы сделали их легкосбрасываемыми.
Для создания дымовой завесы «Челленджер-2» мог использовать не только специальные мортиры, но и впрыск дизельного топлива в выхлопную систему – это еще одно решение, типичное для советской школы танкостроения.
Первые машины стали поступать в войска в 1995 году. Их эксплуатация сразу же выявила многочисленные дефекты, связанные с системой управления оружием и прицелами. Компании Vickers пришлось устранять их за собственный счет. Поэтому массовая поставка танков в строевые части затянулась. В 1995 году был заключен контракт на поставку 18 танков вооруженным силам Омана.
Танки, предназначенные для арабов, несколько отличались от базовой модификации. У них была улучшена система охлаждения и кондиционирования, а на башне установлен 12,7-мм пулемет М2. Следует отметить, что «пустынная» модификация машины изначально разрабатывалась для участия в тендере для вооруженных сил Саудовской Аравии, в котором, кроме англичан, принимали участие и американцы с «Абрамсом». В итоге саудиты выбрали более именитого «американца». Однако вскоре пустынная версия «Челленджера» пригодилась и самим англичанам, после того, как Британия приняла участие во второй войне в Персидском заливе.
В 2009 году компания BAE Systems (в ее состав сегодня входит Vickers Defence Systems) заявила о прекращении серийного производства ОБТ «Челленджер-2». Годом раньше стартовала программа по модернизации танков, находящихся на вооружении сухопутных сил Великобритании. Машины получили новый комплект навесной брони, улучшенную пушку и двигатель, более совершенную трансмиссию и систему управления огнем. Планировалось модернизировать 250 боевых машин.
В 2014 году было объявлено о следующем этапе модернизации «Челленджера-2» (CR2 LEP), которая по замыслу британских военных сможет продлить срок службы этих боевых машин до 2035 года и значительно повысить их боевые характеристики. Однако тут возникли некоторые проблемы. Дело в том, что Vickers Defence Systems (в составе BAE Systems) уже утратила компетенцию по модернизации танков, единственной английской компанией, которая работала с «Челленджер-2», является Babcock DSG, но она только проводила обслуживание и снабжение этих машин. Тем не менее, обе этих фирмы участвуют в тендере. Кроме них, заявки подали американская Lockheed Martin UK и израильская Elbit Systems. Вероятно, что для успешного проведения намеченной модернизации компаниям-участницам конкурса придется объединится. Свою заинтересованность в модернизации машин уже высказал и Оман, на вооружении которого также стоят танки «Челленджер-2».
Кроме того, не совсем понятно, что именно будет улучшено в танке. В нынешнем году ожидается решение британского военного ведомства относительно установки новой системы управляемого ракетного вооружения и средств оптико-электронного подавления. В СМИ появлялась информация о возможной замене орудия, но непонятно хватит ли у британцев на это денег. Многое будет зависеть от бюджета, который будет выделен государством на программу модернизации, и количества машин, планируемых к улучшению.
Описание конструкции Челленджер-2
ОБТ «Челленджер-2» выполнен по классической компоновочной схеме. В носовой части машины находится отделение управления, за ним идет боевое отделение и моторно-трансмиссионный отсек, расположенный в корме танка.
В отделении управления находится место механика-водителя, которое размещено на центральной оси машины, справа и слева от него расположены части боекомплекта. Механик-водитель управляет танком, находясь в положении полулежа. Остальные три члена экипажа – наводчик, командир и заряжающий – размещаются в боевом отделении.
Башня и корпус танка выполнены из многослойной брони «чобхэм» второго поколения. Возможна установка (опционная) модулей динамической защиты ROMOR и решетчатых экранов по бокам корпуса машины. Единственной «слабая» зона танка – это нижняя лобовая деталь, которая, по сути, является обычным листом броневой стали, но ее можно усилить динамической защитой. С учетом динамической защиты и решетчатых экранов общая масса «Челленджера-2» составляет 74,95 т. Считается, что общий уровень защиты танка от БПС и КС не уступает немецкому «Леопарду-2» модификации А5.
«Челленджер-2» вооружен нарезной 120-мм пушкой L30A1, канал ствола которой хромирован. Боекомплект составляет 52 выстрела раздельного заряжания, причем заряды и снаряды хранятся отдельно друг от друга. В состав боекомплекта входят осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные и дымовые снаряды.
Приводы наведения орудия электрические. Снаружи ствол закрыт специальным кожухом, пушка L30A1 стабилизирована в двух плоскостях.
С орудием спарен пулемёт L94A1 (7,62 мм) на крыше башни находится еще один дистанционно управляемый пулемет L37A2 (7,62 мм).
Танк имеет систему управления огнем, разработанную компанией «Дженерал Дайнэмикс». Базовая модификация машины имела один тепловизор, который выдавал картинку и командиру, и наводчику. С 2007 года каждый из них получил свой собственный прибор. Хорошо подготовленный экипаж на танке «Челленджер-2» за одну минуту может поразить семь целей.
В СУО машины входит баллистический вычислитель General Dynamics Canada, стабилизированный дневной прицел командира VS 580 (угол обзора 360°, такой же установлен на французском «Леклерке»), а также основной (также стабилизированный) прицел наводчика с лазерным дальномером и тепловизором.
«Челленджер-2» имеет гидропневматическую подвеску. Танк оснащен двигателем «Перкинс 12V» мощностью 1200 л. с. и гидромеханической трансмиссией TN-54, которая обеспечивает 6 передних и 2 задние передачи.
Применение танка
Танки «Челленджер-2» активно использовались британскими войсками во время операции в Ираке (2003-2010 гг.). И надо отметить, что эти боевые машины показали себя весьма неплохо. В частности, они участвовали в так называемой Битве за Басру, где оказывали огневую поддержку подразделениям, штурмующим город.
За все время иракской кампании известно только о двух серьезных инцидентах с этими боевыми машинами, причем в одном из случаев «Челленджер-2» был уничтожен «дружественным» огнем. При этом погибли два члена экипажа. В 2007 году граната из РПГ попала в нижнюю лобовую деталь танка и пробила ее. В результате механик-водитель получил ранение.
Во время штурма Басры некоторые из британских «Челленджеров» имели до 70 попаданий из ручных гранатометов, но не получили пробития брони. Весьма эффективно действовали «Челленджеры» и против иракских танков, но следует отметить, что это были очень старые машины советского производства.
В целом же, «Челленджер-2» показал себя в тяжелых условиях пустыни с лучшей стороны, как очень надежная и эффективная боевая машина с отличной проходимостью. Всего в Ираке было задействовано 120 танков.
Характеристики ТТХ Челленджер-2
Ниже указаны основные характеристики танка Challenger 2:
- боевая масса — 62,5 т;
- длина корпуса — 8,3 м;
- ширина — 3,5 м;
- высота — 2,5 м;
- вооружение – пушка L30A1 (120 мм) и два пулемета (7,62 мм);
- боекомплект орудия — 52 выстрела;
- двигатель – Perkins CV-12, 1200л. с.;
- скорость по шоссе — 59 км/ч;
- скорость на пересеченной местности — 40 км/ч;
- запас хода — 450 км;
- экипаж — 4 чел.